ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Епископ Сергей Ряховский: "Приходит война – и где церковь?"

Сергей Ряховский :: 29 августа 2008

Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты епископ Сергей Ряховский вернулся из Южной Осетии. В интервью специальному корреспонденту "Газеты" Надежде Кеворковой он рассказал о том, что делать на войне христианам.

Каково главное впечатление от увиденного?

Масштаб духовной катастрофы. Я увидел не только отсутствие пищи, жилья, воды, электричества. Увидел израненность и пораженность духа христианства. Говорю сейчас не о радости победы, не о том, что Россия помогла. Говорю о поражении веры.

Расскажите о вашей поездке – шаг за шагом.

Мы прилетели с Валерием Гергиевым, с его прекрасными музыкантами. От Владикавказа до Цхинвали добирались четыре часа. Движение очень плотное: нам навстречу постоянно двигалась тяжелая бронетехника, армия возвращалась. Для себя отметил: Россия слово держит, армия выводится в срок, что бы ни говорили западные СМИ.

Мы прошли через Джаву, она как-то еще сохранилась. Следующее село – грузинское. Ни одного целого дома. Улица без воронок, а все дома вдоль дороги разбомблены. Дальше осетинское село – та же картина.

Цхинвали будто после землетрясения. Разрушены три четверти домов, все изрешечено осколками, оборваны провода, воронки вместо домов, обожженные остовы, завалы, среди руин бродят женщины и старики.

Мы проехали к Дому правительства. К нам вышел Эдуард Кокойты, поговорили минут 15, потом мы с нашим епископом из Владикавказа Иосифом Туаевым отправились к братьям.

Большая ли евангельская община в Цхинвали?

Человек 300. В молитвенный дом попал фугас, пробил громадную дыру в крыше, упал на перекрытия, но не разорвался. В стене торчит кусок ракеты – приехали саперы, вытащили. В общине все живы. У одного брата отца увели в плен. У некоторых верующих дома сожжены дотла. Когда грузинская армия вошла в Цхинвали, одна наша сестра выглянула посмотреть, что происходит, ее увидели и в окно направленно выстрелили из гранатомета. Граната взорвалась в соседней комнате – чудо, ее ранило только в ногу.

А ваши верующие воевали?

Наши прихожане были в ополчении, защищали свои семьи, свои дома, в сопротивлении были. Незадолго до нашего приезда они закончили давать показания следственному комитету как свидетели и очевидцы нападения Грузии на Южную Осетию.

Осуждаете, что они взяли оружие?

Как я могу их осудить? Они защищали свои семьи, свою землю, свой кров. Там все мужчины с оружием. У них другого выхода нет.

Цел ли православный храм?

В Цхинвали храм цел, хотя тоже пострадал.

А что за история с обстрелом синагоги?

Мы там тоже были. Она находится в другой части города, в еврейском квартале, который очень сильно грузинская армия обстреливала в первые два дня. Там же неподалеку и православный храм. Последние два года наша община собиралась для молитвы и в этом здании. *

Евреи уехали еще в начале 1990-х годов. На скамьях сохранились таблички с фамилиями старых родов – кто где сидел. Ведь Цхинвали когда-то на треть был еврейским городом с преуспевавшей общиной.

Несколько лет назад наша церковь согласовала с раввинатом в Тбилиси, что можно использовать помещение для общины. Те подумали, поспрашивали, будут ли иконы, и дали разрешение.

Здесь шли 'самые ожесточенные бомбардировки "Градом". Вокруг – руины. Снаряд упал на крышу, прогнул ее, но не разорвался. Стены повело, во дворе все порушено. Камни испещрены осколками, но в подвале синагоги уцелели все – около трех десятков женщин и детей с этой улочки.

Молитвенные дома внешне не выделяются, а синагога узнаваемая?

Сейчас там безошибочно определить можно только Дом правительства. Но не нужно быть евреем, чтобы узнать синагогу – заметное здание.

В чем же вы увидели духовную катастрофу? Столько благих свидетельств...

Поразила ненависть к грузинам. Не к политическому руководству, не к их армии – ко всем грузинам. Люди в один голос говорили, что за день до бомбежки было обещано грузинской стороной ненападение. Наш пастор не мог понять, как Саакашвили целый вечер клялся, а ночью приказал открыть шквальный огонь. "Град" – это неприцельное огневое поражение определенного квадрата. Этим квадратом стал спящий город. Все люди, и наши братья тоже, не понимают, как можно так нарушить слово. Один человек написал стихи: Бог ему открыл, что будет делать Саакашвили. Но большинство в тот вечер поверили данному слову.

Сейчас люди полны ненависти. И в глазах наших евангельских христиан я видел ненависть. Ненависть в душах. Это страшно.

Людей вероломно обманули, они умирали в неравном бою, помощи дождались только через два дня. Как им простить врага?

Все несли свою миссию: одни были агрессором, другие – жертвами, третьи – защитниками. Страшно, что все три народа – православные. Я был потрясен тем, что церковь, церковь как институт, никого не защитила.

А что могла сделать церковь?

Авторитет патриарха Илии II в Грузии выше, чем Саакашвили. Церковь могла сделать, но не сделала ничего.

Православная Аланская церковь Южной Осетии, где служит владыка Георгий, не признана ни Грузинским, ни Московским патриархатом. Сдвигов в отношении к их церкви нет. И это тоже странно.

Осетины не хотят быть в Грузинской церкви.

Грузинская и Московская церкви находятся в полноценном общении. Все православные. А осетины при этом вычеркнуты из церкви – уму непостижимо! А как им в Грузинской церкви быть?

Мне рассказывали, что в начале 1990-х патриарх Илия провозгласил, что всякий, кто убьет грузина, будет предан анафеме. Потом ссылались на неточность перевода, но слово не воробей... Что же, убить осетина, абхаза, русского можно, а грузина – нет? Это духовный фашизм, зараза, не знающая границ. В ответ она порождает ненависть. Вот в этом я вижу поражение духа.

В душе моих братьев я увидел эту же рану. Они не знают, что делать. Да, сейчас они заняты, организуют помощь, еду раздают. Но в душах – израненность. Доверие церкви остается только на уровне треб – помолиться за усопшего, за пленного.

Получается, рухнул коммунизм, взамен никаких идей не пришло. Да, у церкви высокий рейтинг, но где этот рейтинг в эпоху катастроф? Коммунисты слова находили. В чем смысл этого рейтинга, когда мы должны действовать, а мы не действуем? Я говорю о нас всех, о христианах. Мы оказались не готовы к испытаниям нашей веры. Мы все. Год назад, когда академики атаковали церковь, митрополит Кирилл сказал: "Не надо нас толкать на обочину". Но мы лежим на обочине. Строить храмы, идти крестным ходом годится для мирной жизни. Но приходит война – и где церковь?

А где она должна быть?

Осетинская – там, где она и была, со своим народом. Русская церковь должна была лететь в Тбилиси и вести переговоры с католикосом. Везде, где бы ни показывали Саакашвили, рядом с ним – духовное лицо. Патриарх стоял рядом с ним.

Да, Саакашвили сделал свой народ заложником. Да, большинство народа следует за своими политиками. Но у христианина должны быть нравственные границы, которые он не смеет переходить.

Да, у солдата – приказ. Но солдат не сражается с детьми, женщинами и стариками. Есть свидетели, как грузины расстреливали стариков. Не сомневаюсь, был и ответ в духе мести.

Градус ненависти на Кавказе высок. Будет очень страшно, если эта ненависть, как зараза, перекинется в Россию. Слава богу, что у нас живет миллион грузин. Многие из них сохраняют холодную голову. Они испытывают стыд за Саакашвили.

Я вернулся из Цхинвали с мучительными вопросами: что нам всем делать? Форумы собирать?

Все, что там произошло, требует осмысления. Многое кажется важным, а является ерундой. Скажем, изоляция России. Вспомним шестидневную войну, как весь мир осуждал Израиль. Часто кажется, что правду не слышат. Как евреи в 1943 году взывали о помощи из лагерей, а никто им не верил, и Молотова, который об этом сделал доклад, сочли фантазером. Пусть весь мир говорит, что Грузия – жертва, а мы захватчики. Главная опасность – если мы не сделаем уроков из нашего духовного бессилия. Что христианство несет? Ненависть?

За всю историю разве что папа римский вышел к Аттиле, и благородный Аттила отступил от стен Рима. Но сейчас правители проповедуют Христа, папы музицируют, а легионы маршируют в заданном направлении без помех, разве не так? Нет. Церковь не молчала в Германии ни во время Реформации, ни во время нацизма. Христиане заставили в Америке отменить рабство и сегрегацию. Патриарх личными усилиями предотвратил гражданскую войну в России в 1990-е годы. Испытания нынешнего века требуют от нас действия и голоса, слышат нас или не слышат.

Запад не волнует, что в демократической Грузии, союзнице США, все протестантские общины находятся практически в подполье.

В Грузии запрещены протестантские церкви?

Большинство общин не зарегистрировано. Не имеют молитвенных домов. Хотя все советники Саакашвили – американцы-протестанты. Его супруга – голландка, они так гордятся ее протестантизмом. Мы просили наших друзей-единоверцев в США убедить администрацию Саакашвили, чтобы те разрешили регистрировать общины. Молчание.

Наша делегация во главе с епископом Андреем ездила за месяц до войны в Грузию – туристами, как в советское время к нам тайно ездили наши братья. Они подпольно встречались с единоверцами.

В Грузии собрали католиков и иудеев, вынудили их согласиться с государственным статусом православия в обмен на здания и земли. И что? Они получили крохи. Разве США обеспокоены?

Протестантов очень много в Грузии, все в подполье. Даже в советское время их положение было лучше, чем при Саакашвили, ведь тогда у них какие-никакие молитвенные дома все же были. В Грузии были и молокане, и духоборы – еще до революции.

Но администрация США играет двойными стандартами. В Россию они направляют под видом православного ревнителя своего гражданина Дворкина бороться с протестантами и всеми силами разжигать к ним ненависть. И в итоге Россию из года в год упрекают в нарушении прав человека и несвободе совести. А в Грузии та же администрация США не видит системного государственного ущемления верующих.

В Осетии – и в Северной, и в Южной – наши верующие в почете, а не в подполье.

В начале войны и православные, и иудеи, и протестанты в России сделали заявления о недопустимости насилия. Ни один пастор на Западе ни слова не произнес против этой войны.

На Западе христиане промолчали?

Рик Реннер, наш пастор в Москве, американский гражданин, живет здесь еще с советского 1991 года, все его дети учатся здесь, прекрасно говорят по-русски, женились на русских, получают вид на жительство. Он поехал в отпуск в Америку, повидать друзей-пасторов, а это самые известные американские проповедники-евангелисты. Так он поменял билет, просто не мог там находиться: такова ненависть к русским, к России. Ненависть как пароль, что ты "наш". Они ничего не слышат, верят не живому свидетелю, a CNN. Он уже собрался просить в России политического убежища. Он вообще не уверен, что его, американского гражданина, в США вновь пустят.

Говорят, мол, мы на все в мире смотрим с какой-то нашей русской колокольни. Вот американец пропитался русской правдой, уехал из Америки, где у него громадная община. Почему? Потому что тошно ему там находиться.

Вы считаете, что информационную войну мы могли бы выиграть?

Голос другой стороны не нужен был Западу. Поэтому этого голоса там и не было – ни на английском языке, ни на русском. Даже кадры разрушенного Цхинвали им были не нужны. Запад не взволнован, что в Грузии все российские каналы были отрублены, вся русская доменная часть отсечена, что там распространялись самые фантастические слухи. В России же никто ничего не отрубал. Все заявления Саакашвили передавали точно.

Насколько мне известно, журналистку, подготовившую на Fox News выступление 12-летней осетинской девочки и ее тети, от эфира отстранили. Больше ее сюжетов не было.

Павшим – слава. Живым показали, что с нами со всеми будет: война брата с братом. Что делать?

Противостоять ненависти из-за национальности. Обличать человека за его грехи. У нас есть прихожанин-грузин, архитектор. Так он своих родителей увез из Тбилиси в Абхазию. Вот поступок христианина. Христос сказал, что в последние времена восстанет народ на народ, царство на царство, будет глад и мор. Он сказал: помните об этом и не страшитесь. Вопрос не в том, плоха или хороша война. Она будет до скончания времен. Вопрос в том, как мы поступаем на этой войне. Когда упала башня и придавила много народа, ученики спросили Христа: эти люди были грешники? Нет, не грешнее других, но если не покаетесь, то все погибнете – так сказал Христос.

Источник: Газета. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама