Жизнь не оставила саудовской девушке Рувейде аль-Хабис иного выбора. Когда она увидела, что ее отец и двое братьев получили сильные ожоги при пожаре, то, не задумываясь, вскочила в машину и отвезла пострадавших в больницу. Она понимала, что нарушает закон, запрещающий женщине садиться за руль, но здоровье близких людей было для нее в тот момент важнее.
"Когда я подъехала к клинике в Эр-Рияде, машину окружила толпа. Все уставились на меня как на инопланетянку. Медсестры, вместо того, чтобы оказывать помощь пострадавшим, все время спрашивали: это ты их сюда привезла?", – рассказала потом 20-летняя студентка.
Эта история, о которой поведала газета "Эр-Рияд", вновь привлекла внимание саудовской общественности к проблеме "женщина и автомобиль". Королевство – единственная в мире страна, где представительницам слабого пола запрещено садиться за руль, как саудовкам, так и иностранкам. Богатые семьи вынуждены нанимать водителей за 300-400 долларов в месяц, чтобы они возили женщин на работу, в школу, институт, к врачам, по магазинам. В семьях победнее женщины могут рассчитывать только на своих родственников мужчин.
То, что история Рувейды была опубликована в одной из крупнейших газет королевства – хороший симптом, считает корр.ИТАР-ТАСС. Издание назвало ее поступок "смелым", а отец вообще гордится дочерью. "Она приняла нужное решение в нужное время", – сказал Хамад аль-Хабис, лежа на больничной койке. Кстати, именно он научил Рувейду водить машину на удаленной от столицы семейной ферме.
Перемены в этой области грядут. Считающийся реформатором король Абдалла назвал проблему социальной, а не религиозной. Этим он как бы дал возможность своим подданных самим разобраться с вопросом. Раньше же саудовкам приходилось дорого платить за стремление управлять машиной. В 1990 году 50 женщин сели за руль и проехали колонной в знак протеста против существования запрета. На один день их посадили в тюрьму, документы отобрали, а затем выгнали и с работы.
Рувейда аль-Хабис – не единственная отчаянно смелая саудовка. В последнее время газеты писали о пяти случаях задержания женщин за управление автомобилем. В одном из них 47-летняя жительница города Катиф ездила на машине, пока ее не остановила религиозная полиция. В другом – жена решила забрать мужа с автомобильной выставки, но в итоге оказалась за решеткой. Ее освободили только после клятвенных заверений супруга, что такое больше не повторится.
Бывают и ДТП с участием женщин-водителей. В прошлом месяце две саудовские женщины погибли за рулем. 20-летняя девушка на большой скорости врезалась на семейном автомобиле в электрический столб, а почтенная 70-летняя женщина скончалась после столкновения с другим автомобилем.
Сторонники отмены запрета на "женское вождение" утверждают, что официально его нет ни в законах страны, ни в исламе. С исламом понятно, там про машины ничего сказано и быть не может. Но нет такого запрета и в утвержденных законах королевства. Он есть только в "фетвах" – религиозных предписаниях, издаваемых высшими религиозными деятелями.
Противники нововведений считают, что женщины за рулем станут "соблазном для греховных искушений". Мол, они будут уезжать из дома, по дороге станут строить глазки, общаясь с незнакомыми мужчинами – водителями, полицейскими, механиками и так далее. Но этот аргумент не кажется убедительным. Он относится скорее к вопросу морали семьи, а не к проблеме женщины-автомобилистки.
В прошлом году группа саудовских активисток сформировала комитет в защиту права женщин управлять автомобилем и собрала более 3 тыс подписей своих сторонниц. Мы направили две петиции королю, рассказала член этого комитета Ваджиха аль-Хувайдер. В марте, накануне женского праздника, она разместила видеоролик в интернете, на котором все желающие могли лицезреть ее, разъезжающей на автомобиле по Восточной провинции. К удивлению, власти не приняли никаких мер ни против Ваджихи, ни против комитета. Она считает это хорошим знаком и верит, что запрет будет отменен еще до конца этого года.
По материалам источников: Институт религии и политики