ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Попсовый праздник любви

Александр Бобров :: 15 июля 2008

Мы живем в какое-то страшное время торжества показухи, попсы и эрзацценностей. Даже патриотизм на экранах какой-то гламурный, на уровне Б плана, который возит российский флаг по полу после победы на Евровидении.

Вроде бы, восторжествовала идея, которой я был одержим более 15 лет: по инициативе Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Федерального Собрания РФ в России учрежден государственный праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. Праздник супружества, как наперебой сообщили СМИ, оказался под покровительством супруги президента – Светлана Медведева возглавила оргкомитет празднования. Ну, тут – зеленая улица м фанфары!

Само же празднование 8 июля вызвало противоречивые мысли и горькие чувства. "Литературная газета" на первой полосе сообщила, что с инициативой такого праздника выступили студенты Мурома. Я прочитал и улыбнулся. Конечно, с такой инициативой выступил народ православный и Русская церковь. В житии святителя Димитрия Ростовского благоверным Петру и Февронии посвящена одна страничка, но указана точная дата кончины – 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Муромские чудотворцы, благоверные князь и княгиня, открывают миру одну из тайн русской святости: нераздельность в духе мужского и женского начала. "Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга?" – писал святитель Григорий Богослов. Вот эту цельность и целомудрие в браке являют собой одни из любимейших русских святых.

Не случайно их житие, написанное священником дворцового собора Спаса на Бору в Москве Ермолаем в XVI веке, стало жемчужиной древнерусской литературы. Высоко почитаема икона святых, которая в Москве была чудесно явлена в храме Малого Вознесения на Никитской улице, что белеет напротив Консерватории. Покойный настоятель храма о. Геннадий создал целую симфонию праздника вокруг этого образа великой четы. По его благословению художник и писатель Георгий Юдин издал книгу "Муромское чудо" в 1994 году. Но, похоже, журналисты, дружно принявшиеся освещать проект первой леди, халтурщики, писавшие сценарии праздников в разных городах и главного праздника в Муроме, ничего этого не читали.

Вообще, если говорить о СМИ, о первых ласточках праздника, то напомню: как раз в тот же 1994 год, когда нынешние муромские студенты еще в школу не ходили, а то и на горшке сидели, мы на телеканале "Московия" и в программе "Русский Дом" озаботились созиданием и утверждением двух понятных, человечных, истинно русских праздников – Дня дружбы 19 октября (День лицея) и Дня любящих – 8 июля. Отец Геннадий нас благословил, и летом 1995 года вышла большая программа в "Русском Доме" , потом пошли репортажи на ТРК "Московия" , статьи в журнале "Русский Дом". Я начал писать об этих двух праздниках чуть ли не ежегодно во всех газетах, и в первую очередь – на этих страницах, принялся рассказывать в радиопрограммах и книгах. На следующий год Александр Крутов даже уговорил своего родственника Андрея Малахова вспомнить о празднике в программе "Доброе утро" , которую тот вел. Многие над нами чуть ли не смеялись: "Ну, придумали. Никогда этого не будет, да еще имя невообразимое – Феврония... ". Но капля камень точит, и вот уже во многих школах отмечается, журчит ручейком День товарищества – 19 октября, а с Петром и Февронией – просто прорвало, хлынул водопад. Но какой?

В 18 областях Центрального федерального округа и в г. Сочи сразу было решено отпраздновать его шумно и широко. Не могла остаться от этого в стороне и начальница Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. И понеслось – гулянья, попсовые концерты, фейерверки, охапки ромашек. Журналисты написали, что это Светлана Медведева придумала символ праздника – скромную ромашку. Тут же наклепали несколько заказных пустых песен и маршей про ромашку, но все они не стоят и одной строки Маргариты Агашиной: "Ромашки спрятались, поникли лютики... "

Напомню, что 8 июля еще продолжается Петровский пост. В старинном Муроме давно умели праздновать этот день степенно и по-христиански. Звенели колокола, сверкали кресты и хоругви, плыла над людскими головами икона Петра и Февронии, украшенная цветами. Крестный ход. После проповеди о любви и радости, помощи и благоденствии священники исповедовали и причащали верующих во всех храмах и под открытым небом.

Сюда ехали за сокровенными молитвами и помощью из других городов и даже стран. Американцы, супруги из Нью-Йорка, у которых было все – и свой дом, и интересная работа в ООН, но не было детей, после долгих телефонных переговоров посетили монастырь. Через некоторое время они сообщили, что ждут ребенка. Такая же история произошла с бездетной супружеской парой – русскими эмигрантами из Парижа. В Муроме 8 июля прошлого года открыли Сквер семьи и примирения. Он разбит между женским Свято-Троицким и мужским Свято-Благовещенским монастырями на живописной поляне в окружении берез. Это^одно из самых красивых мест города выбрано не случайно. В Свято-Троицком монастыре покоятся мощи святой четы – Петра и Февронии Муромских. Со всей России едут сюда паломники: семейные – помолиться за благополучие и согласие в семье, а незамужние и неженатые – обрести вторую половину. Местные жители-патриоты предполагали создать в сквере аллею Любви, а на ней установить скамью Примирения. Секрет скамьи – в ее особой форме: даже севшие в отдалении поссорившиеся будут скатываться друг к другу. По преданиям, на этом месте стоял дворец Петра и Февронии. Внешний атрибут подхватили в Москве и тут же установили такую Скамью примирения на моей родной Кадашевской набережной в Замоскворечье, у моста Лужкова, ведущего в никуда. Но разве только в таких придумках дело?

Корреспондентка "Московского комсомольца" принялась описывать праздник в гламурном духе и ляпнула: "Петр влюбился в Февронию с первого взгляда". Я знаю, что молодые журналисты теперь мало читают, но уж коли есть редакционное задание, ты в первоисточник-то загляни! Напоминаю легенду. По сказанию о Петре и Февронии, молодой муромский князь поверг змея, недобитого Ильей Муромцем, но кровь супостата, попав на Петра, покрыла все его тело язвами. Придворные с ног сбились в поисках лекарей. Наконец молва их привела в Рязанскую землю, в село врачевателей Ласково. (Кстати, я был там и купался в одноименном озере, с настоянной на торфяниках коричневой, маслянисто-ласковой водой). Жители Ласково указали на премудрую деву Февронию, дочь простого древолазца-бортника, собиравшего мед диких пчел. Когда, кстати, князь Петр спросил о занятиях ее отца, дева ответила: "Он на свою смерть между ног смотрит" , то есть все время рискует сорваться и разбиться о землю. Но и после такого мудреного ответа князь в Февронию не влюбился. Тогда она взялась излечить князя, но при условии, что тот женится на ней. Петр по нужде и безответственности обещает жениться, но после излечения хочет откупиться золотом. (Ох, зла "любовь с первого взгляда"!) Дева отказывается, и тело князя снова покрывается струпьями. Тут-то Феврония прижимает его к стенке: рязанки и рязанцы – хваткие. Недаром Есенин писал о себе, как о поэте "с небольшой, но ухватистой силой".

Петр вынужден согласиться, но и тогда еще не влюбляется.

Зато князь живет с волевой и сообразительной Февронией,как за каменной стеной, и все больше ценит свою супругу. Бунт поднимают бояре: почему это простолюдинка властвует в княжестве? Они ставят перед Петром ультиматум: или Феврония, или княжение. Князь уже не мыслит своей жизни без жены и выбирает изгнание. Феврония успокаивает его и предсказывает триумфальное возвращение. Они отправляются в изгнание. Во время их скитаний случился знаменитый эпизод. Плыли они по Оке на кораблике. Один из приближенных князя был при жене и вдруг возгорелся страстными желаниями к Февронии. Та заметила это и велела ему почерпнуть и выпить воды с одной стороны судна и с другой. Потом спросила:

– Где вода слаще?

– И там, и там одинакова.

– Таково же и женское естество. Имея свою жену, на других не заглядывайся!

Вот уж тут, наверное, Петр и влюбился "с первого взгляда". Насмешливость моего пересказа относится, конечно, не к любимым русским святым – слабость и противоречивость присущи всем людям, – а токмо к нынешней пустой и попсовой журналистике. Хоть бы перед тем, как заметку набирать, прочитала бы любой первоисточник-куда там...

Бояре рассорились без князя и пришли с поклоном. После возвращения в Муром Петр и Феврония, как и в житии, и в повести сказано, жили долго и благочестиво. И умерли в один день, завещав похоронить себя в одной могиле. Но муромцы и тут проявили спесь, разлучили их после смерти, похоронили в разных могилах. Однако вскоре оказалось, что Петр и Феврония лежат в единой гробнице. Снова разлучили их, и снова произошло такое же чудо. Тогда уж не дерзнули больше разлучать, оставили вместе.

На красоту и святость этой легенды обрушился новоучрежденный попсовый праздник. Особенно тот, что проводился в Муроме и транслировался по Первому. Вели этот смотр "Фабрики звезд" Сергей Безруков с*женой. Текст – ужасен: скучен, тавтологичен, непоэтичен. Порою просто глуп: "Этот праздник празднуется 780 лет!" Ну да, вот преставились супруги, постриженные в монашество, и тут же грянул праздник в 1228 году. Совсем свихнулись! Право открыть этот круто оплаченный балаган получила Надежда Бабкина, которая на всю страну пиарила свою "любовь" с молодым певцом, но теперь он пропал – "верности" , видать, не хватило. Потом вышел непременный "знаменитый поэт" Илья Резник и прочитал ужасные стихи, хотя там были и смешные строки: дважды рифмовалось "княжна-верна" , хотя это к Февронии неприложимо: княжна – дочка князя, а она была всего-то дочкой древолазца. Неужели даже такого элементарного знания нет? Ну, а после старых песен Льва Лещенко и Ларисы Долиной пошел фабричный новодел с маршем о ромашке в конце. Стыдно было смотреть и слушать.

А главное – никакого отношения это к святым Петру и Февронии не имело!

Помню, как священник храма Малого Вознесения в Москве о. Алексий рассказал во время телесъемок программы "Песня о любви" о том, что каждое воскресенье у иконы Петра и Февронии служится акафист чудотворной иконе, храм бывает переполнен теми, кто благодарит святых за сохраненную семью, за дарованное дитя после долгого бесплодия. Наконец, многие молодые прихожане именно в этот день находят свою половину и венчаются в этом же храме. Храм окормляет заключенных Бутырской тюрьмы, недавно три пары были венчаны перед ней, и уж эти жены на воле точно дождутся своих "благоверных". А еще все больше молодых пар крестит здесь девочек с редким именем Феврония.

Но ничего подобного мы по телевидению не увидели. Хоть бы одна группа съездила в Рязанскую область на озеро Ласково. На местном сельском кладбище стоит часовенка, и все могилы на погосте – парные: супруги, как и святые, не разлучаются даже после смерти. Где смысл и поэзия прошедшего праздника, где его православная составляющая? Недаром в этой телебесовщине не принял участие 8 июля ни одни священнослужитель. Даже с добрым начинанием и святым днем в нынешней бездуховной России умудряются разделаться под орех, под корень. Но, может быть, хоть кто-то из мыслящих и чувствующих молодых заинтересуется под эту шумиху: а в чем же суть и духовность праздника?

Зерна доброты в нас заронены.

Память о былом призови – Повесть о Петре и Февронии, Повесть о прекрасной любви.

Можно загрустить и отчаяться, Но душа не может молчать.

Песня о любви не кончается, Песня продолжает звучать.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама