ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Проект "Школа научной информации" на портале Богослов.Ru. Лекция 1. Научно-информационная деятельность как разновидность научного труда

Черный Юрий Юрьевич :: 07 августа 2008

Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов проекта "Школа научной информации", задачей которого является повышение уровня информационной культуры в области духовного образования и церковной науки. Цель курса – ознакомление с теоретическими представлениями и практическими навыками работы с научной информацией. Вашему вниманию предлагается первая лекция кандидата философских наук, ученого секретаря ИНИОН РАН Ю.Ю.Черного.

Список лекций

Лекция 1. Научно-информационная деятельность как разновидность научного труда

Лекция 2. Документальные источники информации. Библиографическое описание и аннотация

Лекция 3. Документальные источники информации. Первичные документы и издания

Лекция 4. Документальные источники информации. Вторичные документы и издания

Лекция 5. Индексирование. Реферирование. Перевод научных текстов. Написание обзоров

Лекция 6. Информационные потребности. Основы информационного поиска

Лекция 1.

научно-информационная деятельность

как разновидность научного труда

Слово "наука" буквально означает знание. Обычно под наукой понимают сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности определенную систему.

Более широкое понимание термина "наука" состоит в том, что она представляет собой и результат познания, и саму деятельность по производству знаний.

Как социальный институт наука включает в себя следующие виды деятельности:

* научно-исследовательскую (экспериментальную и теоретическую). Ее цель состоит в приращении нового знания;

* научно-организационную, направленную на осуществление руководства и управления наукой;

* научно-информационную, призванную обеспечить информационное обслуживание других видов деятельности;

* научно-вспомогательную, выполняющую все остальные функции обслуживания, помимо собственно информационного обеспечения;

* научно-педагогическую, обеспечивающее движение знаний из науки в другие сферы человеческой деятельности.

Все компоненты и виды научной деятельности взаимосвязаны и обуславливают друг друга.

1. Наука как коммуникативная система

Если посмотреть на науку как на информационный процесс, то мы обнаружим в ней замкнутый цикл, состоящий из получения, передачи, накопления и логической обработки научной информации с целью получения новой информации. Этот процесс реализуется благодаря циркуляции потоков научной информации в самоорганизующейся системе науки.

Другими словами, существует некоторая совокупность методов и средств передачи научной информации, образующая нечто подобное кровеносной системе в живом организме. Она называется системой научной коммуникации.

В системе научной коммуникации выделяют неформальные и формальные процессы.

Неформальные процессы, как правило, осуществляются самими исследователями. К ним относятся:

* непосредственный диалог между учеными и специалистами о проводимых исследованиях и разработках;

* посещение лаборатории своих коллег, научно-технических выставок и т.д.;

* устные выступления перед какой-либо аудиторией;

* обмен письмами, препринтами и оттисками публикаций;

* подготовка результатов исследований или разработок к опубликованию, включая выбор формы, места и времени опубликования.

К формальным процессам относятся:

* редакционно-издательские и полиграфические процессы, необходимые для опубликования рукописи, включая ее рецензирование;

* процессы распространения научных публикаций, включая связанные с такими процессами аспекты книготорговли;

* библиотечно-библиографическое дело и архивная деятельность;

* научно-информационная деятельность.

В последних четырех процессах научной коммуникации роль ученого-исследователя постепенно уменьшается.

2. Научно-информационная деятельность

Научно-информационная деятельность (НИД) – это социально-организованная разновидность научного труда, который выполняется в целях повышения эффективности исследований и разработок и заключается в сборе, аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленных в документах научной информации, а также в предоставлении этой информации ученым-исследователям и специалистам в соответствующее время и в удобной для них форме.

Аналитико-синтетической переработкой (АСП) документа называется его преобразование с целью извлечения необходимой информации, а также оценки, сопоставления, обобщения и представления полученной информации в виде, соответствующем запросу.

Если целью работы с научными документами является их систематизация, анализ и синтез, не доходящие до получения нового знания, то такая деятельность относится к научно-информационной. Если же цель работы с научными документами состоит в получении новых знаний об изучаемом предмете, то такая деятельность относится к научно-исследовательской. Понятно, что четкое разделение между двумя этими видами деятельности условно и возможно только в абстракции.

НИД зародилась в конце XIX в. в недрах библиотековедения под влиянием потребностей самой науки. Стремительный рост достижений в науке и технике сопровождался быстрым ростом количества выходящей в мире научно-технической литературы и расширением круга ее потенциальных читателей.

В течение многих веков потребности образованных людей в информации удовлетворялись библиотеками. До изобретения книгопечатания подвижными литерами в XV в. широкие слои населения были неграмотными и поэтому в библиотеках не нуждались. К концу XIX в. распространение грамотности населения в развитых странах возросло до такой степени, что массовых читателей в них стало гораздо больше, чем ученых и специалистов. Поэтому библиотеки в это время разделились на специальные (научные и научно-технические) и массовые.

Для массовых библиотек (а к ним в Российской Федерации относится около 80 % общего числа библиотек) главной является культурно-просветительская задача. Задача научных и научно-технических библиотек состоит в информационном обслуживании ученых и специалистов.

В настоящее время многие специальные библиотеки называются библиотеками лишь по традиции из-за их ведомственной принадлежности, а фактически являются органами научно-технической информации.

Основоположниками современной науки об информации стали бельгийский социолог и документалист Поль Отлé (Otlet) (1868-1944) и его сподвижник Анри Лафонтен (Lа Fontaine) (1854-1943), создавшие в начале XX в. Универсальную десятичную классификацию (УДК) – систему, которой пользуются сегодня все страны мира. Им же был предложен и проект создания Универсального библиографического репертуара (УБР), который не был осуществлен.

Отле и Лафонтен видели в УДК и УБР лишь средства для достижения совершенной системы организации знаний. Их главной идеей было убеждение в необходимости упорядочения всемирной системы научной коммуникации. Эти цели и сегодня еще далеко не достигнуты, а потребность в совершенствовании научной коммуникации ощущается острее, чем 100 лет назад.

НИД окончательно выделилась в качестве научной подсистемы примерно в середине XX в. В большинстве развитых стран мира существуют национальные или даже государственные системы научно-технической информации (в нашей стране это Государственная система научно-технической информации, ГСНТИ), а их правительства создают специальные органы для управления этими системами. По некоторым оценкам, в мире на организацию этой деятельности ежегодно затрачивается не менее 10 млрд. долларов.

Вплоть до сегодняшнего времени существует две крайности в понимании места НИД в структуре научного труда. Одна из них сводит эту деятельность к совокупности чисто технических операций, которые облегчают специалистам доступ к необходимой информации или же современной разновидности библиотечно-библиографического обслуживания. Этой позиции часто придерживаются ученые-теоретики и библиотекари. Другая точка зрения, высказываемая некоторыми информатиками, инженерами и менеджерами, заключается в том, что, поскольку нет четкой границы между информационным и исследовательским анализом и синтезом, то нет и черты, разделяющей информационную и исследовательскую деятельность. Такая позиция отражает растущую потребность специалистов в аналитических и прогнозных обзорах и не делает различий между информированием и получением нового знания.

По мнению Р.С. Гиляревского, обе эти точки зрения являются крайними и неверными, поскольку ведут к отрицанию самостоятельного существования информационной деятельности. В настоящее время становится понятно, что проблема информационного кризиса не может быть решена как в рамках чистого исследования, так и одними библиотечно-библиографическими методами и средствами. Для существенного повышения эффективности любой творческой работы нужна разработка принципиально новых информационных методов и средств, что является практической задачей современной информатики – базовой теоретической дисциплины для НИД.

Основной целью НИД является обеспечение всех потенциальных информационных потребностей лаконичной и квалифицированной информацией о новых знаниях, опыте и прогнозах в разных сферах человеческой деятельности.

Конкретными целями НИД являются: сбор научных источников информации (документов), их систематизация, анализ и синтез, переработка, хранение, воспроизведение, размножение и распространение научной информации.

3. Информатика и информация

Научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства семантической (смысловой) информации, а также закономерности информационной коммуникации, называется информатикой.

Под "семантической" понимается информация, выраженная на естественном языке и имеющая смысл, доступный для логического восприятия. Этим она отличается от вероятностной (шенноновской) информации, в которой определяющую роль играет ее знаковое представление, а смысл игнорируется.

Важно различать "информацию" от "данных".

Данные – это факты, идеи, сведения, представленные в знаковой (символьной) форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию. Информация – это смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представлений в них фактов, идей, сообщений. Структурированная информация (т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему) составляет знания.

Таким образом, информация – это потенциальное свойство данных, которое может быть реализовано одним воспринявшим их человеком и не реализовано другим. Объектом машинной обработки являются данные, а не информация, поскольку никакая машина не в состоянии интерпретировать данные. Машина не обладает, как человек, необходимым запасом знаний о мире и не может мыслить.

Информатика как научная дисциплина изучает предметы и явления, присущие лишь человеческому обществу. Это означает, что информатика является общественной, а не естественной или технической научной дисциплиной.

Термин "информатика" до сих пор понимается многозначно, что вносит немалую путаницу.

До середины 1960-х гг. новую научную дисциплину в ряде западноевропейсих языков именовали как "документацию" или "документалистику" (термин предложил П. Отле).

В середине 1960-х гг. был предложен термин "информатика" (англ. informatics, information science; франц. science de l'information; нем. Informatik, Informationswissenschaft), быстро получивший признание и распространение.

Примерно в это же время и чуть позднее расширяющееся внедрение компьютеров и внедрение их во все сферы интеллектуальной деятельности привело к созданию новой дисциплины, которая в США получила название "computer science" (наука о вычислительных машинах), во Франции – "informatique", в ФРГ – "Informatik", т.е. название, совпадающее с русским термином "информатика". В дальнейшем этот термин укоренился в романских языках – испанском, итальянском, португальском, румынском.

С середины 1980-х гг. термин "информатика" как обобщающее название теории и практики создания вычислительных машин и их применения для автоматизированной обработки данных и информации стал также использоваться в русском языке. И это произошло несмотря на то, что у нас давно сложились и получили всеобщее признание такие научные дисциплины, как вычислительная техника и математическое программирование, которые по содержанию полностью соответствуют франко-германской "информатике".

Таким образом, в нашей стране сегодня существует две информатики – "семантическая" информатика I и "вычислительная" информатика II. Что касается их соотношения, то представляется оправданным включение второй в состав первой по разделу "информационная техника", т.е. отнесение ее к средствам информатики.

Именно такую структуру имеет реферативный журнал "59. Информатика", выпускаемый Всероссийским институтом научной и технической информации (ВИНИТИ) РАН.

Вот основные разделы этого журнала (естественно, имеющие свои подрубрики):

* Общие вопросы информатики

* Организация информационной деятельности

* Документальные источники информации

* Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации

* Информационный поиск

* Информационное обслуживание

* Информационная техника

Хотя между библиотековедением и информатикой имеются тесные связи, все же – это разные научные дисциплины с разными предметами исследований. Они изучают разные объекты или разные стороны одних и тех же объектов и решают разные задачи. В самом общем смысле можно сказать, что библиотековедение интересуется самими документами, а информатика – идеями, содержащимися в этих документах.

Для информатики важно изучение неформальных каналов научной коммуникации, мотивов написания и структуры первичных документов, что никогда не интересовало библиотековедение. А за пределами интересов информатики остаются проблемы непрерывного образования, библиографического учета всех выходящих в мире произведений печати или долговременного хранения оригиналов книг.

4. Научная информация

Если семантическая информация вообще – это потенциальное свойство данных, реализованное воспринявшим их человеком, то научная информация – это информация, отвечающая определенным критериям.

Определение "научный" в термине "научная информация" не означает, что она обязательно получена или используется только в сфере науки, а указывает на то, что она удовлетворяет общепринятым в данное время критериям научности.

Более четкое и полное определении научной информации может быть дано следующим образом: научная информация – это логическая информация, получаемая методами опытно-рационального познания объективного мира в любой сфере деятельности людей, не противоречащая господствующей системе научных представлений и используемая в общественно-исторической практике.

Почти 40-летняя практика работы Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН свидетельствует о том, что научно-информационная деятельность возможна не только в области социальных наук (право, экономика, социология и др.), но и в области гуманитарных наук (литературоведение, культурология, философия, религиоведение и т.д.).

Многие положения философии (например, утверждение Шопенгауэра о том, что в основе мироздания лежит иррациональная воля) невозможно не подтвердить, ни опровергнуть. Но это не мешает рассматривать и творчество Шопенгауэра, и литературу о нем как совокупность текстов, в которых заключается определенная научная информация в области философии.

Поэтому есть все основания полагать, что техника работы с информацией в области социальных и, в особенности, гуманитарных дисциплин может оказаться полезной и при работе с информацией в области богословия.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама