Эпоха от принятия Русью христианства, а затем вынужденного исхода части русского народа из ослабленного Киева на север в глухие леса, и до создания уже там новых удельных княжеств, на бунты небогата. Заботы о выживании откладывали выяснение второстепенных проблем на "потом". Да и сами летописцы во время исхода, а затем, уже рассевшись по отдельным уделам, не могли уследить за всем: общерусское пространство оказалось разбитым на куски, постоянно враждовавшие между собой. Какие-то вспышки недовольства среди низов, конечно, происходили и в этот период, но в силу обстоятельств они не могли быть ни масштабными, ни долгосрочными, а память о них быстро вытеснялась более важными и трагическими событиями.
Тем не менее, именно в этот период (Новгород и Псков пока намеренно оставляем в стороне), на Руси создаются предпосылки, оказавшие прямое влияние на всю нашу дальнейшую историю. Это касается и главного для нас вопроса: о свободе личности русского человека. Многое здесь может вызвать раздражение, однако, отлакированная история ответить на проблемы дня сегодняшнего не в состоянии. Так что придется оставить мифологию в стороне. Можно не сомневаться, ей найдут применение.
Именно в это время на фоне, как замечают историки, "одичания князей" вдалеке от европейских центров цивилизации закладываются основы многовекового рабства русского народа и проникновения в русскую жизнь татарских обычаев и менталитета. Татарское иго, сведенное в современной истории, как дань политкорректности, практически к нулю, тем не менее, существовало. При всем уважении к г-ну Шаймиеву.
Наконец, это самый черный период княжеской междоусобицы. С такими подробностями, о которых и вспоминать стыдно. То, что и на Западе в средневековье происходили схожие мерзости вполне справедливо, но не утешает.
Русские предавали русских и продавали плененных соотечественников в рабство. Впрочем, общей русской земли, повторяю, и не было. Были лишь враждовавшие между собой уделы. Потому и шли в те времена в Царьград из Руси бесчисленные караваны с мехами и русскими рабами. А рядом едва ли не с каждым "одичавшим" русским князем в качестве обязательного дополнения бок о бок с ним скакал его союзник – такой же озверевший в постоянных набегах мелкий татарский "князек".
Понятия человечности, милосердия и достоинства личности, которые, казалось бы, должны были прийти на Русь вместе с христианством, где-то припозднились, застряв, видимо, в российских хлябях. К тому же подростковое еще русское христианство легко впитывало в себя и элементы язычества, и влияние далеко не самого образованного (каким был, скажем, тогда далекий Иран), а, наоборот, дикого, окраинного Востока. А именно с этой "поганой" (т.е. языческой) окраиной и столкнулась Русь, уйдя от Киева в те места, что спустя века назовут Московией.
Христианство Киевской Руси еще несло в своих недрах некую свободу. Пусть и не внизу, но хотя бы на самом верху. Князь князем, но верховная власть для митрополита-грека оставалась еще в руках Византии, а потому митрополит мог обличать и князя-узурпатора, как это делал преподобный Феодосий. Или как митрополит Никифор заявлять русским князьям: "Мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития". Иное дело, глухое удельные княжества, где священник в силу обстоятельств попадал в полную зависимость от местного "меченосца".
Однако самое ужасное для личности время, и так считали многие (далеко не случайно забытые сегодня) историки, началось в тот период, который, наоборот, у нас привыкли считать исключительно славным – период хитроумного, с опорой все на тех же татар, собирания Москвой огнем, мечом и подкупом под своим крылом удельных княжеств в единое государство.
Мудрость и верность в целом этого процесса здесь не дискутируется – единственная возможность исторически сохраниться у русских была лишь на пути государственного объединения. Однако одновременно надо обязательно отдавать себе отчет в противоречивости самого этого процесса. Он вовсе не был радужно однолинейным, как это представляется многим. Как и у всякого насильственного по преимуществу процесса, и здесь (было бы желание видеть правду) вы найдете немало тяжких и, несомненно, негативных для Руси последствий. Среди главных жертв я бы назвал в первую очередь исконное, подлинное христианство и свободу человеческой личности.
Приведу мысли прочно забытого у нас талантливого историка, богослова и публициста, христианского-демократа (за что этот глубоко верующий человек был очень нелюбим консервативной зарубежной православной церковью) Георгия Федотова, эмигрировавшего после 1925 года из Советской России. Кстати, Федотов один из любимых авторов трагически погибшего отца Александра Меня.
Итак, Федотов: "Свобода погибла лишь после освобождения от татар. Лишь московский царь, как преемник ханов, мог покончить со всеми общественными силами, ограничивающими самовластие. В течение двух и более столетий Северная Русь, разоряемая и унижаемая татарами, продолжала жить своим древним бытом, сохраняя свободу в местном масштабе, и, во всяком случае, свободу в своем политическом самосознании...
Это Москва, обязанная своим возвышением татарофильской и предательской политике, благодаря ей, обеспечивает мир и безопасность своей территории, привлекает этим рабочее население и переманивает к себе митрополитов...(которые) начинают отождествлять свое служение с интересами московской политики... Захваты территорий, вероломные аресты князей соперников совершаются при поддержке церковных угроз и интердиктов. В самой московской земле вводятся татарские порядки в управлении, суде, сборе дани. Не извне, а изнутри татарская стихия овладевала душой России, проникала в плоть и кровь. Это духовное монгольское завоевание шло параллельно с политическим падением Орды".
Дальнейшую судьбу русского православия весьма нелицеприятно обрисовал Николай Бердяев: "В истории сакрализовали всякую мерзость под напором "царства Кесаря"... Рабство, крепостное право, введенное в катехизис Филарета, деспотическая форма государства, отсталость научного знания – все было священной традицией... Нет ничего ужаснее тех выводов, которые были сделаны в историческом православии из идеи смирения и послушания. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Это превратилось в школу угодничества. Формировались рабьи души, лишенные всякого мужества, дрожащие перед силой и властью этого мира. Гражданское мужество и чувство чести были несовместимы с такого рода пониманием смирения и послушания. Русское духовенство, иерархи церкви трепетали перед государственной властью, приспособлялись к ней и соглашались подчинить ей церковь".
Привожу обе цитаты не для того, чтобы ими прикрыться, а это, увы, случается нередко, а как раз, наоборот, чтобы подчеркнуть, насколько, я с ними согласен.
Будь моя воля, я бы для объективности добавил разве что одно: славных православных бунтарей "заволжских старцев". И в первую очередь, конечно, принципиального нестяжателя и чистейшего человека Нила Сорского. Вот он-то ни под кесаря, ни под услужливых церковных иерархов, ни под монастырский "бизнес", что благополучно процветает и сегодня, не подстраивался. Более свободного человека в ту пору на Руси сыскать было невозможно.
Но это уже детали. В самом главном все сказанное Федотовым и Бердяевым, к сожалению, верно. А потому именно здесь и находятся истоки всех будущих русских бунтов.
Та часть русской души, что, несмотря ни на что, сохранила чувство справедливости и гражданское мужество, делала эти бунты не столь уж "бессмысленными", как принято считать после слов Пушкина. А та часть души, что, по словам Бердяева, стала "рабьей", бунтовала, как ей и было положено "по рабски". Как это делалось, впрочем, везде в мире работорговцев и работорговли. То есть, бунтовала "беспощадно", поступая как с истинными, так и мнимыми врагами, что попадались на пути разъяренной толпы, точно также по звериному, как по звериному поступали и с самими рабами.
Да, и заканчивалась очередная кровавая баня после бунта всегда одинаково. Утолив на время свою ненависть, раб снова впадал в апатию вечно несвободного человека.
Не раз слышал аргумент, что и на Западе, мол, прошли через всю это, чего тыкать в глаза. Действительно прошли, однако, совсем в другие сроки, а потому и рабство, и мечта о воле с ветерком, не отложили там такого глубокого отпечатка на народный характер как у нас. Не стоит забывать, что еще Александр III глубоко и искренне сокрушался по поводу того, что его отец "Царь-Освободитель", отменил крепостное право. Так что уважение к свободе личности в нашу плоть еще толком не впиталось, а рабское и анархическое еще толком не выветрилось.
Наша болезнь проходила и тяжелее, и дольше, а затем еще имела и сталинский рецидив.
Именно поэтому игра в демократию, ее бутафорская имитация, да и церковь, как простое приложение к власти, ни для кого так не вредны, как для России.
Источник: Риа-новости