ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О юбилейных издержках местечкового фанариотизма

Петр Сергеев :: 26 августа 2008

Украинский интернет-портал назначил Патриарха Варфоломея начальником над всеми православными

Среди множества публикаций, посвященных предстоящему празднованию 1020-летия Крещения Руси, в последние дни обращают на себя внимание по меньшей мере две из них.

Президент Украины Виктор Ющенко и патриарх Константинопольский Варфоломей

Президент Украины Виктор Ющенко и патриарх Константинопольский Варфоломей

Первая принадлежит перу некоего Геннадия Христокина и обнародована интернет-порталом "Православие в Украине" под концептуальным диссертационным заглавием "Служение Константинопольского Патриарха в православном мире". Другая заметка за подписью уже Аси Христокиной появилась в газете "Комсомольская правда" в Украине" и вполне безыскусно информирует о том, в каких покоях разместят и чем будут потчевать прибывающих в Киев Святейших Патриархов Варфоломея I и Алексия II.

Однако при сопоставлении этих двух христокинских опусов пальму первенства приходится отдать той из публикаций, в которой простодушно, но честно пересказывается услышанное от хозяйственников президентской администрации, а также от руководства службы размещения киевского отеля и шеф-повара гостиничного ресторана.

Ибо претендующая на богословскую фундаментальность статья, которую счел для себя возможным распространить интернет-официоз канонической Украинской Православной Церкви, оставляет отчетливое послевкусие заказной пиар-акции, имеющей целью безудержное и малообоснованное превознесение Константинопольской кафедры в ущерб всем остальным Поместным Церквам Вселенского Православия.

При этом апология Константинопольского Патриарха так далеко выходит из границ простого приличия и столь бесцеремонно извращает общепринятые представления о православной экклезиологии, о каноническом устроении Церкви и о ее истории, что начинает казаться, будто присутствуешь при акте самочинной интронизации украинским интернет-порталом некоего небывалого доселе духовно-административного управителя в масштабах всего православного мира. Помнится, в "Обыкновенном чуде" Евгения Шварца сказочный король помимо обыкновенных монарших титулов имел также звания " почетного святого, почетного великомученика и почетного папы римского". Вот и здесь аналогичный случай, так что украинскому автору впору именовать турецкоподданного Патриарха одновременно и "тату", и "мамо".

Статья интернет-портала "Православие в Украине" начинается с решительного утверждения Геннадия Христокина: если фигура епископа есть "видимый символ единства верующих", то "видимым символом православного единства является вселенский епископ, Патриарх Константинопольский". Трудно запретить человеку поклоняться избираемым им для себя кумирам, однако все же сдается, что "видимым символом" нашего единства является не кто иной, как Богочеловек Иисус Христос. Равно как мистическим символом церковного единства, при всем уважении к Святейшему Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху, может быть только Пресвятая Троица.

Экстравагантность богословских идей, проповедуемых через посредство интернет-портала "Православие в Украине", становится более понятной при знакомстве с нижеследующим пассажем из статьи "Служение Константинопольского Патриарха в православном мире" (здесь и далее авторская орфография и стилистика сохранены): " Константинопольский патриархат является частью греческого православия, без которого невозможно себе представить существование Православной Церкви. Догматы церкви были выражены на языке греческого мышления, и эллинизм Промыслом Божиим стал основной формой для православного мировоззрения, единственным содержанием которого есть само христианство. По меткому замечанию выдающегося теолога протоиерея Георгия Флоровского, для верности своей церкви каждый православный должен быть хоть немного эллином, в богословии по крайней мере. Поэтому греческий характер первой по чести патриархии – Константинопольской – является результатом особого промысла Божия, результатом судеб Церкви на земле".

Разумеется, грекофилия имеет такое же право на существование, как и любая иная сердечная страсть, торжествующая победу над голосом критического разума. Правда, эллиноцентризм куда менее трагикомически смотрелся бы в случае природного грека, а не варвара, пусть даже рабски павшего ниц пред афинейским величием. Ибо известные греческие братья Иоанникий и Софроний Лихуды, осуществлявшие на Москве свою просветительскую миссию, кстати, во многом вопреки противодействию ученых мужей – выходцев из Малороссии, не обинуясь заявляли: "Всяк не еллин есть варвар". Однако при нашей "всемирной отзывчивости" (Ф.М.Достоевский) нетрудно быть в том числе и "немного эллином". Только какое отношение это имеет к добровольному принятию всем миром идеологии панэллинизма и к тому, чтобы с восторгом осознавать себя христианами второго сорта, к чему склоняет нас обуреваемый варварскими комплексами украинский грекофил, как видно, невысоко ценящий 1020-летнюю историю собственной Церкви.

В ответ на этот подразумевающийся упрек автор статьи разворачивает поистине грандиозную метафизическую картину избранничества и мессианства одной из Поместных Православных Церквей: "Константинопольский патриархат не существует на территории собственно Греции. Он волею Божией как бы изъят из исторического бытия, и помещен в трансцендентное измерение священной истории православия. Константинополь есть достояние вечности, и Вселенский патриарх не может смотреть на мир глазами современного грека, но должен смотреть с точки зрения вечности. От искушений национализма и империализма, утопизма и политизации Константинопольский патриархат хранится самим своим способом присутствия в современной истории".

Что тут скажешь? Уже цитировавшийся нашим автором протоиерей Георгий Флоровский тонко заметил: "Церковь есть живой образ вечности во времени". В связи с этим возникает необходимость уточнить специально для автора интернет-портала "Православие в Украине": речь идет об образе предвечного бытия, явленном в историческом бытии Церкви Христовой, но отнюдь не в лице того или иного Святейшего Архиепископа Константинополя.

По этому случаю весьма небесполезным было бы припомнить, например, историю Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), чье церковное правление в начале ХХ века, сопровождавшееся бесконечной чередой скандалов, канонических преступлений и антиправославных реформ, завершилось изгнанием с Константинопольской кафедры. К слову, именно Патриарх Мелетий IV начал проводить активную политику всеправославного гегемонизма путем подмены понятия "первенства чести" понятием первенства власти в межправославных отношениях. В итоге "трансцендентное измерение" этого Патриарха не помешало ему поддержать обновленческий раскол, который был спровоцирован ГПУ в лоне Русского Православия с целью его уничтожения.

И этот же Патриарх, "глядящий на мир с точки зрения вечности", стал инициатором и последовательным проводником идеологии вытеснения Русской Церкви из ее канонических пределов в Европе и Америке. А сегодня мы наблюдаем всецелую преемственность его церковно-политического курса на примере Украины и Эстонии, и это не может не навести некоторых наблюдателей на мысль о том, что НАТО и Константинопольский Патриархат действуют на постсоветском пространстве заодно, преследуя совпадающие цели. Вероятно, такова историческая благодарность греков России за то, что на протяжении целых исторических эпох Восточные Церкви выживали только благодаря щедрой материальной поддержке нашего православного царства. И таков " способ присутствия в современной истории" Константинопольского Патриархата...

Далее интернет-портал "Православие в Украине" делает уже совершенно не лезущее ни в какие ворота умозаключение, утверждая, будто великим и промыслительным благом для Константинопольского Патриархата является его нынешнее "изъятие из исторического бытия" и отсутствие у него собственной, исторически преемственной от Византии, а не рассеянной в диаспоре паствы. Конечно, то обстоятельство, что более половины верующих этой Церкви составляют этнические греки, осевшие в США, не может не сказываться на наполняемости денежных потоков, стекающихся в Стамбул. Но разве это самое главное в служении Церкви? И неужели православные должны радоваться тому, что в стамбульском квартале Фанар, где находится резиденция "первого по чести" Патриарха, он пребывает в герметичной изоляции, фактически в духовном заточении, будучи лишен возможности пройти во главе крестного хода по своему городу или добиться для своих клириков права появиться на улице в священническом облачении, а до недавнего времени – даже свободно перемещаться по миру?

Впрочем, согласно убеждению автора статьи, все это каким-то таинственным образом "не делает патриарха зависимым от Турецкого государства". Более того, падение цивилизации Второго Рима и исчезновение с карты мира могущественной Византийской империи, оказывается, имело своим благодетельным следствием то обстоятельство, что крошечный Фанар победил "главное искушение для Православия – услужение Церкви перед государством и нацией", и теперь наконец освободился для того, чтобы "служить лишь Церкви, лишь человечеству".

В России в связи с этим диковинным вывихом апологетического сознания наверняка припомнили бы бессмертную реплику Скалозуба про "пожар Москвы двенадцатого года", который "способствовал ей много к украшенью".

Но вот по вопросу "служения Фанара человечеству" немало горьких слов могли бы сказать и православные украинцы, и православные эстонцы, и православные русские. А также чада не признаваемых Константинополем Православной Церкви в Америке и Японской Автономной Православной Церкви. Впрочем, и юрисдикционный статус Русской Православной Церкви в ее канонических пределах после 1686 года Фанар также не признает. Таким образом, Константинополем признается юрисдикция только тех церковных структур, которые соглашаются быть зависимыми от него. Вот и получается, что все человечество, которому беззаветно служит Константинопольский Патриархат, компактно разместилось в турецком Фанаре, претендующем на роль модератора православного единства, но фактически раскалывающего его.

Впрочем, все эти мелкие обстоятельства не принимаются в расчет интернет-порталом "Православие в Украине" и Геннадием Христокиным, которые верноподданически заявляют: "Украинский раскол оказался настоящей болью сердца для первого по чести иерарха, являющегося высшей апелляционной инстанцией в православном мире".

Однако у участников внеочередного заседания Синода Украинской Православной Церкви, состоявшегося 23 июля 2008 года под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киево-Печерской Лавре, на этот счет иное мнение. Оно недвусмысленно выражено "Обращении к Святейшему Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху Варфоломею І", а также в "Обращении к верным чадам Украинской Православной Церкви по случаю визита на Украину Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей".

В документах, в частности, говорится: "Уврачевание церковных расколов – внутреннее дело Церкви. Преодолеть существующие разделения можно лишь на основе соблюдения догматического и канонического Предания Православной Церкви...

Считаем, что все инициативы, которые касаются путей преодоления церковного раскола на Украине, должны согласовываться с нашей Церковью, поскольку именно она является единственной признанной Православной Церковью на Украине, и только она входит в семью Поместных Церквей...

Мы убеждены, что Украинская Православная Церковь способна самостоятельно решить свои внутренние проблемы. Помощь же иных Поместных Церквей не должна превращаться во вмешательство во внутренние дела нашей Церкви", – отметили члены Священного Синода Украинской Православной Церкви, напомнив, что необдуманные действия могут не только привести к обострению межконфессионального противостояния на Украине, но и стать серьезной угрозой православному единству.

Таким образом, в связи с историческим визитом в Киев Святейшего Патриарха Константинопольского речь отнюдь не идет о наделении высокого гостя каким-либо статусом "высшей апелляционной инстанции в православном мире", а также всеправославного распорядителя, вселенского управителя, властителя и судии, или чего-то в этом роде.

И это не только справедливо и разумно, но и спасительно. Ибо "к то дерзнет именовать себя Вселенским епископом или желать подобного титула, является по своей гордости предтечей антихриста". Так высказался, конечно, не Геннадий Христокин на интернет-портале "Православие в Украине". Эта важнейшая для всего крещеного мира мысль принадлежит святителю Григорию Двоеслову.

25.07.08

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама