ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

По щучьему велению?

Владимир Легойда :: 01 сентября 2008

Похоже, впору писать новый словарь русских пословиц и поговорок. Ну или как минимум редактировать старый. Расхожие максимы былых представлений о жизни сегодня подвергаются серьезному пересмотру. Например, кто сейчас с легкостью согласится с тем, что "без труда не выловишь и рыбку из пруда"? А кое-кто из знакомых мне молодых людей вряд ли поймет смысл этой когда-то бесспорной формулы.

Но – оставим в стороне культурологические и религиозно-философские суждения о том, чем вообще является труд. Если спуститься с интеллектуального неба на бытовую землю, то можно заметить, что из лексикона современного человека практически исчезло хлесткое слово тунеядец, бывшее оценочно-уничижительным еще 15-20 лет назад. Помню папа в детстве называл нас с сестрой тунеядцами – шутя, конечно, хотя свою роль в воспитании ценностей у нас эти шутки, безусловно, сыграли.

А недавно близкий друг рассказал мне о разговоре с сыном-студентом, совершенно "адекватным", как сейчас принято говорить, молодым человеком. На очередной совет отца о том, что нужно хорошо учиться, а потом много работать, сын ответил: "А зачем? Многие мои однокурсники об этом совсем не заботятся. Кому-то папа уже купил бензоколонку, а кому-то и того больше...". Отец возразил, что не сможет предоставить ему таких "стартовых" возможностей. Но сын постарался папу обнадежить: "Ладно, что-нибудь еще придумаем!"

Сын, конечно, прекрасно понимает, что возможности у людей разные. Но я сейчас о другом – о некоем глубинном сдвиге в ценностном поле: труд более не воспринимается как часть системы ценностей. Ведь ценность – это то, к чему человек стремится, что является для него важным и значимым. Сущностным. В той же студенческой среде, знакомой мне не понаслышке, даже учеба нередко воспринимается не как важный и сложный процесс, во время которого ты трудом добываешь полезное – знания, а как некое неизбежное зло, ступенька на лестнице социализации. Отсидел в школе – получил аттестат, отходил (сегодня, увы, все больше – просто "оттусовался") в институт – получай диплом. Выходит, что время обучения надо просто "пересидеть", потом обзавестись дипломом, – а дальше начнется новая игра, в которой также нужно суметь извернуться. Не будет бензоколонки – что-нибудь придумаем.

Такая vita nova обильно расцветает, взращенная благодатной почвой культуры досуга и общества потребления. Агрессивная медийная среда навязывает прежде всего те ценности, которые связаны с отдыхом. Можно сколь угодно долго потешаться над пропагандой труда в советское время, но она тем не менее апеллировала к труду как к ценности, причем, ценности вполне автономной. Тогда как сегодня труд если и ценится, то не сам по себе, не как творчество и процесс создания и созидания, но скорее как способ заработать на отдых – во многом с таким подходом к труду связан и феномен современного офисного трудоголизма: нас "отожмут" на работе, но в Турции мы потом "оторвемся"! Другое дело, что в советское время проблемной зоной был вопрос вознаграждения за труд. Как говорил сатирик: если ты хорошо собираешь велосипед – тебе 120 (рублей), если плохо – тебе 120, и если совсем не собираешь – тоже 120. Это, конечно, неправильно. Но и сегодняшняя ситуация уж точно успокоения не приносит.

Понятно, что большую роль в создании новых ценностей сыграли переломавшие нас девяностые. Появились люди, которые сумели нажить капитал, совершенно не пропорциональный вложенным усилиям, а то и просто обманом и противозаконными комбинациями. Но, как мне кажется, проблемой "на длину" для нашего общества являются не пресловутые олигархи, а появившаяся в сознании установка, что рыбка из пруда – большая и маленькая – вполне извлекаема без приложения усилий – по щучьему веленью, если опять же вспомнить отечественный фольклор. Повторюсь – я не отрицаю, что и сегодня трудятся, и много. Но как воспринимается этот труд, является ли он ценностью, то есть тем, что само по себе заслуживает почета и стремления? Боюсь, что тенденция обратная. Один очень уважаемый мной священник назвал ее "психологией бомжей": человек считает, что ему все должны, а сам он не обязан прилагать никаких усилий для изменения своего положения. Потеряно уважение к труду; в цене не труд, а деньги.

...А может быть, не так уж неправильно утверждение, что труд создал человека? Нет, конечно, человека создал Бог, но для поврежденной грехопадением человеческой природы труд установлен Творцом как неотъемлемая часть жизни: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19). Это не наказание, а способ очеловечиться. И – кто знает? – может быть, труд есть не только напоминание о потере Эдема, но и способ возвращения к нему?

P.S. Кто-то скажет, что я сгущаю краски. И даже сможет это убедительно доказать. А я и не буду спорить. Только порадуюсь: дай-то Бог!

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама