Выходит "Новая Земля" – добротный тюремный боевик, который по какому-то недоразумению выдается то за религиозную притчу, то за зверскую антиутопию
Вряд ли для кого-то станет сюрпризом, что и в 2013 году западным гуманистическим организациям будет совершенно нечем заниматься, кроме как портить нам жизнь. Дело для них привычное. Подозрительная иностранная контора во главе с ироничной мадам (Ингеборга Дапкунайте), виноватой уже в том, что подло коверкает родную русскую речь, берется досадить несчастным отечественным заключенным. Сначала их каверзно опрашивают о сокровенных мечтах: "Хочу, чтоб море рядом было и водорослями воняло", "Хочу, чтоб меня в Америку продали на органы" – трогательное сообщают романтичные рецидивисты. Затем вне зависимости от ответа их собирают в кучу и выбрасывают на необитаемый остров. Возможно, что и не на остров, но это в любом случае такой забытый край света, что выбраться оттуда сложнее, чем слетать на Марс.
Там, на Новой Земле, тюремных жителей ждут уютные бараки, еда и надувные бабы.
Что хотите с этим, то и делайте, как бы говорят гуманисты, мы вам вроде даем свободу. И прямо физически ощущается, как где-то за кадром злодеи потирают ручки, предвкушая любопытное реалити-шоу. И оно действительно начинается. Сначала осуществляется краткий режиссерский экскурс в вопрос российско-чеченских взаимоотношений: заключенные разбиваются на два клана, чеченская диаспора мочит русских, потом русские мочат чеченцев, а затем один из героев подводит философский итог: "Думаешь, чеченов перебьем на всех матрасов и подушек хватит?".
А через несколько дней приходят лемминги.
Тому, кто знаком с метафорами европейского кино и видел "Лемминг" Доминика Молла, сразу станет понятно, что дело дрянь: это животное не к добру.
И вправду: грызуны сжирают большинство съестных припасов, после чего преступникам не остается ничего, как добавить к списку провинностей каннибализм. Как и положено любому социуму, толпа заключенных делится на две неравные части. Это немногочисленная элита во главе с мечтательным жиртрестом, который в минуты отдыха от зверств рисует свой "Апофеоз войны", лопает консервы, играет в шахматы и живет счастливой семейной жизнью с куклами. Многочисленные остальные содержатся в колонии внутри колонии и вынуждены играть в игру "кто последний вернется с прогулки в барак, того и едят".
Несмотря на то что "Новая Земля" угодила на экспериментальный совет по нравственности на телевидении, где обсуждали оправданность экранного насилия и вопили, что этот фильм не следует показывает детям, картина гораздо смешнее, чем может показаться.
Если выбирать в качестве двух полюсов каннибализма в искусстве рассказы Марка Твена "Людоедство в поезде" ("На ужин мы выбрали джентльмена из Детройта, по имени Уокер. Он был превосходен. Я даже написал об этом впоследствии его жене") и Стивена Кинга "Оставшийся в живых", где потерпевший кораблекрушение тихой сапой поедает сам себя, отрезая по кусочку, то "Новая Земля" по степени кровожадности гораздо ближе к Твену.
Надо только отфильтровать поток национального пафоса: про прикидывающийся гуманным Запад, про воинственных чеченцев, про спасение через веру, про, наконец, Калоева. Ведь главный герой фильма интеллигентного вида дяденька Георгий Иванович (Константин Лавроненко) сидит за то, что расстрелял диспетчеров, из-за которых в авиакатастрофе погибла его семья. Если к тому же попытаться забыть о том, что режиссер Александр Мельник до того, как заняться режиссурой, перевозил мощи и устраивал крестные ходы, то остается просто боевик, снятый по вполне голливудских канонам.
Остается, правда, не так чтобы много, но хохм, саспенса, экшна и драк в отжатом хватает.
И потом, на самом-то деле мораль у этой истории не по-хоругвеносному рациональна. За полтора часа экранного времени заключенные проходят путь от зверей до людей, от жуткой колонии людоедов до дружной коммуны. Но не потому, что вдруг подобрели, а просто поняли: так жить удобней. Вот и имеем на выходе социологический ликбез с тривиальным тезисом о том, что гуманизм не результат торжества духовности, а лишь очередное доказательство эволюционной теории Дарвина. Выживает более приспособленный, а именно вышеозначенная модель поведения дает наилучшие результаты.
Источник: Газета. ру