ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Борода как признак оппозиционности в России

Петр Романов :: 28 января 2006

Уж и не знаю, что так привлекало российскую власть к бородам, но многие века при самых разных режимах голый подбородок символизировал в глазах нашего чиновничества верность отечеству, а подбородок заросший – наоборот, подозрительную оппозиционность. Началось это давно еще при Петре I, который приказал русским людям стричь бороды и менять национальный костюм на иностранный, однако, в той или иной форме нелюбовь к бородачам продолжалась и дальше.

В советские времена не спасали даже бородатые лики Маркса и Энгельса. Помню сам, с какой жалостью расставался со своей первой бородой, которую отрастил в стройотряде – явиться в таком виде в институт не было ни малейшей возможности, роль брадобрея с удовольствием выполнил бы ректор или секретарь парторганизации.

Начало идейной борьбы безбородых против бородатых в наших календарях обычно помечают 17 января 1700 года, хотя на самом деле "процесс пошел" несколько раньше. Насильственное бритье бород и переодевание русских людей в иностранный костюм началось сразу же после возвращения Петра из-за границы, причем данная петровская реформа изобилует сценами поистине безобразными, унижающими человеческое достоинство. Это происходило даже тогда, когда что-то делалось царем не всерьез, а как бы в шутку. В феврале 1699 года на пиру у Лефорта, куда прибыли наиболее знатные из русских придворных, Петр сам ходил среди гостей с ножницами, выстригая куски волос из бород и кромсая их одежду. Обрезая длинные и широкие рукава русских кафтанов, действительно мало приспособленных для труда, царь весело приговаривал: "Это помеха, везде надо ждать какого-нибудь приключения – то разобьешь стекло, то попадешь в похлебку". Это, пожалуй, самая невинная забава тех времен, остальные много грубее. Староверов, например, реформатор заставлял ходить в нелепой, шутовской одежде, а их жен носить специальный головной убор с рогами.

Не удивительно, что человеческий материал, сопротивляясь унижению, бунтовал, причем, как свидетельствуют многие письма, например, мятежных казаков, бритье бород – как противоречащее старой православной традиции – указывалось едва ли не главной причиной, подтолкнувшей их к бунту.

Впрочем довольно скоро ситуация изменилась. Если сначала Петр воспринимал ношение бороды как некий политический протест, вроде повязки на голове с надписью "Долой царя-реформатора!", то позже борода стала налогооблагаемым "товаром". Сумма определялась в зависимости от сословия: в 1705 году дворянин платил за бороду 60 рублей, купец – 100, простой торговец, почему-то, как и дворянин, – 60, слуга – только 30 рублей. Крестьянин в деревне получил привилегию носить бороду даром, но при въезде в город и выезде за городские ворота с него, также как и с других, за эту роскошь брали налог, правда, невысокий – всего одну копейку.

Николай I, в отличие от Петра был контрреволюционером, однако, бороде при нем жилось ничуть не легче. Если Петр I насильно кромсал русскую бороду, потому что она в его глазах олицетворяла архаичное прошлое России, то Николай I не менее горячо преследовал бородачей, потому что считал их приверженцами революционных западных идей. В жандармских инструкциях всерьез указывалось на то, что все бородатые российские граждане должны стать "предметом беспрерывного полицейского наблюдения, ибо в Европе борода есть отпечаток принадлежности какому-либо злонамеренному политическому обществу".

Скоро, впрочем, к изумлению властей, выяснилось, что самый отчаянный русский диссидент бороды не носит, а, наоборот, предпочитает бриться наголо. Я имею в виду Петра Чаадаева. Впрочем, с точки зрения императора, философ был явно не в своем уме, так что этот случай, как исключение, лишь подтверждал для него правило – главная оппозиционность в бороде.

Кстати, может быть, он и не ошибался – обе революции в России делали в своей массе дурно выбритые люди. Это сегодня легкая щетина только украшает светского льва, а тогда она диктовалась в основном неустроенностью: окопное житье или бесконечное мотание по конспиративным квартирам к регулярному бритью, как-то не располагали.

Пытаюсь вспомнить бородатых партийных лидеров эпохи Сталина и никого, кроме "всесоюзного старосты" Калинина, с его козлиной бородкой, вспомнить не могу. Впрочем, это был то уникальное кадровое явление, что сохранилось еще с ленинских времен: бородатого Ленина, бородатого Троцкого, бородатого Бухарина, бородатого Дзержинского и т.д. Тогда бород во власти было много. Настораживает только то, что все эти большевистские бородки одного и того же покроя – то ли борода, то ли не борода: шаг вперед, два шага назад. Кстати, и у национал-большевика Лимонова точно такая же. Что лишний раз подтверждает, что идеология и растительность на лице в какой-то точке мироздания действительно пересекаются.

Другое дело Отто Юльевич Шмидт с его богатой и щедрой растительностью, но тому борода полагалась по уставу, как большая звезда маршалу, он все-таки был полярником.

Вся остальная сталинская, хрущевская, брежневская и даже горбачевская порода партийно-чиновничьего люда – голые подбородки, под которым виднеется непременный галстук, два надежных символа предсказуемости и дисциплинированности. Даже демократическая эпоха Ельцина выдвинула на политическую сцену лишь одного бородача – генерального прокурора Казанника, но его лохматость лишь подтвердила правило – что все "бородоносцы" имеют особый взгляд на мир. Так что не случайно во властном кресле прокурор продержался недолго и был с раздражением уволен гладко выбритым после бани Ельциным.

Нынешняя политическая элита помнит заветы своих отцов, а потому так же в основном брита. Не очень внятные бороды есть только у Сергея Миронова – Председателя Совета Федерации и у главы МЭРТ Германа Грефа, причем и тот, и другой, заметьте, славятся самостоятельностью суждений. Как человек бородатый, я им симпатизирую. Хотя и понимаю в душе, что, на всякий случай, может быть, им стоило бы и побриться.

Как показывает отечественная история, с голым подбородком в России жить все-таки спокойнее.

По материалам источников: РИА Новости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама