ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Нам нужно учиться на горьком опыте предков..."

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) :: 07 июля 2008

Ответы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на вопросы телеканала "Союз" и радиостанции "Воскресение"

– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала "Союз", слушатели радиостанции "Воскресение". Сегодня в нашем эфире вновь программа "Архипастырь", и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.

– Бог благословит. Помоги всем нам Господь.

– Владыка, спасибо. А начнем мы нашу сегодняшнюю передачу с событий исторических – с 9 мая, со дня победы. Расскажите, пожалуйста, каково значение этого дня в судьбе России и судьбе Православия?

– День Победы – это великий день для нашей страны. Когда на нашу землю напали фашистские войска, чтобы уничтожить Россию как страну православную, весь народ православный восстал против врага, и церковь с первых же дней этой кровопролитной войны благословила народ на победу, на борьбу, милостью Божией и слезами и молитвами наших отцов. Хотя в то время еще бушевал атеизм и была очень сложная ситуация с церковью, враг мог нанести еще больший удар по Церкви, поэтому трудами наших солдат и офицеров была одержана Великая победа. Конечно, для нас это и урок в какой-то степени, потому что на войне многие обратились к Богу, к Церкви. Мы знаем, что после окончания войны тысячи и тысячи людей стояли в очереди и крестились в храмах Божиих, потому что они обещали перед Богом: если Господь даст жизнь, избавит от смерти, они обязательно крестятся и станут ходить в Церковь Божию. Это был новый подъем духовной, церковной жизни в нашей стране. Можно сказать, это было и покаянием за соделанные грехи – убийства и кровопролития, уничтожение храмов. Страданиями в годы войны Господь омыл, очистил народ от скверны греховной и возвратил многих к Церкви, к церковной жизни. Поэтому для нас имеет большое значение эта победа, и дай Бог, чтобы мы всегда помнили об этой войне и понимали, что мы должны жить так, чтобы гнев Божий не допускал бедствий, подобных Великой Отечественной войне.

Отступление от Бога, от Церкви, от Христа приносит великие страдания и трудности. Чем ближе мы будем к Христу, тем больше Господь сохранит нас и поможет нам утвердиться в мире, благополучии, в жизни по заповедям Божиим и стремлении к вечному блаженству.

– Владыка, мы празднуем 63-ю годовщину Победы; после войны прошло много лет. А как Вы считаете, современное поколение смогло бы одержать такую победу?

– Я думаю, что смогло бы. Конечно, есть определенные трудности: люди мало воспитаны в патриотизме. Но Россия – особая страна, она может найти в себе силы в любое время сплотиться и дать отпор любому врагу. Поэтому не советуем никому покушаться на Русскую землю: Господь поможет нашему народу отразить любые нападения.

– Владыка, спасибо за ответ. Перейдем к вопросам, которые поступили нам в перерывах между передачами. Вопрос от Фотинии из Екатеринбурга: "10 лет назад мой отец покончил жизнь самоубийством. Можно ли его поминать один раз в год в Церкви? Какую молитву читать дома? Его грех может перейти на меня и на моих детей?"

– Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Я знаю, в народе бытует убеждение, будто в Троицкую родительскую субботу можно поминать самоубийц, но это неправильно – никогда не позволяется в Церкви поминать самоубийц. Нужно молиться домашней молитвой, совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.

– Владыка, в одной из предыдущих передач Вы говорили, как нужно молиться об убиенных во чреве детях. Телезрительница просит: повторите, пожалуйста.

– Да, этот грех очень тяжел – грех детоубийства, убийства невинного беззащитного существа. Подумайте: на какие страшные муки обрекают младенца – вырывают руки и ноги; хотя они маленькие, но это руки и ноги уже сформировавшегося человека! И душа убиенного находится в неопределенном месте, поэтому отцу и матери, которые совершили такой грех, нужно молиться, чтобы Господь помиловал, простил и их, и душу, загубленную таким страшным грехом.

Необходимо молиться дома за своих детей, погубленных в чреве, ходить регулярно в церковь в праздничные и воскресные дни, исполнять обязанности православного христианина, поститься в среду и пятницу круглый год, соблюдать многодневные посты. Часто исповедоваться, каяться, причащаться в праздничные и воскресные дни, когда есть благословение духовника. Очень важно, конечно, совершать поступки, противоположные содеянному греху – добрые дела. Например, взять на воспитание брошенных детей. Их очень много в роддомах, в домах ребенка. И они нуждаются в помощи, нуждаются в домашнем семейном уюте, хотят обрести маму и папу. Если человек будет воспитывать это дитя и доводить его до духовного, нравственного совершенства и сподобит его небесных обителей таким воспитанием, это послужит прощению содеянных грехов и тому, что ребенок, который был загублен абортом, тоже получит от Бога милость.

Это очень важное дело, как и обращение человека, находящегося далеко от Церкви, от Бога, который глубоко заблуждается, погряз в каких-то страстях, пороках. У нас есть возможность его отвратить от ложного пути, привести к Богу. Тогда есть надежда, что Господь помилует, простит, покроет множество грехов наших, если мы отвратим от ложного пути людей, которые нас окружают, заблуждающихся, пораженных грехом. Вот путь и труд, за который Господь дает милость и избавляет нас от наказаний за совершение тяжких грехов – от вечных мучений за соделанные грехи.

– Владыка, телезритель задает такой вопрос: "Кто такие кочетковцы и стоит ли с ними общаться?"

– Есть такое движение среди современных верующих, которые придерживаются особого мнения московского священника Георгия Кочеткова. У них либеральное отношение к богослужению, к вере. Хотя они стараются быть в Церкви, но имеют какие-то свои особенности. Отец Георгий утверждал: такой подход – для того, чтобы молодых людей, живущих "свободной" и греховной жизнью, обратить к Богу, к Церкви, к церковной жизни. Но, к сожалению, обратившись таким образом, они продолжают жить, как и прежде. И живут по своим соображениям, хотя христиане должны жить не по своим воле и желаниям, а по воле Божией. Мы отличаемся от других религиозных конфессий тем, что стараемся отречься от своей греховной воли и стремиться жить по воле Божией. Такой у нас должен быть жизненный подвиг – самоотречение и приближение своей жизни к жизни евангельской, святоотеческой, к жизни церковной, к жизни по воле Божией.

– Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте!

– У меня такой вопрос. Видел, как прихожанка одного из храмов принесла землю с могилы усопшего и высыпала в храме для отпевания родственника. Правильно ли это? И как поступать в таких случаях?

– Обычно так и делается, если не было возможности отпеть усопшего в храме Божием. Лучше обязательно делать отпевание в храме, чем заочно, но если невозможно было отпеть очно, то берется с могилки усопшего земелька, приносится в церковь, и там над ней совершается чин погребения, отпевания. Потом ее вновь сыплют на могилку. Или берут землю в храме и тоже отсыпают на могилки. Если усопший похоронен далеко и невозможно в ближайшее время это сделать, то отсыпают эту земельку на любую могилку и потом перенносят на ту могилку, где похоронен усопший, над которым совершилось отпевание. Такова церковная практика. Но лучше всего отказаться от заочного отпевания. Сейчас у нас храмов много, в большинстве населенных пунктов есть храмы, можно отпеть усопшего в храме – привезти в церковь и дать ему возможность последний раз побывать на службе в храме Божием, попрощаться с прихожанами и с храмом. Поэтому лучше всего, еще раз повторяю, отпевать очно.

– Жительница Каменска-Уральского Кристина задает такой вопрос: "В настоящее время навязчиво говорят о необходимости каяться за убийство Царя и священников. На мой взгляд, человек никого не убивал, да и сама Церковь была виновата – обладая богатством и землями, заставляла ходить людей в храм. Должно ли новое поколение каяться в грехе цареубийства?"

– Церковь, хотя имела земли и какой-то достаток, в этом не согрешала пред народом, а наоборот, имела возможность больше помогать нуждающимся людям. Благодаря Церкви все земли были очень хорошо ухожены и приносили много земных плодов, которые питали множество и множество народа. Поэтому вменять это Церкви в грех или обвинять ее в чем-то – неправильно. Что касается покаяния в грехе цареубийства, то нужно понимать это таким образом: к греху цареубийства наше общество привело отступление от Бога. И это отступление от Бога и ожесточение своего сердца к добродетельной жизни, милосердию, состраданию привело к тому, что нашлись злодеи, убившие невинных людей, притом еще и детей. В настоящее время нам нужно учиться на горьком опыте предков, стараться жить церковно, благочестиво, в покаянии своих грехов, которые мы совершаем ежедневно, может, ежечасно – видеть свои грехи, замечать недостатки, быть внимательным к своей жизни. Если наша жизнь не соответствует евангельской, мы должны её поправить. И тогда это будет путь покаяния, который нам необходим в современной жизни, чтобы не отступать от Бога, а приближаться к Нему – избегать того пути, по которому шли наши отцы и деды и довели Россию до революции, цареубийства, кровопролитной гражданской войны. Нам сейчас нужно знать: отступление от Бога, Церкви, церковной жизни приводит к страшным явлениям! И чтобы не повторить грех наших предков, нам нужно жить благочестиво, богоугодно, приступать часто к таинству Покаяния – это великая милость Божия, что Господь дал нам такое таинство. И мы должны благодарить Бога, что имеем возможность постоянно, может быть, даже ежедневно приступать к этому таинству, очищать свою душу от содеянных грехов, быть в мире с Богом, с людьми. Поэтому, когда мы призываем к покаянию, и Святейший Патриарх нас призывает в рамках наших церковных правил каяться в своих грехах, жить по воле Божией, жить в покаянии за содеянные грехи, исправляться и жить добродетельно, не возвращаясь к тем грехам, которые делали наши отцы – жить более нравственно, духовно, благочестиво и богоугодно. Это будет истинный путь покаяния, который приведет нас к обновлению жизни и возрождению великой славы нашего Отечества.

– Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте!

-Здравствуйте! Раба Божия Надежда из Екатеринбурга. Моему брату было 57 лет. Его сбила машина насмерть. Как мне за него молиться, как его поминать и как свечку ставить? Он был крещен.

– Надо молиться, поминать его и свечку ставить. Молиться дома и в церкви за его упокоение.

– Сын нашел на земле икону. В церковной лавке храма сказали, что с земли ничего поднимать нельзя. Как правильно поступить?

– Можно и нужно поднимать с земли иконочку или крестик – не дай Бог, чтобы было поношение святыни. Надо обязательно поднять, почистить икону или крестик и поставить их на достойное место дома или там, где с особым почтением относятся к святым иконам – это святыня, и к ней надо относиться с благоговением, а не оставлять её на поругание ближних, которые могут по незнанию её топтать... В обязанность православным христианам вменяется, если мы найдем иконочку или крестик, обязательно их взять и с благоговением установить в том месте, где они будут в должном почтении.

– Вопрос от Валентины связан с известными словами: "Один Господь, одна вера, одно Крещение". Она говорит: "Я была крещена четыре раза. В детстве в православном храме, потом у баптистов, затем в православном храме окроплением и четвертый раз – в православном храме через погружение. Нагрешила ли я?"

– В нашей Церкви мы крестимся только раз в жизни. Если случилось, что человек православный перешел, по своему неразумию, в другую веру, то, если он пришел в себя и раскаивается в этом, возвращается в Церковь через покаяние, через особый чин присоединения к Православной Церкви, – но не крестится еще раз. Поэтому если человек четыре раза крестился, три раза в Православии, это неправильно. Один раз он должен креститься, несмотря на то, что попал в какие-то заблуждения. Нужно каяться в этом, отвергать все заблуждения, которые он имел. И нужно хорошо изучить православные истины и их принимать, придерживаться и жить благочестиво, каясь в содеянных грехах, чтобы Господь простил и помиловал. Есть здесь грех, нужно каяться, молиться. В первую очередь надо сходить на Исповедь, обо всем рассказать и постараться исправиться.

– У нас звонок из Мичуринска. Алло!

– Здравствуйте, Владыка. Я хочу задать вам три вопроса. Первый вопрос: почему не захоронили Ленина? В чем проблема? Второй вопрос: почему аборт – грех? Третий вопрос: можно ли умершего от алкогольного отравления отпевать?

– Что касается Ленина, все мы, православные люди, знаем, что лучше было бы захоронить его останки. Но это не дело Церкви, церковных деятелей. Это дело всего народа. Есть власть, к которой мы как полноправные члены общества имеем право обращаться с этими вопросами, и она должна прислушиваться. Видимо, еще не пришло время. Мало таких людей, которые желают, чтобы захоронили Ленина. Пока многие, наверное, больше желают, чтобы он остался в мавзолее. Если люди будут требовать, чтобы было захоронение, то власть прислушается к этому. Главное, чтобы в нашей стране не было разделения, а было единое мнение: пришло время, нужно его хоронить.

Что касается абортов, то, конечно, это большой грех: грех детоубийства. И нужно на государственном уровне принять закон, чтобы исключить из нашей жизни такой страшный грех. Но опять-таки принимаем решение не мы с вами, а все наше общество. Мы должны обращаться к законодательной власти – каждый из нас идет на выборы, мы выбираем того или иного депутата в Государственную Думу и имеем полное право к нему обращаться и требовать, чтобы включили в повестку дня вопрос об абортах и приняли решение, чтобы этот грех не совершался в нашей жизни.

Третий вопрос... По нашим каноническим правилам отпевать таких людей не положено. Но мы идем навстречу родственникам, которые плачут, сокрушаются и просят, убеждают: хотелось бы, чтобы был отпет этот человек, оправдывая его тем, что он был таким больным – уже сам не понимал, что делает, так был захвачен этой страстью, что уже не мог себя сдерживать. Это все правильно, но ведь все с малого начинается... Поэтому сначала нужно было себя ограничивать, заставить не употреблять чрезмерную дозу спиртного. И не случилась бы эта беда! Сейчас есть ситуации, когда таких людей не отпевают, а есть – когда отпевают. Индивидуально этот вопрос решается.

– Владыка, Капитолина просит разъяснить, для кого предназначена церковь – для народа или для церковнослужителей? Если для народа, то почему тогда очень часто меняются облачения у служителей?

– Вопрос немножко непонятен. Во-первых, Церковь – это все мы вместе с вами. Человек, который задает такой вопрос, понимает Церковь как какой-то отдельный институт, а народ – это что-то другое. Все мы, весь народ, который крещен во имя Христа Спасителя в Православной Церкви, в Православии, в Православной вере, – члены нашей Церкви, сама Церковь. И глава нашей Церкви – Христос Спаситель, а мы ее члены. Нельзя отделять народ от Церкви и Церковь от народа.

А что касается облачений священнослужителей в храмах Божиих, то у нас есть такое правило: каждый праздник имеет свой цвет; у нас есть облачения семи цветов, которые мы в течение года меняем по праздникам. Богородичный праздник – голубой цвет; Пасха – красный цвет; воскресные и святительские праздники – желтый цвет; мученические праздники – бордово-красный цвет; Великий пост – черный цвет; дни Преображения – белый цвет; каждый праздник имеет свой цвет. Это делается не по каким-то прихотям священников, а по Уставу Церкви.

Беседовал Илья ЮКОВ

Расшифровка аудиозаписи –

Анастасия Медведева

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама