ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вышел в свет новый номер журнала "Духовный собеседник"

05 августа 2008

Вышел в свет новый номер (50) журнала "Духовный Собеседник". Значительный объём статей посвящён о.Павлу Флоренскому. 2007 год был юбилейным: отмечалось 125-летие со дня его рождения (9 января 1882 года) и 70 лет со дня мученической кончины (8 декабря 1937 года).

Обзор статей.

Сад Флоренского. С. 4 – 16.

В настоящее время изучением, систематизацией и публикацией научного и духовного наследия о. Павла занимается его внук игумен Андроник (Трубачёв). В беседе с корреспондентом журнала отец Андроник подчеркнул, как важно оценить труды о.Павла с точки зрения церковной пользы. В основном, он писал для интеллигенции, но его призыв как пастыря к покаянию понятен всем категориям людей, входящих в церковь или только стоящих у её ограды.

Отец Андроник делится воспоминаниями о том, как постепенно открывалась правда о гибели о. Павла и последних годах его жизни. Примечательно, что его во многих научных кругах знали как учёного в нескольких областях знаний, а не только философии и богословии. Близкие люди ему предлагали выезд за границу и была такая возможность, но отец Павел, прекрасно зная, что его ждёт, отказался покидать свою родину и паству. В настоящее время вопрос о канонизации о. Павла не ставится. Во-первых, наличествует факт, что он подписал псевдообвинение о своём вхождении в национал-фашистскую партию, имевшей связи с Гитлером, "Возрождение России" (о. Андроник считает, что отец Павел видел бесперспективность отрицания); во-вторых, в настоящее время вопрос о причислении его к лику святых не рассматривается. Канонизация должна идти естественным порядкам, а не приурочиваться к юбилеям.

Игумен Андроник (Трубачёв). Жизнь во Христе. Епископ Антоний (Флоренсов) – старец Московского Донского монастыря. С. 18 – 60.

Епископ Антоний (Флоренсов) являлся духовником о. Павла в годы его учёбы и преподавания в Московской Духовной Академии. Рукоположенный из овдовевшего священника, владыка Антоний очень ценил семью. Именно он не благословил будущего о.Павла на уход в монастырь, считая, что из него, если он примет монашество, выйдет захудалый архимандрит-алкоголик. В пору учёбы в Духовной Академии студент Павел много думал о монашестве, фактически отрёкся от будущей семейной жизни, и то обстоятельство, что духовный отец не благословляет его на иночество, послужило временным прекращением переписки и общения с ним.

Излагается жизненный путь епископа Антония (Флоренсова) и его влияние на молодые годы формирования будущего знаменитого пастыря-богослова.

Игумен Андроник (Трубачёв). Небесное заступничество епископа Антония (Флоренсова). Из записей священника Павла Флоренского "Сны и видения". С.62 – 70.

Епископ Антоний (Флоренсов) скончался 5 марта (н.ст.) 1918 года. В семье Флоренских он был очень почитаем и после земной кончины. Отец Павел наверняка молился ему и просил его небесного заступничества, вёл также записи снов, видений, внутренних переживаний (публикуются выдержки за 1919 год), пережитых самим и своим сыном Кириллом.

Игумен Андроник (Трубачёв) ".Я пишу Вам, как на исповеди...". Переписка священника Павла Флоренского и епископа Антония (Флоренсова). С. 72 – 130.

К своим духовным наставникам отец Павел относился очень почтительно. В "Завещании", составленном в апреле 1919 года, он писал: "Обращайтесь с горячей просьбой и мольбой о помощи к друзьям и покровителям нашего дома – иеромонаху Исидору и Епископу Антонию и архимандриту Пимену..." Отрывки из переписки о. Павла были опубликованы иеродиаконом Андроником (Трубачёвым) в 1981 году. По мнению публикатора, вопросы духовного возрастания, поднятые в письмах, особенно важны и поучительны сейчас, когда в Церковь входит образованное, но не имеющее церковного и духовного опыта поколение.

Основные темы переписки: 1. Воцерковление П.А.Флоренского (о монашестве, поступление в МДА); 2. Вопросы перевода Нового Завета с греческого языка на русский и славянский; 3. Открытие Соловецкой Симбирской Пустыни; 4. Вопросы священнослужения о. Павла; 5 Творчество о. Павла и его преподавание в МДА.

Священник Павел Флоренский. "И другая Мария" (ответ на вопрос, поставленный епископом Антонием). С. 132 – 142.

На стих Евангелия, где говорится о жёнах-мироносицах, пришедших ко Гробу, чтобы помазать тело Иисуса (Мф. 27,61; 28,1) существует 2 точки зрения. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что под "иной Марией" следует понимать саму Богородицу. Но толкователь XII века монах Евфимий Зигабен считает, что Иоанн Златоуст рассмотрел этот вопрос невнимательно, "походя". На самом деле, Мария Иакова и Иосии матерь – (она же "другая Мария") не является Пресвятой Богородицей.

В марте 1915 года отец Павел написал епископу Антонию свой ответ, оформленный в виде экзегетического письма, которое позже включал в свои научные работы. Отец Павел придерживается позиции монаха Евфимия Зигабена, но аргументация и выводы священника-богослова далеко не во всём совпадают с византийским толкователем.

Отец Павел также рассматривает вопрос: что имеется в виду под оружием, которое должно было пронзить душу Пресвятой Богородицы (Лк. 2, 35).

Архимандрит Рафаил (Карелин). О тайне искупления. С.144 – 160.

В ходе беседы с отцом Рафаилом поднимается богословский вопрос о первородном грехе, его последствиях для человека и окружающего мира, о крестных страданиях Спасителя, имеющих важный сотериологический смысл. Статья преследует не только разъяснительную цель, но ещё и апологетическую: защита православного понимания первородного греха и искупления от современных модернистов богословия. Кто эти модернисты – поимённо не уточняется.

Князь Владимир Палей. "По слову Твоему". С. 162 – 178.

Князь Владимир Палей, отдельные стихотворения которого предлагает альманах, являлся двоюродным братом святого Царя-мученика Николая II. 22 марта 1918 года Владимира вместе с другими членами Императорской Фамилии сослали в Вятку, затем переправили в Екатеринбург. Они известны как Алапаевские мученики. Князю было тогда неполных 22 года. Стихи писать он начал с 13 лет, уделяя им, порой, каждую свободную минуту. Ему пришлось пройти I Мировую войну, пережить гибель собратьев по Пажескому корпусу. Стихи юного князя можно оценить как поэтический дневник, в котором значительное место уделялось вопросам бытия, духовной жизни. Некоторые его произведения созданы наподобие молитв в стихотворной форме. Увенчанный мученическим венцом, он предстал перед Светом, о Котором писал в стихах, Которого остро желала его душа.

Наталия Олесова. "О Тебе пение мое" . О современных проблемах церковного пения. С. 180 – 194.

Наверное, нет такого регента, певчего, любителя церковного пения, которого не интересовали бы проблемы качества современного пения храмах. Статья предваряется фрагментом из воспоминаний о пении в храме Христа Спасителя, сделанными Павлом Ивановичем Плиханковым, будущим старцем Варсанофием Оптинским.

Пение, которое действительно настраивало бы на молитву, встречается в наших храмах не всегда. В советские годы в виду того, что никаких нот не издавалось, певчие воспитывались прямо на клиросе, имелся ограниченный репертуар нот (зачастую рукописных), существовала преемственность, укоренённость в церковной певческой традиции. Теперь хотя и поют профессиональные хоры, но их состав не всегда воцерковлён. Если перед регентом раньше не стояла проблема выбора песнопений для службы, то сейчас возникла во всей сложности.

Автор статьи напоминает читателям об основных вехах в истории русского церковного пения. Много внимания уделяется знаменному распеву, и автор с симпатией пишет о нём. Но знаменное пение нельзя объявлять единственным полноценным носителем православной духовности в музыке. Во времена итальянских влияний (конец XVIII – первая четверть XIX века) дело неоднократно доходило до аплодисментов и криков "браво!" прямо на богослужениях. Народ валом валил в храмы в определённые дни года, как на театральную премьеру, чтобы послушать церковные песнопения. В 1940-1960-е годы в некоторых столичных и церквях крупных городов существовала практика исполнения концертных песнопений мало воцерковлёнными наёмными певчими, на недопустимость которой обращал внимание патриарх Алексий I.

Обиход – незыблемая основа и сокровищница церковного пения. Обиход и авторские песнопения различны по своей функции в богослужении – считает автор. Необходимо, чтобы пение в храме было поставлено на службу духу церковной молитвы и богослужения, а также воцерковлённость и благоговейность самих певчих на службах.

В Приложении к статье размещаются выдержки из материалов Поместного Всероссийского собора 1917 – 1918 г.г. "Об упорядочении церковного пения".

По материалам источников: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама