ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бревно в глазу

Церковь забыла о том, чем обязана "безбожной власти"

06 августа 2008

Левым политикам России и всем ностальгирующим по Советскому Союзу гражданам нанесен болезненный удар. Различные представители Московского Патриархата выступили с серией предложений и инициатив по ликвидации символов советской эпохи и осуждению коммунистической идеологии. Для КПРФ и ее единомышленников этот выпад особенно обиден, ведь на протяжении "лихих 90-х" именно эта партия многое сделала для роста влияния Русской Православной Церкви среди социально незащищенных и националистически настроенных слоев населения. Из памяти россиян еще не стерлись те времена, когда над многотысячными митингами левой оппозиции развевались красные хоругви с ликом Иисуса Христа.

Возмущенный Геннадий Зюганов назвал эскапады священнослужителей провокацией, опасной для общества. "Переписывание истории – это недостойное дело, тем более для человека, посвятившего себя служению Богу", – заявил лидер российских коммунистов, обличая отдельных представителей Патриархата, но так и не решившись подвергнуть критике Церковь. Иначе чем объяснишь написанное в лучшие времена, когда левые политики и антилиберально настроенное духовенство объединялись в народно-патриотические союзы. Пять лет назад Геннадий Андреевич торжественно представил общественности свою новую книгу "Святая Русь и Кощеево царство", где на 260 страницах рассказывается об "угрозе мировой глобализации и роли Церкви в становлении российской государственности". Неоднократно лидер КПРФ объявлял о том, что он – человек верующий.

Некоторые материалистически и ортодоксально-марксистски ориентированные оппоненты Зюганова пусть по-товарищески, но с недовольством журили его за излишний "идеализм".

В коммунистах говорит обида и бессилие. Но достаточно полистать исторические документы о взаимоотношениях Церкви и государства в советскую эпоху, чтобы обезоружить облаченных в рясы критиков. Можно напомнить о том участии, которое принимали иерархи РПЦ во внешней политике МИД СССР, о поездках за рубеж за счет Советского фонда мира, об их последовательной поддержке действий правительства СССР по подавлению антикоммунистических мятежей в странах-сателлитах: в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Горячо поддержал Синод и вторжение советских войск в Афганистан в 1979 году.

"Злодеяния советского времени должны признаваться и осуждаться. В результате репрессий были уничтожены миллионы наших соотечественников. Попытки большевиков искоренить в обществе все религиозное привели к массовым убийствам священнослужителей и верующих, к закрытию, осквернению и уничтожению храмов", – заявил недавно и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Георгий Рябых.

"В годы полновластного правления Сталина было уничтожено наибольшее количество священнослужителей и почти полностью ликвидирована церковная жизнь в стране, – поддержал Рябых член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургских Духовных школ протоиерей Георгий Митрофанов. – Так, только в период с 1937 по 1941 год было расстреляно 110 700 представителей духовенства, а количество действующих храмов сократилось до менее чем 300. В годы Второй мировой войны немецкие оккупационные власти открыли на территории СССР около 9000 храмов, а Сталин на территории, не подвергавшейся оккупации, допустил открытие лишь 716 храмов. С 1949 по 1953 год в СССР по указанию Сталина возобновились репрессии духовенства и закрытие православных храмов", – утверждал Митрофанов.

Словно откликаясь на обвинения современных священнослужителей, из далекого 1930 года доносится голос Главы Патриаршей Православной Церкви в СССР митрополита Сергия: "Действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих... Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния... К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя как политические противники советского государства" ("Известия". 16.02.1930).

А вот какую речь, патетическую, "со слезой", Патриарх Московский и всея Руси Алексий I произнес в Патриаршем соборе 9 марта 1953 года перед панихидой по Сталину: "Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная... Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут, он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством... Мы молимся о мире его бессмертной души" (Журнал Московской Патриархии. 1953, № 4).

Кто знает, где здесь безбожная лесть, а где искренняя благодарность? В конце концов, Сталин восстановил патриаршество в Русской Церкви, вернул клиру часть былого влияния. В 1943 году был проведен Собор, избравший Патриарха Сергия. Та же рука, что отправила тысячи священников в ГУЛАГ, в одночасье вернула и обласкала их.

Можно предположить, что во времена страшных репрессий сталинского времени иерархи РПЦ должны были возносить славословия власти, чтобы искусным верноподданническим подхалимажем сохранить Церковь. Не исключено – что уж тут греха таить! – что ими двигал обыкновенный страх перед тираном. Но даже в более поздние, более спокойные времена славословия иерархов Церкви в адрес руководства страны победившего социализма хоть и стали менее пышными, но не утратили подобострастия. "Церковь в Советском Союзе больше не занимается преподаванием Закона Божия для несовершеннолетних, потому что религиозное наставление несовершеннолетних детей способствует возникновению предрассудков и даже содержит в себе элементы духовного и нравственного насилия совести", – говорил архиепископ Питирим (Нечаев) в интервью 1974 года, словно предугадав сегодняшние споры о преподавании "Основ православной культуры" в школе.

Слышится в этом хоре и голос Патриарха Алексия II, тогда бывшего в сане митрополита Таллинского и Эстонского: "Наша Церковь имеет прекрасные храмы, переданные ей государством в бесплатное пользование. Наши церковные организации имеют и могут приобретать транспортные средства, организовывать предприятия для производства свечей, церковной утвари, облачений, икон и других предметов богослужебного обихода. Церковь имеет свой пенсионный фонд, обеспечивающий пенсиями и пособиями престарелых священнослужителей, их вдов и сирот. Доходы храмов налогами не облагаются, и средств, которыми располагает Церковь, достаточно, чтобы содержать в благолепии и порядке молитвенные здания, оплачивать священнослужителей и церковные хоры..." "Знаменательно, что всенародное обсуждение проекта и принятие новой Конституции осуществляется в канун славного юбилея 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции", – говорил будущий предстоятель РПЦ о проекте новой Конституции СССР в октябре 1977 года казенным языком советского госслужащего. А ведь в это время в среде духовенства и верующих вовсю ширилось и росло политическое инакомыслие!

Сегодня возникла и окрепла другая власть, соединившая в себе элементы бюрократизма коммунистических времен, национально-ориентированного консерватизма и экономического либерализма. Церковь ловко вошла и утвердилась в новой действительности, готовая защищать и неприкосновенность частной собственности, и "европейский имидж" России в обмен на покровительство государства.

"Люди, посвятившие себя служению Богу", в изначальную беспорочность которых верит лидер коммунистов (или делает вид, что верит), показали себя тонкими знатоками мирских дел и ловкими политиканами, чье мастерство приспособления только совершенствовалось с каждой сменой правящей партии в стране. В том числе партии, символы и идеологию которой они ныне так рьяно принялись обличать.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама