Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов проекта "Школа научной информации", задачей которого является повышение уровня информационной культуры в области духовного образования и церковной науки. Цель курса ознакомление с теоретическими представлениями и практическими навыками работы с научной информацией. Вашему вниманию предлагается первая лекция кандидата философских наук, ученого секретаря ИНИОН РАН Ю.Ю.Черного.
Список лекций
Лекция 1. Научно-информационная деятельность как разновидность научного труда
Лекция 2. Документальные источники информации. Библиографическое описание и аннотация
Лекция 3. Документальные источники информации. Первичные документы и издания
Лекция 4. Документальные источники информации. Вторичные документы и издания
Лекция 5. Индексирование. Реферирование. Перевод научных текстов. Написание обзоров
Лекция 6. Информационные потребности. Основы информационного поиска
Лекция 1.
научно-информационная деятельность
как разновидность научного труда
Слово "наука" буквально означает знание. Обычно под наукой понимают сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности определенную систему.
Более широкое понимание термина "наука" состоит в том, что она представляет собой и результат познания, и саму деятельность по производству знаний.
Как социальный институт наука включает в себя следующие виды деятельности:
* научно-исследовательскую (экспериментальную и теоретическую). Ее цель состоит в приращении нового знания;
* научно-организационную, направленную на осуществление руководства и управления наукой;
* научно-информационную, призванную обеспечить информационное обслуживание других видов деятельности;
* научно-вспомогательную, выполняющую все остальные функции обслуживания, помимо собственно информационного обеспечения;
* научно-педагогическую, обеспечивающее движение знаний из науки в другие сферы человеческой деятельности.
Все компоненты и виды научной деятельности взаимосвязаны и обуславливают друг друга.
1. Наука как коммуникативная система
Если посмотреть на науку как на информационный процесс, то мы обнаружим в ней замкнутый цикл, состоящий из получения, передачи, накопления и логической обработки научной информации с целью получения новой информации. Этот процесс реализуется благодаря циркуляции потоков научной информации в самоорганизующейся системе науки.
Другими словами, существует некоторая совокупность методов и средств передачи научной информации, образующая нечто подобное кровеносной системе в живом организме. Она называется системой научной коммуникации.
В системе научной коммуникации выделяют неформальные и формальные процессы.
Неформальные процессы, как правило, осуществляются самими исследователями. К ним относятся:
* непосредственный диалог между учеными и специалистами о проводимых исследованиях и разработках;
* посещение лаборатории своих коллег, научно-технических выставок и т.д.;
* устные выступления перед какой-либо аудиторией;
* обмен письмами, препринтами и оттисками публикаций;
* подготовка результатов исследований или разработок к опубликованию, включая выбор формы, места и времени опубликования.
К формальным процессам относятся:
* редакционно-издательские и полиграфические процессы, необходимые для опубликования рукописи, включая ее рецензирование;
* процессы распространения научных публикаций, включая связанные с такими процессами аспекты книготорговли;
* библиотечно-библиографическое дело и архивная деятельность;
* научно-информационная деятельность.
В последних четырех процессах научной коммуникации роль ученого-исследователя постепенно уменьшается.
2. Научно-информационная деятельность
Научно-информационная деятельность (НИД) это социально-организованная разновидность научного труда, который выполняется в целях повышения эффективности исследований и разработок и заключается в сборе, аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленных в документах научной информации, а также в предоставлении этой информации ученым-исследователям и специалистам в соответствующее время и в удобной для них форме.
Аналитико-синтетической переработкой (АСП) документа называется его преобразование с целью извлечения необходимой информации, а также оценки, сопоставления, обобщения и представления полученной информации в виде, соответствующем запросу.
Если целью работы с научными документами является их систематизация, анализ и синтез, не доходящие до получения нового знания, то такая деятельность относится к научно-информационной. Если же цель работы с научными документами состоит в получении новых знаний об изучаемом предмете, то такая деятельность относится к научно-исследовательской. Понятно, что четкое разделение между двумя этими видами деятельности условно и возможно только в абстракции.
НИД зародилась в конце XIX в. в недрах библиотековедения под влиянием потребностей самой науки. Стремительный рост достижений в науке и технике сопровождался быстрым ростом количества выходящей в мире научно-технической литературы и расширением круга ее потенциальных читателей.
В течение многих веков потребности образованных людей в информации удовлетворялись библиотеками. До изобретения книгопечатания подвижными литерами в XV в. широкие слои населения были неграмотными и поэтому в библиотеках не нуждались. К концу XIX в. распространение грамотности населения в развитых странах возросло до такой степени, что массовых читателей в них стало гораздо больше, чем ученых и специалистов. Поэтому библиотеки в это время разделились на специальные (научные и научно-технические) и массовые.
Для массовых библиотек (а к ним в Российской Федерации относится около 80 % общего числа библиотек) главной является культурно-просветительская задача. Задача научных и научно-технических библиотек состоит в информационном обслуживании ученых и специалистов.
В настоящее время многие специальные библиотеки называются библиотеками лишь по традиции из-за их ведомственной принадлежности, а фактически являются органами научно-технической информации.
Основоположниками современной науки об информации стали бельгийский социолог и документалист Поль Отлé (Otlet) (1868-1944) и его сподвижник Анри Лафонтен (Lа Fontaine) (1854-1943), создавшие в начале XX в. Универсальную десятичную классификацию (УДК) систему, которой пользуются сегодня все страны мира. Им же был предложен и проект создания Универсального библиографического репертуара (УБР), который не был осуществлен.
Отле и Лафонтен видели в УДК и УБР лишь средства для достижения совершенной системы организации знаний. Их главной идеей было убеждение в необходимости упорядочения всемирной системы научной коммуникации. Эти цели и сегодня еще далеко не достигнуты, а потребность в совершенствовании научной коммуникации ощущается острее, чем 100 лет назад.
НИД окончательно выделилась в качестве научной подсистемы примерно в середине XX в. В большинстве развитых стран мира существуют национальные или даже государственные системы научно-технической информации (в нашей стране это Государственная система научно-технической информации, ГСНТИ), а их правительства создают специальные органы для управления этими системами. По некоторым оценкам, в мире на организацию этой деятельности ежегодно затрачивается не менее 10 млрд. долларов.
Вплоть до сегодняшнего времени существует две крайности в понимании места НИД в структуре научного труда. Одна из них сводит эту деятельность к совокупности чисто технических операций, которые облегчают специалистам доступ к необходимой информации или же современной разновидности библиотечно-библиографического обслуживания. Этой позиции часто придерживаются ученые-теоретики и библиотекари. Другая точка зрения, высказываемая некоторыми информатиками, инженерами и менеджерами, заключается в том, что, поскольку нет четкой границы между информационным и исследовательским анализом и синтезом, то нет и черты, разделяющей информационную и исследовательскую деятельность. Такая позиция отражает растущую потребность специалистов в аналитических и прогнозных обзорах и не делает различий между информированием и получением нового знания.
По мнению Р.С. Гиляревского, обе эти точки зрения являются крайними и неверными, поскольку ведут к отрицанию самостоятельного существования информационной деятельности. В настоящее время становится понятно, что проблема информационного кризиса не может быть решена как в рамках чистого исследования, так и одними библиотечно-библиографическими методами и средствами. Для существенного повышения эффективности любой творческой работы нужна разработка принципиально новых информационных методов и средств, что является практической задачей современной информатики базовой теоретической дисциплины для НИД.
Основной целью НИД является обеспечение всех потенциальных информационных потребностей лаконичной и квалифицированной информацией о новых знаниях, опыте и прогнозах в разных сферах человеческой деятельности.
Конкретными целями НИД являются: сбор научных источников информации (документов), их систематизация, анализ и синтез, переработка, хранение, воспроизведение, размножение и распространение научной информации.
3. Информатика и информация
Научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства семантической (смысловой) информации, а также закономерности информационной коммуникации, называется информатикой.
Под "семантической" понимается информация, выраженная на естественном языке и имеющая смысл, доступный для логического восприятия. Этим она отличается от вероятностной (шенноновской) информации, в которой определяющую роль играет ее знаковое представление, а смысл игнорируется.
Важно различать "информацию" от "данных".
Данные это факты, идеи, сведения, представленные в знаковой (символьной) форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию. Информация это смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представлений в них фактов, идей, сообщений. Структурированная информация (т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему) составляет знания.
Таким образом, информация это потенциальное свойство данных, которое может быть реализовано одним воспринявшим их человеком и не реализовано другим. Объектом машинной обработки являются данные, а не информация, поскольку никакая машина не в состоянии интерпретировать данные. Машина не обладает, как человек, необходимым запасом знаний о мире и не может мыслить.
Информатика как научная дисциплина изучает предметы и явления, присущие лишь человеческому обществу. Это означает, что информатика является общественной, а не естественной или технической научной дисциплиной.
Термин "информатика" до сих пор понимается многозначно, что вносит немалую путаницу.
До середины 1960-х гг. новую научную дисциплину в ряде западноевропейсих языков именовали как "документацию" или "документалистику" (термин предложил П. Отле).
В середине 1960-х гг. был предложен термин "информатика" (англ. informatics, information science; франц. science de l'information; нем. Informatik, Informationswissenschaft), быстро получивший признание и распространение.
Примерно в это же время и чуть позднее расширяющееся внедрение компьютеров и внедрение их во все сферы интеллектуальной деятельности привело к созданию новой дисциплины, которая в США получила название "computer science" (наука о вычислительных машинах), во Франции "informatique", в ФРГ "Informatik", т.е. название, совпадающее с русским термином "информатика". В дальнейшем этот термин укоренился в романских языках испанском, итальянском, португальском, румынском.
С середины 1980-х гг. термин "информатика" как обобщающее название теории и практики создания вычислительных машин и их применения для автоматизированной обработки данных и информации стал также использоваться в русском языке. И это произошло несмотря на то, что у нас давно сложились и получили всеобщее признание такие научные дисциплины, как вычислительная техника и математическое программирование, которые по содержанию полностью соответствуют франко-германской "информатике".
Таким образом, в нашей стране сегодня существует две информатики "семантическая" информатика I и "вычислительная" информатика II. Что касается их соотношения, то представляется оправданным включение второй в состав первой по разделу "информационная техника", т.е. отнесение ее к средствам информатики.
Именно такую структуру имеет реферативный журнал "59. Информатика", выпускаемый Всероссийским институтом научной и технической информации (ВИНИТИ) РАН.
Вот основные разделы этого журнала (естественно, имеющие свои подрубрики):
* Общие вопросы информатики
* Организация информационной деятельности
* Документальные источники информации
* Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
* Информационный поиск
* Информационное обслуживание
* Информационная техника
Хотя между библиотековедением и информатикой имеются тесные связи, все же это разные научные дисциплины с разными предметами исследований. Они изучают разные объекты или разные стороны одних и тех же объектов и решают разные задачи. В самом общем смысле можно сказать, что библиотековедение интересуется самими документами, а информатика идеями, содержащимися в этих документах.
Для информатики важно изучение неформальных каналов научной коммуникации, мотивов написания и структуры первичных документов, что никогда не интересовало библиотековедение. А за пределами интересов информатики остаются проблемы непрерывного образования, библиографического учета всех выходящих в мире произведений печати или долговременного хранения оригиналов книг.
4. Научная информация
Если семантическая информация вообще это потенциальное свойство данных, реализованное воспринявшим их человеком, то научная информация это информация, отвечающая определенным критериям.
Определение "научный" в термине "научная информация" не означает, что она обязательно получена или используется только в сфере науки, а указывает на то, что она удовлетворяет общепринятым в данное время критериям научности.
Более четкое и полное определении научной информации может быть дано следующим образом: научная информация это логическая информация, получаемая методами опытно-рационального познания объективного мира в любой сфере деятельности людей, не противоречащая господствующей системе научных представлений и используемая в общественно-исторической практике.
Почти 40-летняя практика работы Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН свидетельствует о том, что научно-информационная деятельность возможна не только в области социальных наук (право, экономика, социология и др.), но и в области гуманитарных наук (литературоведение, культурология, философия, религиоведение и т.д.).
Многие положения философии (например, утверждение Шопенгауэра о том, что в основе мироздания лежит иррациональная воля) невозможно не подтвердить, ни опровергнуть. Но это не мешает рассматривать и творчество Шопенгауэра, и литературу о нем как совокупность текстов, в которых заключается определенная научная информация в области философии.
Поэтому есть все основания полагать, что техника работы с информацией в области социальных и, в особенности, гуманитарных дисциплин может оказаться полезной и при работе с информацией в области богословия.
Источник: Богослов. ру