Религиозный пейзаж после битвы
Одним из важных итогов "пятидневной войны" с Грузией стало крушение мифа о единстве православных народов. Таким образом, в разворачивающейся сейчас борьбе за контроль над духовной жизнью Абхазии и Южной Осетии последователи ислама получили явный козырь. Другим стало признание независимости. В Абхазии соотношение христиан и мусульман может существенно измениться в пользу последних.
Еще месяц назад депутат Госдумы Константин Затулин вместе с именитыми политологами уверял: православие служит гарантией невозможности военного конфликта с Украиной. Это что касается мифа. Ас козырем все понятно когда единоверцы стреляют друг в друга, престиж веры не укрепляется. Кстати, об этом еще в 1992 году предупреждал Патриарх Московский Патриарха Грузии.
А едва рассеялся дым пожарищ, активисты "политического православия" в России заговорили о необходимости духовного окормления жителей Абхазии и Южной Осетии Московским Патриархатом. Дело в том, что обе страны каноническая территория Грузинской церкви. Но вот уже 17 лет ее священники изгнаны оттуда. Представить себе их возвращение невозможно. Так называемый "епископ Аланский (югоосетинский. "Известия") Георгий" заявляет в интервью журналистам: "Мы кричим уже 20 лет, что Грузинская Патриархия матерь фашистской идеологии". Но нарушать каноны Московский Патриархат, похоже, не стремится. Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопрос о том, станут ли теперь Абхазия и Южная Осетия частью канонической территории Русской церкви, сказал: "Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами". Видимо, югоосетины надолго останутся в ведении "епископа Аланского" из непризнанной в православии греческой группировки. И, кажется, такое положение нравится Совету муфтиев России. Его официальная делегация встретилась в Цхинвале с раскольником. Более того, руководитель делегации Абдул-Вахид Ниязов назвал его "настоящим духовным лидером нации, сидящим по правую руку от президента Кокойты". И при этом отметил, что тонкости внутриправославных отношений его не интересуют. Зато мусульмане России готовы оказать своим единоверцам в Южной Осетии духовную помощь.
Еще более интересная ситуация в Абхазии. Там есть тоже самозваная православная епархия. Но еще в Сухуме действует Духовное управление мусульман. Руководит им Адиль Габлиа, репатриант из Турции. Там живет около 500 000 абхазов. Их предки бежали туда в ХIХ веке от русских войск. По словам заместителя абхазского муфтия Тимура Дзыбы, молодежь мечтает вернуться на родину. Он надеется, что после признания Абхазии репатриация пойдет активнее. Между прочим, Абхазия обращалась к России с просьбой облегчить визовый режим для турецких соплеменников. Теперь просить никого не надо. Визы будут давать сами. Сейчас, по данным ДУМ Абхазии, 35% населения мусульмане, но в диаспоре их больше процентов 80. Если надежды муфтията на репатриацию сбудутся, религиозная и политическая карта новой страны может измениться. И кто может сказать, не вспомнят ли там об обидах прошлого? Тот же Тимур Дзыба утверждает, что целью сталинских репрессий 30-х годов был геноцид абхазов. С такими подходами к истории он вполне может найти общий язык с Виктором Ющенко и адептами голодомора как геноцида народа украинского.
Источник: Известия