Мы живем в какое-то страшное время торжества показухи, попсы и эрзацценностей. Даже патриотизм на экранах какой-то гламурный, на уровне Б плана, который возит российский флаг по полу после победы на Евровидении.
Вроде бы, восторжествовала идея, которой я был одержим более 15 лет: по инициативе Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Федерального Собрания РФ в России учрежден государственный праздник Всероссийский день семьи, любви и верности. Праздник супружества, как наперебой сообщили СМИ, оказался под покровительством супруги президента Светлана Медведева возглавила оргкомитет празднования. Ну, тут зеленая улица м фанфары!
Само же празднование 8 июля вызвало противоречивые мысли и горькие чувства. "Литературная газета" на первой полосе сообщила, что с инициативой такого праздника выступили студенты Мурома. Я прочитал и улыбнулся. Конечно, с такой инициативой выступил народ православный и Русская церковь. В житии святителя Димитрия Ростовского благоверным Петру и Февронии посвящена одна страничка, но указана точная дата кончины 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Муромские чудотворцы, благоверные князь и княгиня, открывают миру одну из тайн русской святости: нераздельность в духе мужского и женского начала. "Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга?" писал святитель Григорий Богослов. Вот эту цельность и целомудрие в браке являют собой одни из любимейших русских святых.
Не случайно их житие, написанное священником дворцового собора Спаса на Бору в Москве Ермолаем в XVI веке, стало жемчужиной древнерусской литературы. Высоко почитаема икона святых, которая в Москве была чудесно явлена в храме Малого Вознесения на Никитской улице, что белеет напротив Консерватории. Покойный настоятель храма о. Геннадий создал целую симфонию праздника вокруг этого образа великой четы. По его благословению художник и писатель Георгий Юдин издал книгу "Муромское чудо" в 1994 году. Но, похоже, журналисты, дружно принявшиеся освещать проект первой леди, халтурщики, писавшие сценарии праздников в разных городах и главного праздника в Муроме, ничего этого не читали.
Вообще, если говорить о СМИ, о первых ласточках праздника, то напомню: как раз в тот же 1994 год, когда нынешние муромские студенты еще в школу не ходили, а то и на горшке сидели, мы на телеканале "Московия" и в программе "Русский Дом" озаботились созиданием и утверждением двух понятных, человечных, истинно русских праздников Дня дружбы 19 октября (День лицея) и Дня любящих 8 июля. Отец Геннадий нас благословил, и летом 1995 года вышла большая программа в "Русском Доме" , потом пошли репортажи на ТРК "Московия" , статьи в журнале "Русский Дом". Я начал писать об этих двух праздниках чуть ли не ежегодно во всех газетах, и в первую очередь на этих страницах, принялся рассказывать в радиопрограммах и книгах. На следующий год Александр Крутов даже уговорил своего родственника Андрея Малахова вспомнить о празднике в программе "Доброе утро" , которую тот вел. Многие над нами чуть ли не смеялись: "Ну, придумали. Никогда этого не будет, да еще имя невообразимое Феврония... ". Но капля камень точит, и вот уже во многих школах отмечается, журчит ручейком День товарищества 19 октября, а с Петром и Февронией просто прорвало, хлынул водопад. Но какой?
В 18 областях Центрального федерального округа и в г. Сочи сразу было решено отпраздновать его шумно и широко. Не могла остаться от этого в стороне и начальница Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. И понеслось гулянья, попсовые концерты, фейерверки, охапки ромашек. Журналисты написали, что это Светлана Медведева придумала символ праздника скромную ромашку. Тут же наклепали несколько заказных пустых песен и маршей про ромашку, но все они не стоят и одной строки Маргариты Агашиной: "Ромашки спрятались, поникли лютики... "
Напомню, что 8 июля еще продолжается Петровский пост. В старинном Муроме давно умели праздновать этот день степенно и по-христиански. Звенели колокола, сверкали кресты и хоругви, плыла над людскими головами икона Петра и Февронии, украшенная цветами. Крестный ход. После проповеди о любви и радости, помощи и благоденствии священники исповедовали и причащали верующих во всех храмах и под открытым небом.
Сюда ехали за сокровенными молитвами и помощью из других городов и даже стран. Американцы, супруги из Нью-Йорка, у которых было все и свой дом, и интересная работа в ООН, но не было детей, после долгих телефонных переговоров посетили монастырь. Через некоторое время они сообщили, что ждут ребенка. Такая же история произошла с бездетной супружеской парой русскими эмигрантами из Парижа. В Муроме 8 июля прошлого года открыли Сквер семьи и примирения. Он разбит между женским Свято-Троицким и мужским Свято-Благовещенским монастырями на живописной поляне в окружении берез. Это^одно из самых красивых мест города выбрано не случайно. В Свято-Троицком монастыре покоятся мощи святой четы Петра и Февронии Муромских. Со всей России едут сюда паломники: семейные помолиться за благополучие и согласие в семье, а незамужние и неженатые обрести вторую половину. Местные жители-патриоты предполагали создать в сквере аллею Любви, а на ней установить скамью Примирения. Секрет скамьи в ее особой форме: даже севшие в отдалении поссорившиеся будут скатываться друг к другу. По преданиям, на этом месте стоял дворец Петра и Февронии. Внешний атрибут подхватили в Москве и тут же установили такую Скамью примирения на моей родной Кадашевской набережной в Замоскворечье, у моста Лужкова, ведущего в никуда. Но разве только в таких придумках дело?
Корреспондентка "Московского комсомольца" принялась описывать праздник в гламурном духе и ляпнула: "Петр влюбился в Февронию с первого взгляда". Я знаю, что молодые журналисты теперь мало читают, но уж коли есть редакционное задание, ты в первоисточник-то загляни! Напоминаю легенду. По сказанию о Петре и Февронии, молодой муромский князь поверг змея, недобитого Ильей Муромцем, но кровь супостата, попав на Петра, покрыла все его тело язвами. Придворные с ног сбились в поисках лекарей. Наконец молва их привела в Рязанскую землю, в село врачевателей Ласково. (Кстати, я был там и купался в одноименном озере, с настоянной на торфяниках коричневой, маслянисто-ласковой водой). Жители Ласково указали на премудрую деву Февронию, дочь простого древолазца-бортника, собиравшего мед диких пчел. Когда, кстати, князь Петр спросил о занятиях ее отца, дева ответила: "Он на свою смерть между ног смотрит" , то есть все время рискует сорваться и разбиться о землю. Но и после такого мудреного ответа князь в Февронию не влюбился. Тогда она взялась излечить князя, но при условии, что тот женится на ней. Петр по нужде и безответственности обещает жениться, но после излечения хочет откупиться золотом. (Ох, зла "любовь с первого взгляда"!) Дева отказывается, и тело князя снова покрывается струпьями. Тут-то Феврония прижимает его к стенке: рязанки и рязанцы хваткие. Недаром Есенин писал о себе, как о поэте "с небольшой, но ухватистой силой".
Петр вынужден согласиться, но и тогда еще не влюбляется.
Зато князь живет с волевой и сообразительной Февронией,как за каменной стеной, и все больше ценит свою супругу. Бунт поднимают бояре: почему это простолюдинка властвует в княжестве? Они ставят перед Петром ультиматум: или Феврония, или княжение. Князь уже не мыслит своей жизни без жены и выбирает изгнание. Феврония успокаивает его и предсказывает триумфальное возвращение. Они отправляются в изгнание. Во время их скитаний случился знаменитый эпизод. Плыли они по Оке на кораблике. Один из приближенных князя был при жене и вдруг возгорелся страстными желаниями к Февронии. Та заметила это и велела ему почерпнуть и выпить воды с одной стороны судна и с другой. Потом спросила:
Где вода слаще?
И там, и там одинакова.
Таково же и женское естество. Имея свою жену, на других не заглядывайся!
Вот уж тут, наверное, Петр и влюбился "с первого взгляда". Насмешливость моего пересказа относится, конечно, не к любимым русским святым слабость и противоречивость присущи всем людям, а токмо к нынешней пустой и попсовой журналистике. Хоть бы перед тем, как заметку набирать, прочитала бы любой первоисточник-куда там...
Бояре рассорились без князя и пришли с поклоном. После возвращения в Муром Петр и Феврония, как и в житии, и в повести сказано, жили долго и благочестиво. И умерли в один день, завещав похоронить себя в одной могиле. Но муромцы и тут проявили спесь, разлучили их после смерти, похоронили в разных могилах. Однако вскоре оказалось, что Петр и Феврония лежат в единой гробнице. Снова разлучили их, и снова произошло такое же чудо. Тогда уж не дерзнули больше разлучать, оставили вместе.
На красоту и святость этой легенды обрушился новоучрежденный попсовый праздник. Особенно тот, что проводился в Муроме и транслировался по Первому. Вели этот смотр "Фабрики звезд" Сергей Безруков с*женой. Текст ужасен: скучен, тавтологичен, непоэтичен. Порою просто глуп: "Этот праздник празднуется 780 лет!" Ну да, вот преставились супруги, постриженные в монашество, и тут же грянул праздник в 1228 году. Совсем свихнулись! Право открыть этот круто оплаченный балаган получила Надежда Бабкина, которая на всю страну пиарила свою "любовь" с молодым певцом, но теперь он пропал "верности" , видать, не хватило. Потом вышел непременный "знаменитый поэт" Илья Резник и прочитал ужасные стихи, хотя там были и смешные строки: дважды рифмовалось "княжна-верна" , хотя это к Февронии неприложимо: княжна дочка князя, а она была всего-то дочкой древолазца. Неужели даже такого элементарного знания нет? Ну, а после старых песен Льва Лещенко и Ларисы Долиной пошел фабричный новодел с маршем о ромашке в конце. Стыдно было смотреть и слушать.
А главное никакого отношения это к святым Петру и Февронии не имело!
Помню, как священник храма Малого Вознесения в Москве о. Алексий рассказал во время телесъемок программы "Песня о любви" о том, что каждое воскресенье у иконы Петра и Февронии служится акафист чудотворной иконе, храм бывает переполнен теми, кто благодарит святых за сохраненную семью, за дарованное дитя после долгого бесплодия. Наконец, многие молодые прихожане именно в этот день находят свою половину и венчаются в этом же храме. Храм окормляет заключенных Бутырской тюрьмы, недавно три пары были венчаны перед ней, и уж эти жены на воле точно дождутся своих "благоверных". А еще все больше молодых пар крестит здесь девочек с редким именем Феврония.
Но ничего подобного мы по телевидению не увидели. Хоть бы одна группа съездила в Рязанскую область на озеро Ласково. На местном сельском кладбище стоит часовенка, и все могилы на погосте парные: супруги, как и святые, не разлучаются даже после смерти. Где смысл и поэзия прошедшего праздника, где его православная составляющая? Недаром в этой телебесовщине не принял участие 8 июля ни одни священнослужитель. Даже с добрым начинанием и святым днем в нынешней бездуховной России умудряются разделаться под орех, под корень. Но, может быть, хоть кто-то из мыслящих и чувствующих молодых заинтересуется под эту шумиху: а в чем же суть и духовность праздника?
Зерна доброты в нас заронены.
Память о былом призови Повесть о Петре и Февронии, Повесть о прекрасной любви.
Можно загрустить и отчаяться, Но душа не может молчать.
Песня о любви не кончается, Песня продолжает звучать.
Источник: Советская Россия