Дорогие читатели, мы рады возобновлению нашей рубрики ответов на комментарии и письма. Приносим извинения за перерыв в этих публикациях – в последние недели работа редакции в основном была сосредоточена вокруг освещения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Но отвечать на письма и комментарии непросто в любое, даже менее напряженное время, поскольку выбрать несколько писем очень сложно: хочется ответить на каждое, и не двумя строчками, а целой развернутой публикацией. Мы пытаемся воплощать это дело в жизнь и готовим статьи и интервью в первую очередь, именно по материалам писем.
Начнем в этот раз с благодарности. Как вы знаете, сайт существует на пожертвования читателей, и у нас нет средств ни на одну полноценную ставку сотрудника. Мы благодарим наших жертвователей, с чьей помощью мы выплачиваем гонорары журналистам, просим всех жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения. На прошлой неделе мы обратились с просьбой о помощи в ведении нескольких разделов и наши просьбы не остались неуслышанными, благодарим присоединившимся к нам помощников за неравнодушие и желаем им помощи Божией!
Есть еще одна область, где нам не справиться без вашей помощи: нам очень нужен бильд-редактор (редактор по иллюстрациям). Кто-то из читателей недоволен использованием на сайте фотографий из фотобанков, кто-то, напротив, критикует нас за то, что на сайте слишком часто появляются фото сотрудников сайта (специально снимающих тематические фотографии для иллюстраций). Мы просим откликнуться того, кто сможет подбирать к каждой нашей статье хорошие тематические и жанровые фотографии, которые смогут более полно раскрывать смысл статьи. Просим всех присылать нам свои фото и ссылки на хорошие иллюстрации в интернете.
Теперь перейдем к ответам на письма и комментарии.
Не в первый раз зашел в комментариях разговор о докторе богословия диаконе Андрее Кураеве.
" Есть мнение, в том числе и старческое, что он в прелести. Я трудов Кураева не читала, но после разговора с батюшкой, взяла у знакомых одну их книг Кураева и стала изучать. Мне встретились 2 момента:
о. Андрей считает нормальным и допустимым осенять себя двоеперстием
табачный дым, пишет он, как ни странно, отпугивает бесов. И вообще, о многих священниках и даже святых подвижниках есть сведения, что они курили. Так что, делает он вывод, курение не так и страшно.
Я, честно говоря, была в шоке от подобных рассуждений. Хотя многие вещи в его трудах и очень интересные и глубокие.
Так вот, еще я батюшку спрашивала: "Но так ведь о. Андрей людей к Церкви приводит благое же дело делает" батюшка отвечал: "Когда людей к Церкви приводят такой тропой, смешанной с ересью, лучше бы это не делали, т.к. людей потом очень сложно переучивать, это тонкие вещи".
Вы уж простите, что пишу все это но, может, вам выяснить этот момент поподробнее? (если есть возможность у старцев). Может, и не стоит его материалы на сайте публиковать?
Извините, ради Бога. Только не гневайтесь, плохого ничего не хотела своим мнением ", написала нам Елена.
Это мнение встретило очень живое несогласие других читателей. Постараемся кратко выразить редакционное мнение:
Слово "старческое мнение" очень непростое в наши дни слово, особенно, когда оно употребляется без указания на имена самих старцев. Иногда такой оборот похож на прием анонимной экспертизы в журналистики: "Врачи считают, что в данной ситуации есть основания для паники", при этом не уточняется, какие именно врачи так считают.
Есть ли в России сейчас старцы – вопрос непростой – об этом очень хорошо сказал архимандрит Кирилл (Павлов) "Старцы не знаю. Старики есть".
В околоправославной среде по руках ходят книжечки, в которых содержится действительно немало еретических мыслей, но на обложке написано: "По благословению старцев".
Слово ересь надо также употреблять очень внимательно – это сознательное отклонение от догматов веры, искажающее религиозное учение. "Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством...", писал свт. Игнатий Брянчанинов.
Поэтому нужно ясно уметь отличать ересь, искажение догматов веры от богословского мнения, да и просто утверждения личного мнения по определенному вопросу.
Очень важно понимать, что существует широкий круг вопросов, по которым нет учения Православной Церкви, а есть только определенные высказывания священнослужителей. Например, Русская Православная Церковь не имеет суждения относительно "Мастера и Маргариты" М. Булгакова или фильма "Титаник". Поэтому, если мнения одного богослова не совпадают с мнением другого богослова – это не ересь, а попытка интерпретации и осмысления определенного факта.
Отец Андрей Кураев на протяжении примерно последних 15 лет один из самых активных и талантливых миссионеров и церковных ораторов, то дело, которое сделал он невозможно переоценить: сколько людей избежало сект, сколько открыло для себя Православие, сколько людей стали читать Священное Писание и труды святых отцов. При этом одно из главных достоинств работ отца Андрея – в отсутствии поверхностных фраз и формулировок. Безусловно, быть специалистом в каждой области невозможно, однако отец диакон всегда идет от первоисточников, от исторических фактов и вместе со своей аудиторией их разбирает и осмысляет. Только вот, увы, аудитория не всегда готова подумать вместе с о.Андреем, как и произошло в данном случае с текстом о табакокурении.
Основная мысль обсуждаемого текста в том, что курение само по себе не является языческим или сатанинским ритуалом (хотя в ряде случаев может быть и таковым), но является греховным, в первую очередь потому, что это пристрастие, привязанность человека, обладающая им, "Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Петр. 2, 19). Подробнее об этом пишет и о.Иов Гумеров. Однако для автора важно показать и то, что курение не всегда воспринималось так, как оно воспринимается сегодня, без понимания этого крайне странными и соблазнительными могут показаться факты того, что свт. Николай Японский и св. мч. Николай Второй курили.
То же и в отношении крестного знамения: если не понимать того, что крестное знамение менялось на протяжении истории христианства – первомученики складывали крестом руки на груди, затем крестились одним перстом, возвещая единобожие, затем двумя перстами, символизирующими двуиспостасную природу Спасителя, и потом тремя – во образ Святой Троицы, то очень легко из образа сделать идол воспринять конкретный способ возложения крестного знамения как единственно верный и сам по себе магический. Подробнее об истории крестного знамения можно прочитать в книге Н.Ф. Каптерева "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович", а о взаимоотношения старообраядцев и Русской Православной Церкви советуем прочитать доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
Безусловно и то, что любой оратор, вынужденный комментировать самые острые вопросы современности, причем комментировать так, чтобы эти слова запоминались в нарастающем информационном шуме, находится в сложном положении и не всегда может соблюсти тот стиль, который будет приятен 100% аудитории. То, что понятно университетской молодежи, может быть непонятно человеку с 3 классами образования, то, что понятно массовой аудитории, тяжело слушать интеллектуалу. Митрополит Смоленский Кирилл, отвечая на вопрос о трудах отца Андрея, назвал диакона Андрея Кураева, широко известного своей миссионерской деятельностью перед рок-аудиторией, "очень талантливым человеком, церковным публицистом, очень нужным нашей Церкви". "Его вклад в национальную общественную дискуссию по теме религии, несомненно, положителен", подчеркнул митрополит Кирилл, добавив, что свидетельство отца Андрея "очень уязвимо он, не будучи официальным церковным дипломатом, действует более остро, чем это могут себе позволить официальные представители Церкви, и в результате получает больше шишек". "Но, может быть, и награды на небесах он удостоится большей", высказал предположение митрополит".
Наконец, в трудах святых отцов часто говорится о недоверии себе и своим духовным ощущениям. Поэтому мы призываем читателей в отношении православной литературы, издаваемой по благословению богословами Православной Церкви стараться не применять принцип, высказанный нашим читателем Андреем: " Душа чувствует духовную подмену в лекциях о. Андрея ". Ведь по такому принципу можно низвести любого автора, сказав, что душа чувствует его внутреннюю даль от православия. В критике и полемике надо быть объективным и предметным, и если и вступать в полемику, то в готовностью докапываться до фактов, читать литературу, узнавать мнения отцов, разбираться, думать и осмыслять: почему так наспано? На чем основывается автор? Какие факты за этим стоят?
Источник: Православие и мир|||