ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ступенька вниз

Алексей Харитонов :: 14 июля 2008

Как сообщает газета Times, Англиканская Церковь приняла на прошлой неделе решение рукополагать женщин во Епископы, несмотря на опасения, что это вызовет массовый исход консервативно настроенной части духовенства в более традиционные конфессии. Англикане-традиционалисты указывали на требования к Епископу, выдвигаемые в посланиях святого Апостола Павла, однако им не удалось убедить своих либерально настроенных собратьев. Компромиссное решение – создать институт особых Епископов, которые окормляли бы именно консервативные приходы, тоже не было принято. Как пишет британская газета, "бывший архидиакон Йорка, преподобный Джордж Остин, ведущий традиционалист, наблюдавший за дебатами, чуть не плакал. Он сказал, что останется в англиканской Церкви только потому, что он уже в отставке. "Если бы я был служащим священником, мне пришлось бы уйти" добавил он. Отец Давид Хаулдинг, также известный консерватор, сказал: "Все хуже и хуже. Ситуация катится под откос самым скверным образом. Нас просто выдавливают вон" в Комментариях к статье некоторые миряне-англикане тоже выражают свою скорбь: "гомосексуалисты на прошлой неделе, сейчас вот женщины-Епископы... Понимал ли Генрих VIII, какие проблемы он создает? Доктор Уильямс [имеется в виду глава Англиканской Церкви, Архиепископ Кентерберийский] выступает за Шариат.. Понимали ли крестоносцы, что они сражались совершенно напрасно? Где теперь моя прекрасная Англия?"

Однако много совсем иных, ликующих голосов. Весьма показательно то, что наиболее решительную поддержку нововведению выражают люди нецерковные, иногда прямо рекомендующие себя как атеисты. Для них отказ Церкви рукополагать женщин во Епископы был "актом несправедливости и дискриминации", с которым, наконец, покончено. Бросается в глаза парадокс – с одной стороны люди отвергают ссылки на Библию в этом вопросе, потому как Библия, по их решительным утверждениям, есть смехотворная басня; а вот отказ некоторых допускать женщин до Епископства есть страшная несправедливость. Но если Епископ есть профессиональный обманщик, и Епископство есть дело дурное, то в чем причина негодования? Люди требуют, чтобы женщин допускали до дела, которое они сами полагают крайне дурным, и за исчезновение которого с лица земли горячо выступают. То есть с одной стороны люди выступают за освобождение всех и каждого от религиозного дурмана, с другой – за то, чтобы женщины были допущены к несению этого самого дурмана в массы. "Странно, что религиозные институты исключены из действия анти-дискриминационных законов" – негодуют атеисты. Казалось бы, какое дело неверующим до внутреннего устроения сообщества, с которым они не желают иметь ничего общего? Однако им есть дело; они рвутся навести справедливость и покончить с "дискриминацией" в Церкви чтобы, разумеется, не оставить от Церкви камня на камне. Западные христиане уже столкнулись – а мы еще столкнемся – с атакой на Церковь во имя борьбы с "дискриминацией". Внутреннее устроение Церкви – например, то же Епископство, или ее нравственное учение (например, неприятие гомосексуального поведения) уже провозглашаются "дискриминационными", на христиан оказывается нарастающее давление с тем, чтобы они пересмотрели свое вероучение и практику. Причем речь тут идет не только о том, согласятся ли христиане с теми или иными изменениями, но о вопросе принципиальном – вправе ли мир диктовать Церкви? С точки зрения чисто светского, религиозно-индифферентного подхода, Церковь, как всякое добровольное сообщество, имеет право на установление своих внутренних правил. Общество вегетарианцев может не принимать мясоедов; союз рыжих может установить свои собственные критерии рыжины, а крашеных изгонять с позором; общество трезвости – не принимать любителей заложить за воротник. Этим они никак не ущемляют права мясоедов, брюнетов или любителей выпить – это добровольные организации, и если Вас не устраивают их внутренние правила, Вас не неволят к ним присоединяться. Однако тут мы имеем дело вовсе не с религиозно-индифферентным подходом, а с подходом воинственно антицерковным – да, вегетарианцам, трезвенникам, рыболовам и краеведам можно позволять устанавливать свои внутренние правила, но не Церкви.

Прискорбно, что англикане прогнулись под этим давлением; это особенно прискорбно, потому что такими уступками мира не купишь; противников устроит только полное отречение. О выборе, который сделали сторонники женского Епископата хорошо сказал один из комментаторов на сайте Times: "Сложная ситуация, не так ли? Или быть честным, разумным, благонамеренным сторонником равенства для всех людей, или верить в Библию. Это реальный выбор. Было бы самообманом думать, чтобы Вы можете занимать обе позиции одновременно. Посмотрите в лицо фактам – Книга говорит НЕТ, но сердце говорит ДА. В это ситуаций истинно нравственные люди отвергают книгу"

Странно, что истинно нравственных людей не возмущает дискриминация мясоедов обществами вегетарианцев, ну да ладно. Но если люди истинно нравственные отвергают Книгу, зачем им Епископские кафедры? Что они собираются с них проповедовать? Можно либо верить в Библию и оставаться в Церкви, либо отвергнуть ее и Церковь, соответственно, покинуть. Некоторые выбирают третий путь – отвергнуть Книгу и имитировать Церковь.

Но рассмотрим упреки, которые выдвигают против Церкви сторонники женского священства и Епископата. Вопрос о рукоположении женщин является частью более широкой тенденции, а именно смешения между принципами, уместными в Церкви и принципами, уместными в гражданском обществе. За нынешними требованиями женского священства стоит требование равных прав вообще – равных прав для представителей разных полов, национальностей, рас, религий и т.д. Сам по себе принцип равенства всех граждан перед государством справедлив и, пренебрегая им, мы неизбежно рискуем скатиться к самым грубым несправедливостям. Действительно несправедливо, например, лишать женщину права занимать должность, с которой она вполне могла бы справиться, только из-за того, что она – женщина. При всей воинственно-антихристианской направленности феминистского движения можно признать, что это движение нередко восстает против действительной несправедливости, и некоторые из его требований вполне обоснованы.

Требования женского священства являются, в первую очередь, отражением требования "равного доступа к рабочим местам" применительно к Церкви. Ошибка здесь возникает из-за непонимания принципиальной разницы между миром и Церковью. В "миру" люди конкурируют из-за доступа к различным благам – например, престижной и хорошо оплачиваемой работе. У людей при этом должны быть равные возможности добиваться этих благ.

В Церкви место пастыря не есть преимущество, которого добиваются в конкурентной борьбе; стать им – это не приобретение, а жертва. Можно возмутиться, если какая-нибудь компания запретит женщинам занимать руководящие должности; но едва ли стоит возмущаться тем, что какая-нибудь армия откажется посылать женщин на передовую.

Быть пастырем, священником или Епископом – это не престижная должность; это жертвенное служение, предполагающее суровое самоотречение. Парадокcальным образом, человек заявляющий "я имею право быть священником" едва ли станет хорошим священником – ведь священник как раз отрекается от своих прав. Человек, который сегодня должен принять исповедь у пятисот человек, а потом по первому требованию отправиться к постели умирающего, отказался от элементарного права побыть одному, от права иметь немного свободного времени, от права уйти от разговора, когда он слишком устал или болен.

Если какой-то человек – мужчина или женщина – готов проявить такую степень самоотречения, то ему или ей будет нетрудно отказаться и от притязаний на священство и послужить Богу теми путями, которые вполне согласны с Писанием и Преданием Церкви. Видеть в пастырстве просто "должность" которую женщинам не дают занять в порядке дискриминации – значит абсолютно не понимать, что такое пастырство.

Более того, требующие "равноправия" внутри Церкви упускают из вида что Церковь – не политическое, а органическое и мистическое единство. Святой Апостол Павел описывает Церковь как тело, а не как государство или корпорацию. Христиане – независимо от пола, национальности и тому подобного, едины в теле Христовом, где они являются разными членами и исполняют разные функции. Требование женского священства под лозунгом "равноправия" в Апостольской картине Церкви звучит также странно, как требование глаза чтобы его поставили на место уха, так как ненаделение его полномочиями уха есть акт дикриминации. В самом деле, почему глаз не может быть ухом? Вы такого низкого мнения о глазе? Вы впали в окулофобию?

Далее, тенденция вносить в Церковь требование "равных прав" приводит к тому, что "борьба за равноправие" происходящая в миру, переносится в Церковь, и, следующим шагом за введением женского священства, как мы видим на примере тех же англикан, является "борьба за церковные права" гомосексуалистов. Фотография, на которой "Епископ" – гомосексуалист дружески обнимает "священницу" отражает неизбежную связь двух явлений. Если мы вносим в церковь те же принципы равноправия, которыми руководствуемся в гражданской жизни, то отказ рукополагать гомосексуалистов тоже превращается в "дискриминацию при приеме на работу".

Для Православной же Церкви в этом опросе решающим является пример ее Основателя. За Господом нашим Иисусом Христом, в годы Его земного служения, следовали многие глубоко преданные Ему женщины, которых Церковь почитает как святых. Первыми весть о Воскресении Христовом узнали именно святые жены-мироносицы. Однако Христос поставил Апостолами Своей Церкви двенадцать мужчин. Причинил ли Господь этим обиду женскому полу? Совершил ли Он акт притеснения и дискриминации? Если думать так для христианина нелепо, то столь же нелепо прогибаться под требования "женского Епископата", требования, исходящие из внецерковной среды.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама