С гостями нашего портала – известными российскими актерами и режиссерами – мы говорим о проблемах и перспективах российского кинематографа и затрагиваем темы: "Православие и кинематограф", "Актерская профессия и вера в Бога"
Начало кинопроизводству в нашей стране было положено 27 августа 1919 года с принятием Совнаркомом декрета о национализации кинодела в Советской России.
С этого времени Народный комиссариат просвещения всерьез взялся за развитие советской киноиндустрии и фото и кинематографической торговли и промышленности.
25 апреля 1979 был установлен День кино. Указом Президиума Верховного Совета СССР у киноманов появился этот праздник. С 1986 года – с начала государственной, общественной и кинематографической перестройки – празднуется как День российского кино.
Российское кино переживало за свою историю подъемы и спады, но, какой бы ни была тяжелой и непредсказуемой судьба отечественного кинематографа, ему всегда беззаветно служили люди, преданные своей профессии, отдающие киноискусству все душевные силы.
А. МихайловТакими мы увидели известных и любимых многими актеров, режиссеров – гостей портала "Православная книга России": Александра Пороховщикова, Александра Михайлова, Павла Лунгина, Николая Бурляева, Марину Могилевскую, Арифа Алиева, Бориса Галкина, Валентину Шарыкину, Галину Сазонову. В своих интервью они рассуждали о проблемах и перспективах российского кинематографа, делились творческими планами и рассказывали о своем духовном пути.
Павел Лунгин:
П. Лунгин– Тема Православия, православное кино будет ли иметь продолжение в вашей карьере?
– Я не знаю. Я не считаю, что должен делать какие-то тематические вещи. Но теперь в каждом фильме, который я буду делать, будет спрятано что-то христианское. Либо оно будет спрятано глубоко, либо будет выступать.
– То есть через все ваше дальнейшее творчество будет проходить христианская тема?
– Мне кажется, что сейчас быть человеком искусства и при этом не думать, не раскрывать глубокие христианские темы невозможно.
Борис Галкин:
Б. Галкин– С годами я пришел к убеждению, что православный мир вполне реален. Чем глубже погружаешься в него, тем отчетливее видишь человека и понимаешь, что человеку не приносит пользы. Повседневная суета загоняет людей под какую-то коросту, мешающую освободить сознание. Мы все время находимся в состоянии заблуждения, что именно сегодня у нас имеются важные дела, которые нужно сделать. Эти важные дела с зеркальной точностью повторяются на следующий день и так далее. И если бы мы могли взглянуть на себя несколько со стороны, то поняли бы, от скольких пустых телодвижений могли уберечься, настроив себя на созидательную деятельность. В первую очередь, это пойдет на пользу нашей духовной природе и духовному предназначению. Это очень важно, ведь зачастую человек ждет и ищет счастья, не понимая, что может быть счастлив где угодно. Настоящая радость и счастье те, что идут изнутри, а не приходят извне. Появляющееся в душе человека чувство радости – единственный божественный источник. Другого источника нет.
Николай Бурляев:
Н. Бурляев– Книга, которая ведет человека к Истине, бесценна. Приведу такой пример. Во времена нашей юности чтение Библии, обретение Библии было поступком. Помню, как после фильма "Андрей Рублев" архимандрит Аллипий, Псково-Печерский настоятель, подарил мне эту книгу и как я ее тайно увозил в Москву и читал. Такая литература была не то что запрещена, но у воцерковленного человека могли начаться проблемы. А сейчас появились Евангелие во многих изданиях, а также другие духовные книги, в частности святоотеческие. Ценность этих книг огромна, хотя к ним люди подходят осторожно, читают не все. Я считаю, что в них есть истина, примеры подвижнической жизни.
Валентина Шарыкина:
В. Шарыкина– Вы – глубоко православный человек, как Вы пришли к Православию?
– Я родилась в очень верующей семье, в праздник в честь иконы Иверской Божьей Матери. Мои бабушка и мама были польками по национальности и католичками по вероисповеданию. Мы жили в Киеве, где не было действующего костела, поэтому бабушка крестила и воспитывала меня в Православии. Она с детства ставила меня на колени и заставляла молиться. Я молилась на русском языке, а бабушка на польском. Каждую неделю по выходным дням она водила меня в Киевскую Лавру, там мы посещали службу в православной церкви, где я молилась, стоя на коленях. Тексты всех молитв я изучила не по молитвослову (тогда молитвословов не было), а со слов женщин, которые приходили в храм. Они молились вслух, и так, из уст в уста, передавались молитвы. Еще в раннем детстве я узнала, что такое грех, что можно делать истинно верующему человеку, а что нельзя. Такое начальное воспитание было очень сильным, оно вошло в мою плоть и кровь. Понимание греховности впоследствии мне очень мешало в профессии.
Марина Могилевская:
М. Могилевская– Я не стремлюсь играть только положительные роли, но мне важно, чтобы в общей концепции истории, в которой существует исполняемый мною персонаж, не было пропаганды зла. Раньше подобные проблемы не волновали меня, а последнее время я не могу оставаться равнодушной к тому, какой нравственный и моральный эффект произведет на зрителя фильм или спектакль с моим участием. Во многом такое изменение произошло под влиянием того, что я пришла к вере, к Богу.
Но совершенно неправильно думать, что вера в Бога сковывает и ограничивает творчество, она дает необычайно широкие возможности. Ведь Бог есть любовь. Я считаю, что самое великое из всего имеющегося на земле – это любовь. Это то чувство, которое заставляет жить, стимулирует идти вперед, что-то совершать, нести добро, доставлять радость. Это то, ради чего стоит жить.
Галина Сазонова:
Г. Сазонова– Еще на первом курсе я сказала своим студийцам, чтобы они прочли Евангелие. Ведь независимо от вероисповедания человек должен знать основные положения христианского учения. А если человек идет в искусство и собирается заниматься им, он обязан прочитать Библию, хотя бы для расширения своего кругозора. Ведь очень многие классические сюжеты, как из живописи, так и из литературы и драматургии основаны и наполнены библейскими сюжетами и персонажами. И если человек даже сюжетно не знает кто такой Иисус Христос, как он будет оценивать картины многих знаменитых художников? Зачастую для развития общей культуры я прошу кого-то из студентов пойти в церковь и просто посмотреть, как люди ведут себя в храме, как молятся, ставят свечи, крестятся и как подходят к благословению. Увы, многие не знают и этого!
Александр Пороховщиков:
А. Пороховщиков– В России народ очень добрый и набожный, но, к сожалению, сам он не двинется, пока не потянет герой и такие подвижники уже есть. Ведь когда нет идеи, мы все останавливаемся. Вера должна быть у человека, тогда и книги будут читать. Возьмите даже коммунистическое общество, Советский Союз. Там была масса негативного, нехорошего, но я помню, что у людей по-другому горели глаза, потому что люди верили в коммунизм. Конечно, это наивно. Не может быть все равное. Иисусом Христом для этого нужно быть, а Иисус Христос один. Но люди верили в эту идею, в эту фантазию, и они верили в то, что все будет прекрасно. А без веры жить невозможно.
Поздравляем наших любимых актеров и режиссеров с Днем российского кино!
Желаем им благословения Божьего, а нашему российскому кинематографу процветания!
Источник: Православная книга России