Они обещают замахнуться на преподавание "Основ православной культуры" и служить миссионерские всенощные бдения и литургии под открытым небом на берегу Селигера. В прошлом году они защищали "Бронзового солдата", а в этом решили устроить альтернативное "диомидовцам" стояние в поддержку церковного единства у стен Архиерейского Собора. С момента создания православного корпуса движения "Наши" прошло чуть больше года, и главный православный комиссар Борис Якеменко в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Артуру Приймаку подводит некоторые итоги.
Каковы главные задачи православного корпуса движения "Наши"?
Наш корпус это общественная молодежная организация, состоящая из искренне верующих людей. Он был создан не столь давно и призван выполнять следующие задачи: привлекать молодежь в Церковь, рассказать на доступном молодым людям языке, что Православие не религия стариков и "лузеров", а вера вполне успешных людей, любящих свою Родину, свою культуру, свой язык. То есть наше православное направление защищает Церковь и культуру. При этом любая наша крупная инициатива обсуждается с Церковью, и мы действуем только по благословению. В прошлом году на озере Селигер состоялся слет движения, приезжали священнослужители, читались лекции, проводились беседы, была отслужена миссионерская литургия.
Что подвигло Вас на написание учебника по "Основам православной культуры"? Какие цели Вы перед собой ставили?
Учебник по "Основам православной культуры" как раз и служит тому, чтобы рассказывать молодежи на понятном ей языке о родной культуре, о православии, об исторической роли Церкви. Преподавание "Основ" уже ведется в ряде регионов России, и молодые люди, до этого мало знакомые с православием, стали интересоваться, многие пошли в храм... Не соглашусь с теми, кто начал говорить, будто бы "комиссары "Наших" будут преподавать "ОПК" по их же учебнику". Над этим пособием работал целый коллектив авторов, из числа которых к "Нашим" отношение имею только я. А что касается прилагаемого диска, то там вообще поют монахи Троице-Сергиевой лавры. Из тех, кто преподает этот предмет на местах, тоже очень мало кто имеет отношение к движению.
А кто, на Ваш взгляд, сегодня чинит основные препятствия "Основам православной культуры"? Отдельные чиновники министерства образования?
Это не так. Если кто и ставит препятствия, то это те, кто призывает верующих отказаться от паспортов и ИНН. Повторю, преподавание "ОПК" уже во многих местах успешно ведется, и, как правильно сказал отец Всеволод Чаплин на нашей общей пресс-конференции, проблемы с внедрением этого предмета сконцентрированы в границах Москвы и Московской области.
Когда шла работа над главой вашего учебника "Русский рок и православие", проводились ли консультации с Кинчевым, Шевчуком?
Над этой главой работала одна моя аспирантка из Российского университета Дружбы народов, которая очень давно изучает тему "Православие и русская рок-культура". Когда работа шла, конечно, были идеи привлекать к ней и Кинчева, и Шевчука, и многих других, но, на мой взгляд, эти люди в своих интервью уже сказали вполне достаточно. К тому же, есть многочисленные свидетельства и выступления игумена Сергия (Рыбко), диакона Андрея Кураева, которые доказывают преимущественно православный характер русского рок-движения.
Во многих российских городах в последние годы стали появляться неформальные православные рок-клубы, тот же московский клуб "Факел" на Войковской. Эти клубы вынуждены сегодня бороться за существование. Скажем, если к "Нашим" обратится представитель подобного клуба, какую помощь ему может оказать движение?
Смотря какова будет просьба... Да, подобные клубы существуют, некоторые из них опекает игумен Сергий. Если, допустим, на клуб начнутся нападки, мы готовы организовать пикеты, начать собирать подписи. Но если проблема только в том, что у них заканчивается аренда, здесь ничего сделать нельзя. Движение, конечно, поддерживает благие инициативы, но не финансово и не посредством политического или другого лоббирования интересов. Все должно быть честно.
Весной 2007 года "Наши" провели серию акций протеста возле эстонского посольства в Москве. Сейчас непростая ситуация с Украиной. Будут ли проводиться акции протеста против русофобской политики "оранжевых", и в какой форме?
С Эстонией все было гораздо однозначнее, так как эстонское руководство пошло на откровенную провокацию. Если бы они просто решили перенести "Бронзового солдата", это было бы их право. Другое дело, что эстонская сторона знала: это не просто постамент, а мемориал, под памятником покоятся останки советских воинов. Процедура эксгумации была проведена совершенно варварским способом, похороненных на холме Тынисмяги назвали "пьяницами, мародерами, насильниками". В ответ на эти действия движение провело серию акций протеста. Если что-то подобное станет происходить на Украине, именно тогда нужно будет вмешаться, и не раньше. Православный корпус движения "Наши" сейчас выжидает момент.
Как происходит православное свидетельство в летнем лагере "Наших"? Что было в прошлом году, как будет в этом?
В прошлом году мы были созданы буквально за два месяца до Селигера, поэтому для нас было важно собрать команду, которая смогла бы отработать какие-то форматы. В летнем лагере мы собрали несколько тысяч подписей за введение "Основ православной культуры", отмечали христианские праздники, прошла миссионерская литургия, которую отслужили отец Всеволод Чаплин, отец Андрей Кураев и монахи Нило-Столобенской пустыни. Мы работали в монастыре, разговаривали с огромным количеством людей, обсуждали многие духовные вопросы. То есть можно сказать, что мы на Селигере организовывали духовную жизнь.
В этом году, конечно, там будут проведены акции, которые мы уже опробовали. Но, кроме того, учитывая, что нынешний Селигер это инновационная площадка, мы постараемся разработать комплекс предложений по организации православных молодежных структур и будем представлять их различным епархиям в качестве определенных рекомендаций к действию, будем вступать с ними в контакты и так далее. Разумеется, в этом году также будет служиться миссионерская литургия. На Селигер приедут известный богослов Алексей Осипов, игумен Сергий (Рыбко), проповедующий среди неформальной молодежи, протоиерей Всеволод Чаплин, многие представители духовенства будут там жить. Поэтому мы надеемся, что тем, кто в этом году поедет на Селигер с 12 по 26 июля, будет объясняться суть и значение православия.
Что представляла собой миссионерская литургия, которую в лагере "Наших" служили отец Всеволод и отец Андрей?
Эту литургию служили на большой сцене, на которой обычно выступают различные команды. Накануне два иеромонаха исповедовали огромное количество желающих, более 400 человек. Очень важно, что большинство из этих людей исповедовалось впервые. На следующий день исповедь продолжилась, после чего была отслужена литургия с участием монахов Нило-Столобенской пустыни и хора православного корпуса "Наших". В силу того, что богослужение совершалось на открытой сцене, все могли видеть, что там происходит. Не было традиционного иконостаса. Отец Андрей Кураев объяснял, что будет читаться в Евангелии, Апостоле, что такое евхаристический канон от начала и до конца.
После литургии люди подходили к отцу Всеволоду и признавались, что, хотя они ходят в церковь довольно давно, впервые им все было так доступно и понятно. Сам отец Всеволод в книге "Лоскутки" говорит, что одним из самых сильных впечатлений для него была миссионерская литургия в лагере "Наших" на Селигере, а это очень дорогого стоит. Надеемся, что в этом году у нас пройдет еще и миссионерская всенощная.
Там же, в лагере, отец Всеволод крестил и венчал в часовне. Мы записали все богослужения, и диски с ними раздавали некоторым архиереям на прошедшем Архиерейском Соборе в качестве определенного пособия. Это серьезный опыт, который следует изучать.
В таком случае что Вы можете ответить тем пастырям, которые отказываются признавать такой опыт и требуют прекратить практику миссионерских литургий?
Перед Богом нет плохих людей. Недопустимо считать человека греховным только потому, что у него ирокез, или серьга в ухе, или юбка не той длины... Только один Бог знает, кто праведен, а кто нет, и подходить с такой меркой совершенно недопустимо. Как говорил Коровьев, "вы можете ошибиться, причем весьма крупно". Поэтому мы часто говорим, что внешний "нарост" на неформальной молодежи это попытка защиты от грубого общества. Под этим "наростом" скрывается чуткая и ранимая душа, которую надо открывать. Отец Сергий, который работает с панками, хиппи, неформалами, делает их совершенно нормальными людьми. На Селигере исповедовалось почти 500 человек, и вы бы видели этих людей! Они до Селигера, похоже, никогда раньше порог храма не переступали. Видно, что у них было много того, что нужно было открыть священнику, в чем нужно было исповедоваться перед Богом. И это очень важно
Источник: Интерфакс-религия