В понедельник на "экспериментальном" заседании потенциальные члены Общественного совета по контролю за нравственностью на телевидении смотрели и обсуждали фантастический боевик "Новая земля" (режиссер Александр Мельник). Обсуждение показало: у нас в стране не только нет эффективного механизма влияния на "пограничные" фильмы, но и создать его невозможно.
Сюжет "Новой земли": международное сообщество решило отменить смертную казнь, а преступников отправляют жить на необитаемый остров, где-то на Крайнем Севере. Как только заключенных загнали в трюм, убийцы, террористы и маньяки начинают живо истреблять друг друга. Кровь льется потоками. После высадки на берег они не только режут друг друга, но и... кушают. Главный герой зек Жилин, расстрелявший 6 авиадиспетчеров за смерть жены и двоих детей. А Лавроненко, исполняющий его роль, даже внешне по мере отрастания бороды становится похож на осетинского мстителя Виталия Калоева. Жилин сначала добывает пищу охотой, а потом поднимает восстание против главаря каннибальского режима. В финале наши зеки рубятся с группой американских арестантов, но всех расстреливают англоязычные "голубые береты". Жилин тоже гибнет или отправляется в рай на старом самолете, смотря как прочесть показанное на экране.
Фильм прозрачно обличает лицемеров-законников, бездуховность современного общества и безверие, приводящее к людоедству. Но аргументация выбрана такая, что поежится самый распоследний циник. Когда экран погас, раздалось несколько жидких хлопков, и началась дискуссия. "Этот фильм глубоко христианская притча, объяснил телеведущий Михаил Леонтьев. Ее смысл в том, что человек может быть доведен до зверства, но спастись, поскольку в каждом живет Бог".
По мнению главного редактора "Известий" Владимира Мамонтова, совет зря переполошился: такое кино вполне успешно снимают в Голливуде, на что авторы втайне и равнялись, а ужасы покровавее в избытке показывает наше ТВ. Христианские же мотивы, на которые уповают авторы, рельефнее всего проявляются на финальной песне к титрам фильма. Показ его надо ограничить на телевидении глубоко вечерними часами. С последним согласен и протоиерей Всеволод Чаплин: "Шок нужен не всем, многим он будет вреден. Если и показывать фильм по телевидению, то после часа ночи, а лучше и вовсе не показывать". Но не все были столь категоричны. "По мысли фильм позитивный, а решать, сколько крови и какой величины шрамы на экране, бесперспективно", считает режиссер Павел Лунгин. Актер Николай Бурляев назвал фильм "неожиданным" и отложил свою оценку "на потом", когда впечатление сложится, а певец и депутат Иосиф Кобзон, согласившись с ограничениями в показе, высоко оценил игру актеров. Категорически не понравился фильм актерам Александру Михайлову и Владимиру Конкину.
В итоге "экспериментальное" заседание еще не созданного Общественного совета по нравственности не смогло сойтись в оценке притчи, в которой высокоморальные истины (авторы, отвечая на вопросы, в качестве авторитетов противоречиво ссылались на фильм братьев Вачовски "Матрица" и Евангелие) выведены из бытования убийц и маньяков. Ведь не сагу о партизанском отряде или пропавшей полярной экспедиции снял Александр Мельник... А принять его тезис "мы все так живем, только не понимаем" мешали личный человеческий опыт, традиционные кулинарные пристрастия, а также Достоевский, Толстой, Бергман и Тарковский. Которые действительно заглядывали в бездны, но без тайной надежды на коммерческий успех.
Источник: Известия