ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

День рождения народа

Алексей Харитонов :: 04 августа 2008

В истории некоторых народов можно выделить четкую дату их возникновения; год, с которого народ начинает отсчитывать свое национальное бытие; некоторые народы такую дату выделить не могут. Для России, для русской цивилизации такая дата есть – мы, как общность, начали существовать в 988 году, году, когда Святой Равноапостольный Князь Владимир крестил киевлян. Конечно, просвещение Руси светом христовой истины было процессом, а не одномоментным актом; но именно Крещение Киева, матери городов русских, является для нас точкой отсчета.

Наш язык и культура, наша архитектура и музыка, наша литература и наша государственность, все, что мы можем назвать словом "наше", все, что есть мы, коренится в этом событии; и если нам праздновать "день России", то праздновать его не в день принятия "Декларации о государственном суверенитете" пятнадцать лет назад, а именно в этот день – день, когда на востоке Европы родился новый христианский народ.

В самом деле, день Святого Равноапостольного Князя Владимира, в который мы воспоминаем Крещение Руси, возвращает нас к самым истокам нашего бытия как народа, как страны, как цивилизации. Читая "Повесть временных лет" незадолго до Крещения мы находим различные славянские и неславянские племена, лишенные общего языка, общей веры, общей культуры, общего самосознания, и объединенные только тем, что они "дают дань Руси" – господствующей сословно-племенной группе:

"И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на своих языках, они – от колена Иафета и живут в северных странах."

Народ, объединенный общей верой, языком, и отчетливым самосознанием – мы русские, православные люди – мы обнаруживаем только на выходе из крещальной купели. О дивном преображении, совершившемся в то время, свидетельствует митрополит Илларион в своем "Слове о Законе и Благодати":

"И подобало благодати и истине воссиять над новым народом... Ибо вера благодатная распростёрлась по всей земле и достигла нашего народа русского. ... И уже не идолопоклонниками зовёмся, но христианами, не без упования ещё живущими (Еф. 2,12; 1 Фес. 4,13), но уповающими на жизнь вечную. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем; уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, закалаем и раздробляем в Жертву Богу и Отцу. И уже не как прежде, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую Кровь Христову вкушая, спасаемся."

Как отметил Святейший Патриарх московский и вся Руси Алексий, "сегодня у нас великий праздник – 1020 лет назад под этим самым киевским небом крестилась Русь. Произошло то, что на века предопределило наш нравственный облик, сделало нас такими, какие мы есть. И потому событие Крещения Руси касается каждого из нас. Ведь Русь – это не просто слово из учебника истории. Русь – это мы, народы Украины, России, Беларуси. Русь и теперь жива. И жива она благодаря выбору святого князя Владимира. Проявив великую мудрость, он выбрал истинную веру во Христа и стал крестителем Руси. В этом выборе – наша сила, наша слава, наша общая судьба. В нем – истоки нашей духовности, просвещения, культуры. Будем же достойны священной Днепровской купели. Сохраним для потомков переданное нам драгоценное сокровище святой православной веры. И будем всегда вместе"

Не все с этим согласны. Нынешний президент Украины Виктор Ющенко видит Церковь как инструмент – инструмент выстраивания новой украинской идентичности, построенной на резком противопоставлении России. Его постоянные попытки "объединить" украинских православных – как канонических, так и раскольников – это, на самом деле, попытки отъединить их от русской Церкви. Его действия в отношении Церкви – часть общих усилий, направленных на то, чтобы внушить украинцам, что русские им народ не только не братский, но чужой и враждебный, вековой обидчик и враг. Церковь Московского Патриархата – постоянное напоминание о духовной общности наших народов, о том, что верующий украинец у себя дома в соборах Кремля, а русский человек – в Киевской Лавре, что сам вопрос о том, русские или украинские святые подвизались в киевских печерах, нелеп, потому что у святых нет разделения, и корни русской святости лежат в Киеве. Русским или украинцем был митрополит Илларион, написавший "Слово о Законе и Благодати"? Русский или украинский писатель Николай Гоголь столетия спустя написал "Размышления о Божественной Литургии?" Да и сам Святой Равноапостольный Князь Владимир, русский или украинец? Сами себя они называли русскими людьми, и землю свою русской, и народ свой русским – делает ли это их чужими Украине? Напротив, это воинствующие националисты делаются чужими Украине и чужими ее святым. Исторически, духовно, культурно, Россия, Украина и Белоруссия принадлежит к единому пространству, которое (тут из летописей и житий слов не выкинешь) называлось Русью, а жители его называли себя русскими людьми.

Сам язык – язык древнерусской литературы – восстает против попыток противопоставить "русских" и "украинцев". Были ли Киевские святые "украинцами по Ющенко" то есть ни в коем случае не русскими? Нет, они были именно русскими и именно так себя называли. Всякий благочестивый читатель, который откроет их жития, это немедленно обнаружит – как и всякий вообще читатель, который обратиться к историческим документам. Ющенко со товарищи приходится двигаться настолько против рожна, что им не позавидуешь.

Могут меняться политические границы, приходить и уходить мирские властители, но одно остается неизменным – выбор князя Владимира, которым три наших народы приведены ко Христу. Поэтому все мы, православные христиане, радуемся в этот день, и радости нашей никто не отнимет у нас.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама