В Московском патриархате считают, что нынешним властям следует не только на словах, но и на деле осудить коммунистический режим.
"Осуждение коммунизма было начато в 1990-е годы, но так и не было доведено до конца", заявил в среду корреспонденту "Интерфакс-Религия" и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых.
По мнению священника, сегодня осуждение коммунизма необходимо продолжить: необходимо "почитать память жертв репрессий и их гражданскую стойкость, открыть мемориальные комплексы, вернуть названия городам и улицам, избавиться от советской символики на государственных зданиях, убрать памятники кровавым вождям с центральных площадей городов России, кладбище у Кремлевской стены".
"Пожалуй, единственные памятники, которые должны остаться неприкосновенными, это мемориалы Великой Отечественной войны, памятные знаки научным и культурным достижениям народа, совершенным в советское время", сказал отец Георгий, призвав "избегать тех крайностей, которые наблюдаются в некоторых балтийских странах".
Он отметил, что особенно важно задуматься о переоценке советского прошлого в преддверии 90-летия расстрела царской семьи.
"Сегодня почему-то опасаются дать ясную нравственную оценку этому злодеянию. А эта оценка нужна, и она должна быть выражена в публичных действиях и заявлениях. Осуждение преступления и общегосударственное признание подвига царской семьи противодействовало бы любой ремиссии революционных настроений в национальном сознании", убежден священник.
"Если мы медлим с осуждением свержения законной власти, то мы рискуем увидеть повторение эксперимента в отношении уже нынешней законной власти", добавил он.
9 ИЮЛЯ 2008, 16:52 Игумен Петр (Мещеринов):
Безусловно, осуждение коммунизма необходимо так же, как и осуждение нацизма. Но вся проблема заключается в том, что инициировать юридическое осуждение этого человеконенавистнического явления должно осуждение общественное. В России такого осуждения, а иными словами, нравственной оценки истории нашего отечества ХХ века не было, и, судя по сегодняшнему состоянию социума, не будет. Вспомним, что Германии, для того чтобы ей очнуться нравственно, понадобился проигрыш в войне и насаждение демократии извне. У России задача куда более сложная без подобного рода внешних воздействий, самой, дойти до той этической высоты, с которой возможен трезвый взгляд на свою историю. На решение такой задачи в наиболее благоприятные для этого 1990-е годы не было политической воли. Тем более её нет сейчас. Наоборот, "ностальгия" по коммунистическому прошлому, скрыто или явно поощряемая властью, имеет значительное место в настроениях российского населения.
В церковной среде также весьма распространено положительное отношение к Сталину, а советское прошлое трактуется в духе имперской идеологии, которая последние 15 лет многими пастырями Церкви чуть ли не отождествлялась с православием как таковым. Было бы хорошо, если бы Церковь, не дожидаясь решений власти, сама внятно и гласно осудила коммунистический режим как абсолютно антихристианский, сопроводив это осуждение соответствующей пастырской работой, чтобы такая, подлинно евангельская, оценка не осталась только на страницах церковного документа, принятого священноначалием, но проповедовалась с амвонов с тем же усердием, с каким проповедуется с них не имеющие отношения к христианству идеологемы Величия Державы. К сожалению, сделать это не позволяет доминирующее настроение нашей паствы.
Что касается примера царской семьи, то я бы не стал ограничиваться только им одним. Вообще мне представляется симптомом значительного покривления церковного сознания то, что почитание бесчисленного сонма пострадавших от коммунистического режима новомучеников зачастую сводится к поклонению только лишь злодейски убиенному государю. Не менее важными для понимания эпохи являются образы священномучеников Петра Крутицкого, Кирилла Казанского и многих других иерархов, священников и мирян Русской церкви, явивших, помимо патриотизма, примеры евангельского и подлинно церковного мировоззрения и нравственной оценки своего времени, отсутствие которых сегодня и является главным препятствием в осуждении коммунизма как в светском, так и в церковном обществе.
9 ИЮЛЯ 2008, 16:10 Давид Гзгзян, СФИ:
Жаль, что в официальных заявлениях, которые делаются от имени церковного руководства, чаще всего соседствуют банальность и невнятица. Преступность советского коммунистического режима совершенно очевидна, но апелляция к ныне действующей власти с требованием осудить его без всяких комментариев производит несерьезное впечатление. Ну как себе представляют авторы такого заявления оное осуждение? Выходит президент и при всем честном народе встает на колени или, не вставая на колени, выступает с пламенной речью, дескать, такое не должно повториться? Пусть даже он произнесет такую речь, и что она даст? Где они все были с этими пламенными речами в 1991 году, когда памятники убирали, какие-то, не все, разумеется? Хорошо, уберем теперь все, это что, означает акт какого-то гражданского мужества или важный нравственный шаг? Все, что в этом заявлении говорится более или менее по делу, уже давно звучало из нецерковных уст. Давно идут об этом разговоры, люди в пикетах стояли, когда это все происходило. Теперь, когда 2008 год на дворе, 17 лет прошло после падения советского строя, от имени церкви призывают осудить коммунистический режим. Причем что именно осуждать непонятно. Советский строй? Коммунизм как идеологию вообще? Каковы пределы этой идеологии?
Повторюсь, что больше всего огорчает так это невнятица, которая свидетельствует о направленности этой декларации на сенсацию. Возможно, она работает на меняющийся имидж церкви, вернее, церковного руководства. Но никакой конструктивности в ней не видно. Что особенно смущает, так это вечные призывы к власти: пусть власть осудит! Господи, проявите инициативу, дайте обоснованную оценку этой самой идеологии сами, прокомментируйте ее положения, скажите, какие нужны акции все что угодно! Нет, мы требуем, а власть должна.
Источник: Ежедневный журнал