ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Один обряд – две формы. Директивы Папы Бенедикта XVI по поводу Литургии (Ein Ritus-zwei Formen. Die Richtlinie Papst Benedikts XVI. zur Liturgie)

Айхорн Даниэль :: 07 июля 2008

В рецензии священник Даниэль Айхорна рассматривается изданный литургистом из Бонна Альбертом Герардсом сборник, посвященный актуальным проблемам и вопросам, вызванным публикацией директив Папы Венедикта XVI по поводу литургии. Автор рецензии: клирик Братства Апостола Петра (Fraternitas Sacerdotalis Sancti Petri), придерживающегося тридентского латинского обряда и находящегося в общении с Римом. Даниэль Айхорн – доцент в Духовной Семинарии Братства в Виграцбаде (Бавария). Перевод: Августин Соколовски (Dr.Theol., Швейцария).

Альберт Герардс (изд.) Один обряд – две формы. Директивы Папы Бенедикта XVI по поводу Литургии, Фрайбург-Брайсгау (издательство Хердер), 2008, 176 страниц (Albert Gerhards (Hrsg.), Ein Ritus-zwei Formen. Die Richtlinie Papst Benedikts XVI. zur Liturgie, Freiburg i. Br. 2008.)

Сборник состоит из введения, написанного издателем и первой части под названием "Документация", в которой приведены соответствующие тексты (12-29) документов по поводу совершения Литургии: Motu proprio Бенедикта XVI с сопроводительным письмом, а также указания для епархий Конференции епископов Германии. Во второй части, "Позиция епископата" (31-47), приведены высказывания двух епископов, кардинала Лемана (Kardinal Lehmann) и епископа Аахена Генриха Муссингхофа (Heinrich Mussinghoff). Церковная документация занимает почти четверть сборника. Третья часть, "Богословские материалы" (49-176), содержит статьи Бенедикта Кранемана, Клеменса Рихтера, Роберта Шпемана, Энцо Бианки, Арнольда Ангенендта, Клеменса Рихтера, Андреаса Оденталя и самого Альберта Герардса. Представленный список авторов отражает все многообразие мнений, существующих не сегодняшний день, и выражает стремление издателя к богословской непредвзятости и объективности. Философ Роберт Шпеман не скрывает ни своей любви к прежнему чинопоследованию, ни своей критики по отношению к новому обряду. Однако, большинство авторов придерживается противоположной позиции и высказывает недоверие по отношению к прежнему чинопоследованию. Исключением, пожалуй, является Арнольд Ангенендт. Критика направлена, прежде всего, против решения папы по поводу старой литургии, а также против самого прежнего обряда. Следует отметить, что специалисты, известные своим позитивным отношением к старой литургии, не приняли участие в публикации. Здесь стоит отметить, прежде всего, М. Мозебаха, а также специалистов в области православной Литургики. К критике, носящей в основном литургический, догматический и канонический характер, примешивается ряд вопросов богословского плана. Бенедикт Кранеман и Клеменс Рихтер воспроизводят главные принципы измененной литургии, которые ставятся под сомнение введением литургии прежней. Авторы упускают из виду, что при таком подходе литургическая реформа после II Ватиканского Собора в действительности оказывается переломом в жизни Церкви. На деле это означает отрицание возвещаемой уже в течение многих лет Бенедиктом XVI "Герменевтики непрерывности". Таким образом, оправдывается подозрение сторонников архиепископа Лефевра (Mgr Lefebvre), указывающих на прерывание церковной традиции после Второго Ватиканского Собора, как это справедливо отмечает Энцо Бианки (с.108). По логике, двух вышеупомянутых богословов получается, что представление о церкви, соответствующее старой Литургии, является предсоборным и, как следствие, достоянием прошлого. Роль мирян в прежнем чинопоследовании сведена к нулю. Прежняя Литургия может быть вполне названа "Литургией клириков", причем само понимание священства, соответствующее такой Литургии, становится под сомнение (137f.). Мнение известного специалиста Клауса Гамберса, согласно которому традиционная Литургия вполне соответствует духу Второго Ватиканского Собора, что нашло свое отражение в чинопоследовании мессы 1965 года, упоминается только в статье Роберта Шпемана. В качестве примера сомнительности, или проблематичности ситуации, вызванной Бенедиктом XVI, авторами сборника часто приводится отношение текстов старой Литургии к иудейскому народу. В связи с этим высказывается критика по поводу подтверждения им в феврале 2008 года текста молитв Великой Пятницы, в котором содержится прошение об обращении иудейского народа. Шпеман отмечает на критику словами о том, что для иудеев не существует особого пути ко спасению вне Иисуса Христа, и поэтому молитва об их обращении является братским свидетельством христианской любви к ближнему. Авторы сборника часто видят в древнем обряде опасность для благочестия и духовности, считая, что в нем излишнее внимание придается внешним формам (112), а сама любовь к старому обряду является странной формой ностальгии (107). При этом не проясняется, почему подлинной религиозности человека должно соответствовать, прежде всего, внутреннее переживание происходящего. Шпеман указывает на необходимость соответствия литургии ее небесному прообразу, являющему собой таинственное присутствие и причастие.

А.Ангенендт обращается с критикой по отношению к литургической реформе, и, как церковный историк, ставит под сомнение, сам метод ее проведения. Недостаточность исторического знания о раннем римском богослужении ставит под сомнение попытку "вернуться к предполагаемой первоначальной литургии"(133), тогда как исторически удается восстановить лишь текст. "В действительности, наша реформа есть далеко идущая текстуальная реформа" (133). Ученый подчеркивает, что "Литургии необходима в высшей степени определенная форма"(141). Далее, Ангенендт отмечает, что литургическая реформа "произведена без всякого внимания к религиозной истории"(133). "Литургия – не только текст с интеллектуальным комментарием к нему [...]. Литургия должна [...] не просто передавать яркие мысли, но являть собою причастность полноте" (134f.).

В сборнике читателю нередко приходится наталкиваться на противоречия. Энцо Бьянки, почти поэтическим языком защищая позицию новых консервативных кругов духовенства, считает, что предложенное мнимое "разрешение" Папы является "авторитарным требованием" послушания (114).

"Кто подлинно обладает церковным сознанием, не может не иметь опасений!" (104). Почему же речь идет об "опасениях", если для них нет никаких оснований? Настоятель общины в Бозе считает, что никакого литургического перелома не было. "Нынешний обряд является ничем иным, как видоизмененным тридентским обрядом Папы Пия V" (113). Под знаком экуменизма Бьянки критикует терминологию дособорного богослужения Великой Пятницы, в котором говорится о "схизматиках и еретиках" (116). Это было бы ничего, если бы тот же автор многократно не употреблял то же самое понятие "схизматики" по отношению к "лефеврианам" (104 и 118).

Книга является сборником, изданным в серии "Богословские дискуссии" (нем. Theologie kontrovers" (издательство Herder)). К сожалению, в книге отсутствует указатель имен и предметов, который мог бы оказаться столь полезным для неподготовленного читателя. Кроме того, иногда встречаются орфографические ошибки, и ошибки по содержанию. (К примеру "Font Gombeault" вместо "Fontgombault" (108), Служебник "Павла V" вместо "Пия V" (104). Число священников старого обряда, находящихся в общении с Римом занижено (120). Вместо указанных 150-ти священников число их на деле превышает пятьсот. Братство Апостола Петра, наиболее многочисленное из общин старого обряда, насчитывает в своих рядах более 200 священников. Вместо 107 упомянутых семинаристов насчитывается около 300. Неверно также и утверждение, что священническое Братство Святого Пия X "отлучено от общения" в 1988 году (120). Отлучение распространяется на неканонично рукоположенных епископов братства, по самому факту рукоположения, что и было подтверждено Римом.

Несмотря не вышеупомянутые недостатки, издание представляет собой ценный и весьма полезный источник информации, и содержит основные аргументы сторонников и противников папского документа, посвященного вопросу первостепенной важности. Каждый доклад по-своему неповторим, а целом все они выражают критическую позицию. Читатель убеждается в том, что христианство – "беспокойная религия" (А.Ангенендт, 142).

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама