ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Настоятель армянской церкви во Фресно (Калифорния) Ваган Костанян: Пока нас хранит Бог, самобытность армянской нации не будет утрачена в диаспоре

Наринэ Киракосян :: 04 августа 2008

Если в нескольких словах представить историю возникновения армянской диаспоры, то в первую очередь надо вспомнить историю этого народа, когда-то имевшего страну в 300 тыс. кв. км, которая теперь занимает лишь 1/10 часть территорий своей исторической родины. Многочисленные нашествия привели к тому, что выжившая часть народа оставляла свою родину и держала путь на чужбину. И в то же время армяне сохранили хотя бы клочок своей родины и религию – христианство, которую избрали в качестве государственной еще в 301 году.

На сегодня одной из старейших армянских диаспор считается диаспора Америки. Особенно многочисленна диаспора Калифорнии. И первая сформировавшаяся во Фресно армянская диаспора отмечает сегодня свое 110-летие. Одновременно здесь весь год отмечают 100-летие американского писателя, великого сына армянского народа – Уильяма Сарояна. Между прочим, сегодняшний Фресно, со своими гранатовыми, абрикосовыми, персиковыми и апельсиновыми садами, мало чем отличается от тех времен, которые ярко представляются в произведениях Сарояна. Лишь то отличие, что сегодня во Фресно проживает около 50 тыс. армян, а город, когда-то более похожий на поселок, теперь все более расширяется, развивается и процветает, становясь одним из богатых индустриальных районов Калифорнии. И все же самым трудным за эти годы для армян было сохранить свою самобытность, культуру и, что важнее всего, религию своих предков. О секретах противостояния и стойкости духа здешних армян корреспонденту "Благовест-инфо" рассказал священник первой армянской церкви во Фресно "Сурб Еррордутюн" (Святой Троицы) Ваган Костанян.

– Я заметила, что в Америке распорядок дня диктуется обстоятельством бизнеса. Остается ли время на духовную жизнь в этой повседневной кутерьме?

– Самой большой проблемой является то, что забываются корни, идет ассимиляция народа, а точнее американизация. И это проблема не только для армян, но и для русских, и для украинцев, которые также имеют здесь достаточно многочисленную диаспору. И все же, чтобы представить проблему в корне, надо знать историю возникновения нашей диаспоры.

Первое поколение армян, которое приехало сюда, еще сохраняло свою культуру, язык, традиции, но уже в третьем поколении всего этого не осталось. Первым армянам здесь трудно пришлось. Тогда они выполняли самую черную работу, им был отведен один из самых нищих районов города, который сейчас называется "Литл Армения", зарплата армянам выдавалась самая низкая, районы для богатых были запрещены для проживания армян. Сегодня ситуация совершенно иная. Во Фресно много армян, занятых в крупном бизнесе. Среди них есть известные политики, экономисты, строители, врачи. Достаточно сказать, что родом из Фресно один из богатейших людей мира – Крк Кркорян, который ежегодно предоставляет для нужд Армении значительные средства от своих доходов.

– А часто ли они ходят в церковь?

– Признаюсь, не очень. Церковь многолюдна лишь в дни праздников. Это, в частности, Рождество Христово, Пасха, Вербное воскресенье и, конечно же "Вардавар" – Преображение Господне. Если честно, здесь забывается религия, культура, истоки, а в церковь не часто ходят, потому что жизнь в Америке заставляет много работать. Надо много зарабатывать, чтобы поспевать уплачивать по счетам, а не заплатишь по счетам, то можешь лишиться крыши над головой. Вот и получается, что жизнь в Америке не столь духовна. И ведь что выходит: у человека дела не так идут, портится настроение, но нет охоты зайти в церковь помолиться, получить благословение свыше. Авось и дела пошли бы на поправку.

Кстати, наша церковь Святой Троицы – одна из старейших в городе. Она была построена в 1900 году руками именно тех первых армян, которых, мягко говоря, не с раскрытыми объятиями приняли. "Литл Армения" занимала территорию вокруг церкви. Впоследствии армяне стали переезжать в северную часть города. В 1913 году здание церкви было уничтожено пожаром, но уже в 1914 году было построено новый храм, который остается первой армянской церковью на западном побережье Америки. Сейчас она включена в список памятников истории США и охраняется государством. Кстати, именно по этой причине церковь обладает правом звонить в колокола, чего лишены другие церкви, поскольку существует запрет на громкие звуки.

Раньше по субботам в церкви проводились уроки армянского языка, ведь здесь многие не ходят в армянскую школу, а дома разговаривают исключительно по-английски. К сожалению, единственную армянскую школу здесь посещают до 6 класса, а после идут в общую американскую школу. Так что забывается то, что было заложено в армянской школе. Но, само собой, мы сложа руки не сидим. По воскресеньям организуем уроки религии, истории Армянской Церкви, преподается также искусство церковного песнопения – шараканов.

– Я заметила, что в некоторых церквях служба сопровождается афро-джазовыми песнопениями. Это такая мода или метод привлечения людей в Дом Божий?

– Это можно по-разному интерпретировать. Может это и реклама, но в любом случае в нашу церковь ходят не в шортах, а одеваются построже. Здесь не поют джаза, а исполняют армянские шараканы, служба же длится до двух часов. Мы сохранили все каноны, что не всегда адекватно воспринимается молодым поколением. В то же время, службы проходят на двух языках – армянском и английском, а проповедь высвечивается на табло.

– Среди армян встречается мало смешанных браков, малочисленны и случаи, когда армяне меняют веру. В Америке все это соблюдается?

– Здесь стали обычными смешанные браки. 50% живущих в Америке армян заключают брак с представителями других национальностей. Не часто, но встречаются и браки с мусульманами или с представителями черной расы. Для тех, кто вырос с детьми разных национальностей, рас и вероисповеданий, разницы нет, в кого влюбляться. Причем когда их выбор не одобряется родителями, то дети просто их не понимают, а некоторые обижаются и покидают родной дом, не достигнув совершеннолетия. Так вот и получается, что нации смешиваются, происходит ассимиляция, а точнее американизация, способная уничтожить старое, родив при этом новое, которое через сотни лет уже может восприняться не в штыки, а адекватно.

– Но сегодня все выглядит мрачно в плане ассимиляции. Складывается впечатление, что в дальнейшем исчезнут армяне, русские, греки, и не станет нужным различать религии или приверженность к той или иной Церкви. Так ли это?

– На самом деле эта проблема всегда существовала, но нас охраняет Бог, а значит, до тех пор самобытность нации может еще сохраниться. Хотелось бы добавить, что для поддержки этой самобытности во Фресно выходят разного рода публикации, действует Союз армянской культуры "Амазгаин", есть спортивный союз "Ометмен", который по существу похож на организацию скаутов, а также проводятся встречи в церкви, где можно пообщаться, обменяться информацией и вспомнить традиции своего народа.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама