ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

ЕГЭ – подход и сочинения

Юлия Шуйская :: 10 сентября 2008

ГУ им. М.В. Ломоносова – единственный ВУЗ России, сохранивший за собой право на собственные вступительные экзамены наряду с ЕГЭ. В следующем году, говорят, и этого не станет. "Наверное, коллеги, мы с вами встречаемся в последний раз", – оптимистически поприветствовал преподавателей глава экзаменационной комиссии.

Сочинения абитуриентов-2008 интересны не тем, что они последние. Это сочинения, написанные в год безраздельного господства ЕГЭ-подхода на уроках русского языка. В 2008 году ЕГЭ по русскому был объявлен обязательным для всех, и одиннадцатиклассники решали бесчисленные тесты, демонстрационные варианты, писали пробный экзамен.

Грамотность написанных ими сочинений от этого только выиграла: в тестах ЕГЭ подробно разбираются трудные случаи слитного и раздельного написания, постановки запятых и пр. Впрочем, в этом году сочинение в МГУ писали только гуманитарные факультеты, среди которых уровень любителей написать "кАрова" через "а" и так традиционно меньше, чем среди технарей и естественников.

Грустно другое: ЕГЭ-подход погубил содержание сочинений. Первое, что бросилось в глаза еще на написании работ, – их объем по сравнению с прошлыми годами уменьшился в два-три раза. На одного абитуриента выдается четыре листа А4 – 2 для черновика, 2 для чистовика. При этом экзаменаторов снабжают дополнительными листами из расчета еще по 4 листа на человека. Год назад, когда сочинение писалось в два приема – первый экзамен у гуманитариев и третий-четвертый у технарей – все было предсказуемо. На гуманитарных факультетах бумаги изведут много, почти каждый попросит дополнительный лист, некоторые не по одному... При этом сидеть будут все четыре часа, отведенные на экзамен, и за пять минут до конца придется объявлять "Сдавайте ваши работы". На экзаменах у технарей все будет проще: дополнительные листы почти не понадобятся, первые сдающие работы объявятся уже через час, а к концу экзамена останется 2-3 человека из всей аудитории.

2008 год удивил нестандартным началом экзаменов: представители гуманитарных факультетов, как им и положено, просидели над сочинением все 4 часа, но... единицам потребовались дополнительные листы. Когда за пятнадцать минут до конца экзамена потянулись первые ребята, желающие сдать работы, экзаменаторы изумились: объем работ не превышал 1,5 страницы А4. Хотелось воскликнуть: "И вот над ЭТИМ нужно было сидеть четыре часа?!"

Для справки: средний объем сочинения гуманитарных факультетов в прошлые годы составлял 4-6 страницы А4, технических и естественных – 2-3 страницы.

Что же произошло в течение минувшего учебного года? На уроках русского языка в школе возобладал ЕГЭ-подход. В рамках части "С" единого государственного экзамена ученику предлагается написать сочинение объемом не менее 150 слов. Верхней границы нет: сочинение может быть сколь угодно большим. Однако на весь экзамен отводится 3 часа, и если ученик приступает к сочинению, выполнив все остальные задания, то у него остается 1,5 часа или меньше. Бланк ответов № 2, использующийся для сочинения, – это одна страница А4. Если данного объема будет недостаточно, можно использовать обратную сторону или взять дополнительный бланк. Иными словами, стандартный объем, который нужно заполнить сочинением школьнику, сдающему ЕГЭ, – 1 страница. Приходя сдавать вступительные экзамены в МГУ, этот же школьник оказывается попросту не готов создавать тексты большего объема. Он целый год тренировался в написании микросочинений ЕГЭ.

Однако объем никогда не был главным критерием для оценки работы. Гораздо хуже дело обстоит с содержанием этих сократившихся сочинений. В части "С" ЕГЭ сказано: "Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента)".

Университетское сочинение традиционно считалось небольшой, но серьезной научной работой. От абитуриента требовалось не написать "Я считаю, что Лев Толстой был абсолютно прав", подкрепив эту мысль двумя аргументами, основанными на 16-летнем жизненном опыте, а проанализировать развитие той или иной темы в произведении, показать, какие средства автор использует для ее раскрытия, с какими темами она перекликается и взаимодействует. Сочинение – это проверка на прочность, выяснение, способен или не способен будущий студент к научной работе.

В 2008 году гуманитарным факультетам были предложены следующие темы: "Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", "Средства создания сатирических образов в "Сказках" М.Е. Салтыкова-Щедрина" и "Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Третья тема оказалась наиболее популярной, хоть она и не из легких. Второе место по количеству сочинений занял Лермонтов, а "Сказки" встречались реже всех. Конечно, при проверке не обошлось без традиционных ляпов, которые коллекционируют экзаменаторы. Так, сказку Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" назвали "Умный корась" (очевидно, запомнилось, что в названии должна быть неправильно написанная рыба), приписали Лермонтову "Асю" и "Первую любовь" (хорошо, что не "Евгения Онегина", а то и это бывает), спутали "Мастера и Маргариту" с чем-то неизвестным, видимо, с "Ревизором" ("До чиновников Воланд добирается первыми и все им рассказывает, что знает. Правду, только правду"). Бывали ляпы и посерьезнее: так, автор сочинения по "Мастеру и Маргарите" всерьез полагал, что главный герой романа Мастера – не Иешуа, а Иуда. В интерпретации другого абитуриента Понтий Пилат – "пятый прокуратор-иудей". Создается ощущение, что популярность "Мастера и Маргариты" в сочинениях-2008 вызвана успехом одноименного сериала. Только так можно объяснить фразу: " В одежде из тяжёлых сплавов металлов Маргарита улыбается, встречает гостей, поддерживает разговор..."

"Перлы" в сочинениях, наполняющие записные книжки экзаменаторов, были, есть и будут (?) каждый год. Изменилось другое: ЕГЭ-подход сказался не только на объеме, но и на качестве сочинений. Авторы принялись деятельно высказывать свою точку зрения. Один из них, например, уверен, что Маргарита вовсе не любила Мастера, что это была не настоящая любовь, и совсем не так надо любить! Маргарите вообще досталось в сочинениях этого года: другой автор клеймит ее, сообщая, что она намазалась мазью, состоящей из крови христианских младенцев. Готовясь к поступлению в МГУ на подготовительных курсах, я сама однажды написала такого толка сочинение о Наташе Ростовой. Все-то в ней мне не нравилось: и внешность, и поведение, и бегство с Анатолем, и превращение в "самку" в эпилоге романа. Преподаватель вернул сочинение, заметив: "Наташа Ростова – не Ваша подружка. Это персонаж, созданный Львом Толстым с определенными целями. И высказываться о ней можно только как о персонаже". Научная работа, первым шагом к которой является сочинение, вообще предполагает определенное беспристрастие и спокойствие. Страстное желание "высказать свое мнение" и привести "примеры из жизни" приводит иногда к анекдотическим результатам. Так, автор одного из сочинений по "Мастеру и Маргарите" в заключении своей работы долго рассуждал о фразе "Рукописи не горят". Припомнив сожженный второй том "Мертвых душ", он написал: "На самом деле, эта книга существует. И я даже могу показать ее. Просто никто не верит, пока сам не увидит". Для экзаменаторов так и осталось загадкой, что этот человек имел в виду: то ли он обладает уникальным экземпляром рукописи Гоголя, то ли в принадлежащем ему собрании сочинений (как и во всех других) напечатаны сохранившиеся черновики второго тома.

Кроме настойчивого желания высказать свое мнение, поразило еще одно новоприобретенное качество сочинений: однобокость. Самая трудная и самая популярная в этом году тема – "Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" – отнюдь не сводится только к рассказу о тяжелой судьбе Мастера и его романа. Ведь были еще критики Ариман, Латунский и Лаврович. Были "псевдотворцы" – поэты Рюхин и Бездомный. Был редактор Берлиоз и весь МАССОЛИТ. В конце концов, было Варьете, чья деятельность тоже принадлежит к сфере творчества. Но нынешние школьники не помнят об этом. Как не помнят ни о мечте "творцов" МАССОЛИТа – даче в поселке Перелыгино, ни о ночном разговоре Рюхина с памятником Пушкину. Абитуриентов можно понять: их целый год, а может быть и дольше, обучали "найти и сформулировать ОДНУ из проблем", аргументировать покороче, потому что "учитываются ТОЛЬКО ПЕРВЫЕ ДВА аргумента". Творчество = роман Мастера. Одна проблема выделена. И объема одной страницы А4 вполне хватит, чтобы ее раскрыть.

Итог экзаменов неутешителен. Проверяемые сочинения поделились на "очень плохие" и "совсем плохие". Что по пятибалльной шкале превратилось в "3" и "2" соответственно.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама