ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Праздник духовного единства

Ющенко потерпел тактическое поражение и надеется отыграться чуть позже

Эдуард Попов :: 29 июля 2008

В минувшие выходные и в понедельник 28 июля в Киеве прошли грандиозные празднования 1020-летию Крещения Руси. Вчера в столице Украины на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры состоялось богослужение в честь святого князя Владимира – Крестителя Руси, ставшее кульминацией церковных торжеств. Богослужение возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который прибыл на Украину 26 июля.

Без преувеличения эти дни стали праздником церковного и духовного единства православных народов России, Украины и Белоруссии. О том, какой размах приняли торжества, читатели могли судить сами по репортажам из Киева. Многие тысячи людей со всех областей Украины приехали на праздник. По данным киевской милиции, 15 тысяч человек собрались только на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры – больше эта площадь не могла вместить. Праздник стал по-настоящему всенародным.

Радость торжества православного единства, к сожалению, была омрачена политикой. Действия президента Украины Виктора Ющенко хоть и были предсказуемы, все же внесли диссонанс в празднование духовного юбилея. И, к огорчению всех православных, вносят разлад в отношения двух Церквей – Русской Православной и Константинопольского Патриархата.

Изначально празднование Крещения Руси задумывалось Ющенко и его окружением (а также стоящими за их спиной кукловодами) как политическое действо. Праздничные торжества, приуроченные ко дню духовного рождения Руси, понадобились как повод для нанесения удара по Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

Политики, пришедшие к власти на Украине, прекрасно осознают, что эта власть далеко не безгранична. Пределы русофобской и антироссийской политики – в осознании общерусского и православного единства великороссов и малороссов. Поэтому для окончательного отрыва – сначала духовного, затем политического – Украины от России наносятся удары по русскому языку и Православной Церкви.

Нынешний президент Украины (как, впрочем, и его предшественники) воспринимает религию как придаток политики, а Церковь – как один из инструментов государственной власти.

Напомним, что на торжества в Киев наряду с Патриархом Алексием II прибыл Константинопольский Патриарх Варфоломей I. 1020 лет назад именно из Царьграда прибыли священники для крещения язычников-русичей. Поэтому Константинопольский Патриарх не мог не присутствовать на общерусском и общеправославном празднике. Но, к огорчению православного народа на Украине, визит Константинопольского патриарха был сопряжен с угрозой церковному единству в этой стране. Ющенко особо и не скрывал, что рассчитывает на помощь Варфоломея I в решении "больного" для всех "национально свидомых" (но далеко не всегда православных – даже с формальной точки зрения) вопроса о "национальной" Церкви.

В украинских националистических СМИ Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата представляют врагом украинского государства. Уже неоднократно отмечалась абсурдность этого обвинения. Во-первых, Церковь, вопреки секулярному мышлению "национально свидомых", – не бюрократическое учреждение, а духовный организм. А, следовательно, она не подвержена политическим веяниям, хотя, конечно, политика не может не оказывать влияние на положение поместных Церквей.

Во-вторых, УПЦ МП предоставлена широкая автономия в делах церковного управления. Это и есть искомая национальная Церковь, о "создании" которой бредят вчерашние атеисты и партийные вожаки из числа украинских националистов.

Обратим внимание на то, что значительный процент вожаков украинского национализма не имеет даже формального отношения к православию. Центр украинского национализма, как известно, находится в Галичине, большинство населения которой исповедует греко-католицизм (униатство). Среди нынешних апологетов "независимой" православной Церкви немало униатов и других неправославных, включая и вовсе экзотические для Украины верования.

При этом президента Виктора Ющенко и его единомышленников нисколько не волнует то, что греко-католики церковно подчиняются Риму: вступать в конфликт с Папой Римским слишком чревато. Как и с неопротестантскими сектами, которые ведут агрессивную прозелитскую деятельность на Украине, используя давно отработанные ими методы сетевого маркетинга (отметим, что некоторые харизматические секты активно поддержали избирательную кампанию кандидата в президенты Ющенко). Центры этих сект расположены, как правило, в Америке: с ней сориться и вовсе нет резона.

Итак, с помощью Константинопольского Патриарха президент Ющенко и украинские националисты добиваются "создания" (бюрократический термин, свидетельствующий о невоцерковленности этих "ревнителей" веры) "независимой" Церкви. На деле же – разрушения канонического православия и легитимации раскольничьих организаций.

Среди последних – Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) и Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). УАПЦ была образована в Канаде в годы советской власти эмигрантами из числа украинского священства – выходцами из Галиции. Объявив себя "автокефалами", они тем самым преступили каноническое право. Эта Церковь фактически является ответвлением униатской Украинской Греко-Католической Церкви (УКГЦ). Первым главой УПЦ КП был Владимир Романюк, бывший националист-диссидент. Его преемником в 1995 году стал Филарет (Михаил Денисенко), бывший митрополит Киевский. До этого Филарет был лишен монашеского сана и предан анафеме Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Ни для кого на Украине не секрет, что создание УПЦ КП было инспирировано высшей государственной властью. Прежде всего, президентом Леонидом Кравчуком, который сегодня является лидером оппозиционной СДПУ (о). Но и сменивший Кравчука на посту главы украинского государства Леонид Кучма также поддерживал деятельность самосвятских Церквей.

На Украине представителям УПЦ КП и УАПЦ удалось приобрести определенную часть сторонников путём националистической демагогии, посулов, угроз, а также силовых антиправовых акций, проведенных совместно с УНА-УНСО и ОУН-УПА (захват в 1992-1996 гг. ряда зданий, храмов Московского Патриархата, разгром западно-украинских епархий РПЦ, избиение православных священников и прихожан и др.).

Главная цель самосвятских Церквей и поддерживающих их организаций (помимо УНА-УНСО и ОУН-УПА к ним следует также отнести Конгресс украинских националистов и др.) – создание единой украинской поместной Церкви, которая объединила бы УАПЦ и УПЦ КП и униатскую УКГЦ в единый "патриархат". Вполне возможно, что следующим шагом после этого слияния станет подчинение объединенных самосвятов церковной юрисдикции Ватикана.

Ранее предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Владимир заявлял: "Мы не против того, чтобы была единая Православная Церковь. Но нужно, чтобы это была Церковь законная каноническая, которая будет признана всеми Православными Церквами. Сегодня есть такое желание, но нет механизма этого. Политики предлагают что-то вроде общего собора: всех собрать, шапки белые с руководителей снять, да и объединить всех. Это поверхностное решение вопроса. Так могут рассуждать люди, которые не знают ни канонов Церкви, ни ее природы, ни ее возможностей".

Но именно это условие является неприемлемым для нынешней украинской власти. Трубя на весь мир о злодеяниях коммунистического режима, официальный Киев проводит во многом сходную церковную политику, которая несет на себе генетическую печать тоталитаризма.

К сожалению, у церковных раскольников и поддерживающих их политиков и чиновников есть определенные основания надеяться на благоприятное для них решение вопроса. В свое время между Московским и Константинопольским Патриархатами начался так и не разрешенный конфликт в Эстонии, где вмешательство Константинопольского Патриарха вызвало раскол Церкви. Варфоломей I поставил на часть приходов своего митрополита без разрешения на это Патриарха Алексия II, в каноническом управлении которого находится территория Эстонии.

Президент Украины уверен в благословении Константинопольского Патриарха на "создание национальной поместной церкви". Об этом он заявил в ходе торжеств по случаю 1020-летия крещения Руси на Софийской площади. Вопреки заверениям Ющенко о том, что украинское государство не вмешивается в дела Церквей и равно относится к каждой из них, некоторые важные обстоятельства празднований в Киеве говорят об обратном. Все было направлено на восхваление Константинопольского Патриарха и на нивелирование значимости патриарха Алексия II. С улиц и площадей Киева убирались плакаты с изображением предстоятеля Русской Православной Церкви, в то время как госслужащих и бюджетников обязали присутствовать на мероприятиях с участием Варфоломея I – за это им полагалось по три сухих пайка и отгул.

И все же события в Киеве пошли не по плану Ющенко. Он так и не услышал благословления Константинопольского Патриарха. А православный народ Украины наглядно дал понять, кого он считает своим предстоятелем и как он относится к расколу. Когда Алексий II посетил Киево-Печерскую лавру и совершил молебен, у входа его встретили сотни верующих с его портретами в руках и плакатами: "Одно крещение, одна вера, единая церковь", "Россия, Украина, Беларусь – это вместе святая Русь", "Мы хотим остаться в лоне РПЦ", "Автокефалия – дорога в ад". А 28 июля на праздничном концерте на Майдане многотысячная толпа размахивала российскими триколорами и флагами Украины и Белоруссии.

Впрочем, успокаиваться еще слишком рано. Ющенко потерпел тактическое поражение и надеется отыграться чуть позже, добившись согласия Константинопольского Патриарха. Будут продолжены нападки и давление на единственную каноничную Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Украина вновь, как и в XVII веке, становится авангардом русского православного мира и так же остро нуждается в помощи.

Сегодня на Украине решается вопрос о будущем всего православного восточнославянского мира. Поэтому Россия обязана оказать эту помощь. Мы есть и будем братскими странами, пусть даже политики в Киеве пытаются сделать Украину врагом России.

Источник: Новая Политика

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама