Греческий Колледж и Православная Богословская Школа Святого Креста являются одними из ведущих учебных заведений Греческой Православной Митрополии в Америке. О проблемах без купюр. Что грозит богословскому образованию в греческой диаспоре? Размышления Федора Калмукоса, корреспондента греческого Национального Вестника (Ethnikos Kyrix).
Когда архиепископ Афинагор (Спиру), который вскоре стал вселенским патриархом, основал Греческую богословскую школу Святого Креста в 1937 году, он прекрасно понимал, что без этого института будущее православия и Эллинизма в Америки будет сомнительным.
Приходская община, которая является основой для организованной церковной структуры и в целом греческого сообщества в Америке, не смогли бы выжить без священников с прекрасным академическим образованием и следующих заповедям Христовым, людей твердых духом и с осознанием того, какую миссию они выполняют: т.е. спасительную миссия Церкви, а также сохранение богатства греческой культуры и духовного наследия.
Я говорю здесь об Эллинизме, а не об Элладизме; Эллинизм это историческое культурное воплощение Христианства, чья чистейшая и самая верная форма Православие.
Также исторически верно, что, первые греческие православные иммигранты принесли сюда Православие из Греции. Греческая Православная Митрополия в Америке была основана не миссионерами, не епископами, не Церковью Греции или Вселенским Патриархатом. Она является священным делом рук и сердец тех первых греческих иммигрантов, которые построили наши церкви и приходские школы, перенеся много испытаний непосредственно из-за их скудного финансового обеспечения и отсутствия какой-либо организованной структуры для того чтобы получать помощь.
Многие греческие первопроходцы продавали свои кольца и другие драгоценные украшения, для того, чтобы купить материал для строительства своих местных церквей и греческих школ, как было в случае с общиной Святой Троицы в Ловелле. В Форкестере греческие переселенцы покупали хлеб в специальных пекарнях, а владельцы пекарен специально сберегали один цент с каждой покупки. В конце недели глава комитета через священника собирал эту лепту и таким образом, например, выросла церковь Святого Спиридона и школа при ней.
Множества приходов повсюду в Соединенных Штатах, так же, как и все греческие школы Греческих Культурных Ассоциаций, появились на свет по той причине, что главным приоритетом первых переселенцев было сохранение и продолжение Эллинизма, что включает в себя множество явлений, и, конечно же, Церковь. Когда простые светские люди основали приходы, из Греции и Патриархата в Америку были посланы епископы и священники.
Приходской священник был также учителем греческой школы, где дети изучали основы веры, а также эллинское культурное наследие.
Первые дипломированные специалисты из школы Святого Креста имели четкую миссию: священно-духовную и этническо-греческую. На этом двухстороннем фундаменте и было построено основание нашего греческого американского сообщества не без трудностей или препятствий, включая расовую дискриминацию.
Я очень живо помню беседу с покойным Архиепископом Иаковом, который шел на марше рядам с Мартином Лютером Кингом в Штате Алабама, ставя свою жизнь в одну линию с ним, и который был возмущен объявлением, повешенном на двери в южном парке: "Чернокожим, Грекам и Собакам вход запрещен!!!".
Нет сомнений, что Семинария Святого Креста сыграла очень существенную роль в самых важны моментах жизни Церкви и греческого православного общества в Америке, и, конечно, продолжает играть эту роль до сего дня. Верно, что многое, если не все, в приходе зависит от священника. Но я верю, что богословская школа остро нуждается в глубокой перестройке на уровне менталитета и в понимании своей миссии.
Следует начать с очень важного вопроса о зарегистрированных членах, о студенчестве, которое за последние годы объединило многих, включая непосредственно Архиепископа Димитрия, который призывает к увеличению количества школ.
Как бы то ни было, факты противоречат доводам. Согласно официальному сообщению в буклете, который раздавался на недавнем Конгрессе клира и притча в Вашингтоне, на 14-ой странице мы видим, что общее количество студентов в школе Святого Креста в течение 2007-08 года составляло 107 человек, из которых 29 были из другой Православной Юрисдикции, и только 78 студентов из греческой Православной Митрополии Америки.
Число студентов греческого Колледжа еще менее утешительно, ибо общее количество студенчества там составляло только 71 человек, из которых 20 принадлежали другой юрисдикции и 51 из греческой Православной Митрополии Америки.
Общее количество студентов в греческом Колледже и в Семинарии Святого Креста в прошлом учебном году было всего лишь 178 человек.
Согласно официальному буклету, читаем на странице 20-ой, за прошлые два года, среди абитуриентов Семинарии Святого Креста только 21 человек стали студентами изучающими богословие в Университете. Шестьдесят пять процентов этих студентов женаты. Половина женатых студентов имеет детей. Срединный возраст двадцати пяти греческих православных семинаристов рукоположенных в священный сан, согласно Архиепископскому Ежегоднику за 2008 год, составляет 35 лет. По всем предположением, понадобится приблизительно 30 лет, чтобы заменить всех наших действующих священников, многие из которых уже пенсионного возраста.
Согласно сообщению Архиепископа Димитрия, которое он сделал на пленарной сессии недавнего Конгресса клириков и притча, Митрополия имеет 591 действующих священников, 84 пенсионера, в общей сложности 775 человек.
Многие священники, находящиеся на пенсии, продолжают служить либо в маленьких приходах, которые не могут себе позволить платить зарплату постоянному священнику, либо в качестве второго священника на выходных.
Нигде мы не видим цифры, которая говорила бы о числе новообращённых из других деноминаций, которые учились бы положенные четыре года в Семинарии Святого Креста, и были бы рукоположены и назначены на греческие православные приходы в качестве священников. В Митрополии есть еще одно явление: принятие священников уже рукоположенных, выходцев из других юрисдикций, это славяне и, главным образом, румыны. Эти священники, как было широко представлено клириками во время Конгресса, переходят в греческую Митрополию, потому что для них это "дойная корова", т.е. греческие православные приходы платят им зарплату.
Митрополия в Атланте, так же, как и другие Митрополии, уже принял довольно большое количество румын.
Ежегодные траты греческого Колледжа и Семинарии Святого Креста составляют почти 10 миллионов долларов США, во имя 178 студентов. Мне кажется, что расход и количество студентов весьма несоизмеримы.
Называя вещи своими именами, нужно сказать, что мы просто не в силах продолжать жить с такими цифрами. Семьдесят один студент в греческом Колледже и сто семь в Школе Богословия, в общей сложности 178, это не цифры для серьезного разговора о том, что у нас реально есть Колледж и Богословская Школа. Кроме того, поступает множество жалоб о степени подготовки выпускников.
Конечно же, есть некоторые замечательные исключения из этой тенденции, но огромное большинство дипломированных специалистов из Семинарии Святого Креста не могут адекватно работать в качестве священников на приходах. Многие, например, не знают даже греческий язык.
Понятно, что социальная динамика сегодня изменилась, и совершенно естественно, что эти перемены отражаются на богословской школе, но вопрос состоит в том, как серьезно воспринимаем все мы Архиепископ, Митрополиты, священники, приходы и родители проблему улучшения положения со священническим призванием? Как вообще это возможно, когда такая большая и видная греческая американская община как мы, не в состоянии найти даже 30 молодых людей с правильным укладом жизни и веры, для того чтобы отправить их в Семинарию Святого Креста, а вместо этого собираем остатки, перепавшие от римо-католичества и протестантизма, которые часто являются носителями не весть чего?
Еще кое-что. Это просто недопустимо, чтобы студенты после четырех или семи лет изучения богословия в HC/HC (по-видимому, речь идет все о тех же Колледже и Богословской школе Hellenic College and Holy Cross Greek Orthodox School of Theology, или сокращенно HC/HC, примечание переводчика) были не в состоянии служить литургию, не приступали к Причастию. Уже забудем про Страстную неделю.
С одной стороны, кажется, что все это должно начаться со Вселенского Патриарха, греческого Правительства и греческой Православной Митрополии. Но это все справедливо относительно вопроса об открытии Богословской Школы в Халки, но здесь мы имеем колледж и теологическую школу прямо в академическом центре Америки, и, к сожалению, они находятся в бесчувственном состоянии.
Я думаю, что о нашей богословской школе в Бостоне все мы должны заботиться не меньше, чем о закрытой школе рядом с Константинополем. Просто очевидно, что необходимо следить за состоянием Школы, за количеством ее учеников и, конечно же, за ее менталитетом.
Кто-то может понадеяться, что нынешний Архиепископ сделает что-либо существенное и историческое для продвижения Школы, так как он сам там преподавал в течение множества лет и знает ее вдоль и поперек. Это для греческого Колледжа просто не возможно продолжать существование данными темпами с 71 студентом, и с пенсионером деканом из волонтеров. Именно поэтому никто не относится к нам серьезно. Либо греческий Колледж должен быть развит как видный центр греческой науки в Америке, либо надо его закрывать. Бессмысленно держать полуживое тело на аппаратах искусственной поддержки жизни в отделении интенсивной терапии без надежды на его выздоровление.
Теологическая школа не может продолжить свое существование в ее обычном ритме, с этим количеством учеников, с такими тратами и с таким менталитетом, потому что это уже никуда не годится.
Единственное решение в данной ситуации либо вернуть образованию его целостность и обучить греческих православных священников по полной программе сделать их хотя бы способными для служения на приходах Греческой Церкви, либо закрывать школу и посылать 30 или чуть больше студентов в теологические школы Греции, где они получат знания по Богословию, Гомилетике, Толкованию Нового Завета, духовной музыке, Литургике, Уставу, Патрологии и, конечно же, в Греческом языке, для того, чтобы они могли исследовать Библию, писания Отцов, гимнографию и решения Святых Соборов на языке оригинала.
Если мы не приступим к деланию чего-то реального сейчас же, мы можем даже не начинать говорить о будущем Православия и Эллинизма в Америке.
Источник: Богослов. ру