ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Русский взгляд" – миссионерство

Предлагаем вашему вниманию текст программы "Русский взгляд", посвященной проблеме миссионерства

12 сентября 2008

Предлагаем вашему вниманию текст программы "Русский взгляд", посвященной проблеме миссионерства

Над программой работали:

Ведущая – Елена Писарева

Шеф-редактор – Ольга Любимова

Режиссер-постановщик – Александр Замыслов

Редактор – Анна Куклина

В программе принимали участие:

Владимир Хажомия и Дмитрий Корольков, студенты Сретенской духовной семинарии

Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи

Виктор Тростников, профессор Российского Православного университета

Наталья Пономарева, руководитель центра духовного просвещения в местах лишения свободы

Иеромонах Никодим (Бекенёв), насельник Сретенского монастыря

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Его принципы были установлены в день зарождения самой церкви, миссионерство. Кто такие современные миссионеры, чем они занимаются, как их воспринимают наши современники? И какова реальная польза от миссионерской деятельности Русской православной церкви? "Русский взгляд" на миссионерство – тема нашей программы. Вы смотрите "Русский взгляд", я – Лена Писарева, здравствуйте!

В студии программы "Русский взгляд" главные герои программы Владимир Хажомия и Дмитрий Корольков, студенты Сретенской духовной семинарии.

Дмитрий, Владимир, здравствуйте!

ДМИТРИЙ КОРОЛЬКОВ, ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Здравствуйте!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: С начала 90-х мы только слышим упреки в сторону Русской Православной Церкви – сектантов много, Русская Православная Церковь только восстанавливает храмы, в народ не идет. Вы пошли в народ, какие впечатления?

ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Я могу сказать, что на данный момент я знаю очень много катехизических курсов, которые существуют в Русской Православной Церкви. Вот Сретенский монастырь, откуда мы, где мы учимся, проводит эти курсы, проводил в Политехническом институте, и в принципе там первый раз столкнулись с людьми. Единственное отличие, что если туда приходили люди, которые уже что-то знали о боге и хотели узнать, то когда мы проповедовали миссионерство в метро, это был поток людей, и ты не знал, что от них можно ждать. То есть на данный момент, можно сказать, мы могли прочувствовать, немножко встать на место апостолов Христовых, которые тоже шли в народ и не знали, что ожидать. Они знали, что с ними бог, то же самое, такие же впечатления были и у нас.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий, ваше впечатление?

ДМИТРИЙ КОРОЛЬКОВ: Мне кажется, что после возрождения Русской Православной Церкви, первым серьезным шагом на пути возрождения миссии церкви стала именно акция под названием "Подарок Святейшего Патриарха к Пасхе". Акция проводилась студентами Сретенской семинарии в первые три дня Страстной седмицы. Самое яркое из впечатлений – народ, в общем, жаждет слово божье, жаждет Евангелие, и принял этот подарок очень позитивно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мы еще обязательно поговорим о вашем опыте, потому что очень интересно, у меня очень много вопросов по поводу того, что происходило на улицах Москвы, когда вы раздавали Евангелие. Очень коротко, ответьте, пожалуйста, на вопрос, как вам кажется, достаточно ли сегодня Русская Православная Церковь занимается миссионерством.

ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Я думаю, на данный момент, конечно, мы может быть, все-таки отстаем как-то от протестантских сект, которые ходят по домам раздают книги. Но я опять говорю, что Русская Православная Церковь только начинает своё Возрождение, и никогда не поздно начинать. Если люди не идут к нам, то мы будем стараться, это первая акция, которая была, и мы будем стараться дальше такого же плана акции проводить. Так что в этом плане я могу сказать, что Русская Православная Церковь только начинает своё возрождение, поэтому я надеюсь, что это будет чаще проводиться. Такие акции, они нужны, они нужны для людей и для России.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Давайте, пригласим гостей в студию нашей программы.

В студии программы "Русский взгляд" заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития Юрий Белановский.

Юрий, здравствуйте!

ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Добрый день!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваша точка зрения, достаточно ли сегодня наша церковь занимается миссионерством?

ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Я думаю, крайне, конечно, недостаточно, и мы это видим по всем статистическим опросам. Если вопрос более-менее серьезный о церковной жизни, на него может ответить не больше двух процентов населения.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Наш следующий гость.

В студии программы "Русский взгляд" профессор Российского православного университета Виктор Тростников.

Виктор Николаевич, здравствуйте!

ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Здравствуйте!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как вам кажется, достаточно ли наша церковь занимается миссионерством?

ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: А вы знаете, слово недостаточное, слабое очень слово. Работа не начата практически, и доказательство очень простое. Вы посмотрите на христианскую грамотность нашего народа. Вы знаете, если из ста человек, может пять знает, что такое Троица, это я думаю, будет хороший такой результат. Ну, о Христе слышали. Но в чем его миссия спасительная, я думаю, тоже очень мало, кто ответит. А апостола Павла вообще, знаете, гораздо больше знают футболиста Аршавина, чем апостола Павла. Просто работы непочатый край, причем, это относится не только к церковному миссионерству, но и к миссионерству в более широком смысле, о котором тут говорили в преамбуле. То есть, в миссии нашей интеллигенции православной. Конечно, недостаточно. Мало того, что недостаточно, очень недостаточно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: О том, какие проблемы мы еще поговорим сегодня. Наш следующий гость.

В студии программы "Русский взгляд" руководитель Центра духовного просвещения в местах лишений свободы Наталья Пономарева.

Здравствуйте, Наталья Владимировна!

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Здравствуйте!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваше мнение?

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Конечно, недостаточно, и я занимаюсь тюрьмой, тюремным служением. И совсем недавно мы миссионерствовали в туберкулезной больнице. И даже по Москве в таких местах, как больницы и тюрьмы фактически жаждут слова о Христе, жаждут миссии православной. Но там ее нет.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Наш следующий гость.

В студии программы "Русский взгляд" насельник Сретенского монастыря иеромонах Никодим Емельянов.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Никодим, добрый день!

ОТЕЦ НИКОДИМ: Добрый день!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваша точка зрения?

ОТЕЦ НИКОДИМ: Ну, сказать достаточно, это значит, смириться и удовлетвориться тем, что происходит. Конечно, недостаточно происходит, этой деятельности не хватает. И мало того, это деятельность не только церкви, как уже было сказано, а деятельность каждого христианина. Потому что каждый христианин является частью церкви. И миссионерской деятельностью мы можем заниматься, не только выходя на улицы, а даже у себя дома, воспитывая своих детей, обучая их основам православной веры.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо! Вот удивительно, удивительно начали разговор. Все-таки мы получили такое тяжелое наследие, несколько десятилетий не было никакой вообще миссионерской деятельности. Поэтому все-таки очень радует, что появилась и миссия в тюрьмах, и миссия среди молодежи, что появляются вот такие акции, про которые рассказывали ребята. И тем не менее, я помню начало 90-х, когда появились первые православные программы. То есть сказать, что ничего не сделано, это, наверное, неправильно. Тем не менее, мы говорим, что миссионерской деятельности недостаточно. Что нужно сделать, чтоб ее было достаточно? Может быть, это вообще невозможно в современных условиях, как вы думаете?

ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Я думаю, что нужен, нужно, к сожалению, нужно, чтобы прошло время. Чтобы люди с наследием советского прошлого, к которым отношусь и я, с мышлением вот этим советским, чтобы, как тот израильский народ в пустыне, чтобы мы ушли в прошлое, потому что действительно мы не были взращены вот в этих категориях, нести слово божье окружающим людям. И мы это видим. Нам не только тяжело нести, но еще и тем, кто воспитан в это время, тяжело слушать. Мне кажется должна измениться ситуация.

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Я вижу широкий путь для того, чтобы миссионерствовать в любых средах. И мне кажется, что здесь нужна только инициатива, личное горение сердца. И для меня очень важно видеть потребность в людях и попробовать ответить на эту потребность, и зажечь сердца других людей. Вот, собственно, в чем заключается миссия в тюрьме.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Почему у вас появилась такая необходимость?

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Появилась внутренняя потребность, потому, что мне кажется, что это внутренняя потребность каждого христианина, который однажды прочитал эти строчки в Евангелии: "в темнице был и пришли ко мне". Там господь рассуждает о том, кто станет одесной его, а кто ошую. Оказывается, одесной будет не тот, кто хорошо знает священное писание или может научить, или богословски грамотен. А тот, кто посетил в темнице, посетил в больнице, посетил, накормил голодного. И если эта фраза евангельская работает в твоем сердце, ты, так или иначе, выйдешь на это служение миссионерское.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Никодим, как появилась идея, почему Евангелие, почему Евангелие от Марка, почему на Страстной седмице?

ОТЕЦ НИКОДИМ: Евангелие от Марка, пожалуй, самое краткое и самое доступное Евангелие. Евангелие, которое было написано для язычников, поэтому, это Евангелие было выбрано. Издали Евангелие очень красочно, очень ярко, для того чтобы людям было приятно держать его в руках, интересно было читать. Там виды Палестины, виды тех мест, где проповедовал Спаситель, где он рассказывал, нёс слово своё. Самое большое, что мы можем дать людям – это слово божье, и слово божье ярко и красочно оформленное. Пускай они прочитают слова Спасителя сами и сами проснутся, потому что большинство людей считает себя христианами, считает себя православными в нашей стране, но надо разбудить этого христианина в каждом человеке.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Не было ли страха, что Евангелие, где есть изображение святых, может оказаться в урне просто, на полу в метро и так далее.

ОТЕЦ НИКОДИМ: Конечно, всегда есть, есть опасность такая, что ты, даже если просто будешь нести слово божье людям, ты услышишь хулу и недовольство. Но это не повод для того, чтобы останавливаться.

ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Вы знаете, всё равно польза от этого, я думаю, огромная. Если даже один процент выбросил Евангелие в урну, мы потом собирали, мы не просто там раздали и разошлись. Нет, мы потом после всего этого дня прошедшего, дня раздачи мы собирали Евангелие. Если один процент даже выкинул, то я думаю, 99% людей, они прочитали его. И я вам даже больше скажу, вот именно в эту Пасху я заместил очень много незнакомых лиц. Я сам в Сретенском монастыре живу пять лет, я пятикурсник, я учусь и живу в монастыре. И я знаю всех прихожан в лицо практически. Так я заметил, что на эту Пасху пришло очень много людей. И я думаю, что одна из причин, почему они пришли, или можно сказать, что повлияло на это, наверное, именно наша вот эта раздача.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Вы представлялись, что вы из Сретенского монастыря?

ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Да, мы не просто человеку давали Евангелие и говорили: "Вот тебе Евангелие, ну и всё". Мы говорили, прежде всего, это благовестие, благовестие о Христе, и мы призывали людей прийти в храмы, призывали людей прийти на Пасху вместе с нами, понимаете, мы все едины. И мы призывали людей, и люди откликнулись и пришли в храм.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Такой человеческий внутренний страх преодолевали какой-то, может быть, там, не знаю, боялись разочарований, стеснение элементарное было?

ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Понимаете, я вот говорил, что непривычно, непривычно, конечно, потому что ты выходишь в народ, ты можешь всякое услышать. И, конечно, было такое состояние, но я вам говорю, что опять же господь укрепляет, и он так же укреплял апостолов. И поэтому, когда мы шли, мы знали, за кого мы шли, и знали, что мы делаем. И эта польза, я думаю, понимаете, нам главное закинуть человеку. Понятное дело, что человек не сразу, может быть, пойдет потом в храм. Но, я думаю, что, может быть, через пару лет человек вспомнит и скажет: "Да, вот я помню, что вот ребята когда-то стояли".

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо!

Виктор Николаевич, а с вашей точки зрения, каким должно быть миссионерство? Оно должно быть социальным, или оно должно быть просветительским, как должно это быть?

ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Вот вопрос, что делать, вернемся к этому. Во-первых, нужно осознать необходимость миссионерства, крайнюю необходимость. Причем, это должны осознать и священство, и те миряне, которые хотят участвовать в таком христианском просвещении. То есть в миссионерстве в широком смысле. И вот, если говорить о священниках, то, мне кажется, тут как-то нужно, чтоб до каждого священника, абсолютно до каждого священника во всей нашей необъятной России дошло, что в нынешнее время всякий священник является миссионером. Вот сейчас практически весь контингент нашего народа, понимаете, это алеуты, которых надо просвещать, как Герман Аляскинский в своё время. Вы знаете, Иоанн Кронштадский, когда окончил семинарию, он мечтал быть как раз миссионером. И хотел поехать вроде бы даже на Алеуты или куда-нибудь в Америку, на Аляску. Но, когда он ознакомился с положением дел в Петербурге, он понял, что вот они, Алеуты, куда ехать-то, вот они здесь. И он, каким он был миссионером среди русского народа, который к тому времени, конечно, значительно растерял веру под влиянием революционных настроений, материализма, науки и так далее. Сейчас положение такое же, мне кажется, как в начале ХХ века, когда с этим столкнулся батюшка Иоанн Кронштадский. Действительно, каждый священник должен быть миссионером. А если говорить о мирянах, то они тоже должны осознать это, что имеют дело с алеутами. И действительно проповедовать. И вот, как вы говорили, и делами своими, и поведением показывать пример христианского поведения – это самое лучшее миссионерство.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Очень тонкий момент – разговаривать на его языке. Разговаривать нужно на его языке, да, как проповедовали апостолы, как проповедовали наши святые и тот же Николай Японский. Но как все-таки не предать свою веру, вот этот тонкий момент?

ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Если можно, я сошлюсь на очень высокий авторитет, именно на апостола Павла. Вот послушайте из первого его коринфянам послания, глава девятая с 20 по 22 стих: "С иудеями я был, как иудей, чтобы приобресть иудеев. С подзаконными я был, как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных. А дальше, – слушайте, замечательная фраза, – с чуждыми закона я был, как чуждый закону. Хотя на самом деле пред богом был верен закону Христа, чтобы приобрести чуждых закона. С немощными, я был как немощный, чтобы приобрести немощных. А дальше, – он завершает, – со всеми я был всем, для того чтобы спасти хотя бы некоторых".

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, пожалуйста, как же вы общаетесь? Наталья Владимировна, мне кажется, из всех здесь присутствующих вы общаетесь с самым тяжелым контингентом людей, к которым приходите с миссией.

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Это правда, я хотела бы продолжить мысль, и проиллюстрировать вот эту фразу апостола Павла "со всеми я был всем". Мне кажется, что миссия среди молодежи, это сейчас тоже актуальнейшая проблема. Потому что церковь будущего – это церковь тех, кто придет, церковь молодежи сегодня. И если она не придет, мы все постепенно уходим, если молодежь туда не придет и не будет нести Евангелие дальше, что будет с нашей церковью? Я когда я разговариваю с молодежью, моя миссионерская одежда – это джинсовый костюм. Потому что большое количество женщин я привела в храм, потому что общалась с ними, будучи так вот миссионерски одетой. И фактически третий вопрос: "А вы что, православно верующий человек?" Я говорю: "Да". – "Тогда мы хотим с вами поговорить". – Я говорю: "А почему такое воодушевление, откуда такое?" Есть такой замечательный журнал "Нескучный сад", и в его развороте есть такая замечательная страничка для женщин – можно ли православной женщине быть модной, и что такое мода для современного православного человека. Я думаю – быть собой, быть такой, которая естественна для тебя в этом мире. И вот со мной в храм просто ходит большое количество молодых женщин, которых привел в этот храм мой миссионерский костюм.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А как вы идете в тюрьму?

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Тюрьма – это, конечно, сложное явление. И когда мы начинали туда ходить, мы, конечно, немножечко боялись. Потому что задавали такие вопросы: стоит ли женщине ходить в мужскую тюрьму, стоит ли мужчине ходить в женскую тюрьму, как одеваться, убирать волосы. В конце концов, мы поняли, что в миссионерстве не мы, миссионерство – это господь внутри нас. И если ты идешь с богом, с духом святым, то, по сути дела, они тоже начинают смотреть в твоё сердце. Это чудо происходит, это чудо творит господь. Мы больше года ходим в Бутырскую тюрьму, мы по настоящему там стали как дома. То есть мы чувствуем себя как дома, и с ребятами общаемся соответственно возрасту – как сестра с братом, как мать с сыном, как бабушка с внуком. Здесь очень важно установить вот эти отношения. То есть мы идем семейственно, как господь, наш Отец, и мы вся его семья, братья и сестры во Христе Иисусе. Так мы идем туда принять в свою семью, и они с удовольствием отзываются.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но есть же те, которые наверняка, негативно относятся к тому, что вы к ним пришли, или ожесточенно, нет?

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Негативно – нет, есть нейтрально, то есть, "нам это пока не надо". Да, такое есть. Но в большинстве случаев, это такая радость общения, радость встреч, они говорят, что "скучаем, ждем".

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Никодим, огромное количество современных людей считают, что церковь достаточно далека от народа и не близка народу. Они встречают в метро замечательных ребят, они им доверяют, они видят их светлые глаза и с радостью получили это Евангелие. Они идут в храм и попадают к священнику, который им абсолютно не рад. У него сформировавшийся приход – мы тут малое стадо, мы спасаемся. Такое тоже есть у священников Русской Православной Церкви. И не получают то, чего ждали. Что бы вы могли сказать такому человеку?

ОТЕЦ НИКОДИМ: Вы знаете, возможно, бывают такие случаи. Конечно, не хватает людей, не хватает миссионеров, не хватает пастырей. Очень мало в данный момент в церкви еще людей, которые могут этим заниматься. И мы надеемся, что наш труд скромный, Сретенской духовной семинарии, вот ребята, которых вы видите, и еще другие, которые учатся там, они займут эти места. И они будут нести пастырское служение и проповедовать Евангелие людям. Но, мне кажется, это единичный, редкий случай.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, очень много зависит от священника, но что зависит от мирянина, Юрий, каким должен быть миссионер?

ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Да, я скажу, если можно, я все-таки прокомментирую. По долгу своей службы я, наверное, уже лет десять консультирую людей по телефону. Я знаю, что такое москвичи, которые звонят с вопросами. Могу сказать, что, безусловно, наступил когда-то такой момент, когда они в храмах перестали быть нужны. И мне кажется, это хотя бы потому, что на крупные праздники все-таки большая часть храмов переполнена. И уже, наверное, формируется, к сожалению, может быть, и такое мнение, что эти люди уже не нужны действительно. А это связано с тем, что сейчас у нас в русской церкви нет тылов. То есть выйти и раздать Евангелие, по большому счету, я могу за собственные деньги купить пачку Евангелий, они недорогие, и раздать. Но, например, мы работаем в социальных центрах с пожилыми людьми, и меня всегда беспокоит такой момент: вот мы сейчас их призовем, этих бабушек, и действительно, куда они придут? И они приходят и нам рассказывают, как какие-нибудь алтарники вымогали у них деньги или еще что-то такое, они с нами довольно откровенны. И теперь главный вопрос нашей церкви – нужны нам эти люди, которые не готовы учить славянский язык, которые не хотят носить юбки, которые не хотят отказаться от помады и так далее? Если нужны, мы вынуждены будем измениться. Если не нужны, значит, мы вот так и будем вылавливать хаотично тех, кто готов трудиться.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Еще такой один момент. Все-таки проблема этого человека, который, допустим, готов прийти в церковь и готов услышать и голос церкви, и ему интересно, он хочет узнать свои корни, свои традиции. Его главная проблема какова, как вам кажется?

ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Я считаю, что главная проблема современного человека потребительская. И на это надо смотреть правдиво и, может быть, использовать этот момент даже в каких-то миссионерских целях – отталкивать от потребительства. Какой самый популярный вопрос церкви? Это разводы венчанных браков. Все Епархиальные управления завалены прошениями о разводах венчанных браков. И, может быть, действительно оттолкнуться от потребительства, либо все-таки понять, что мы его как-то отстраняем и работаем только с теми, кто имеет какой-то серьезный вопрос. Конечно, если у человека сердце откликнулось, то ему мало, что помешает, это сто процентов.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Виктор Николаевич, миссионерство, нет ли в этом какого-то элемента, что ну, не хочет человек, чтобы его просвещали?

ВИКТОР ТРОСНИКОВ: Затаскивания?

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, чтобы его принуждали, не хочет. А мы говорим о том, как это важно. Почему это важно?

ВИКТОР ТРОСНИКОВ: Понимаете, православным несвойственно это заманивание, затаскивание, это, конечно, почерк сектантов, безусловно. Но если человек приходит по совету ближних или как-то сам к этому уже чувствует себя готовым, приходит в церковь, надо его принять как родного. Обязательно, понимаете. И тут вот то, что какие-то там старушки, ну, старушек церковь и выжила, так что их особенно ругать-то не стоит, но они сами не просвещенные. Вот неплохо бы батюшке в приходском объяснить этим старушкам, как надо встречать неофитов. Ведь тут совершенно царит неправильное мнение, что нельзя в церковь в брюках ходить. Значит, в апостольском правиле сказано, что негоже женщине одевать мужскую одежду. Но женщина приходит в женских брюках, а не в мужских, это женская одежда, понимаете.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Интересно!

ВИКТОР ТРОСНИКОВ: Вот это надо объяснять. Или там косыночку надевать. Да, вот волосы надо покрывать, почему? Потому что волосы – это такое украшение женщины, и они невольно притягивают взоры мужчин, которые стоят в церкви, и отвлекают, таким образом, их от службы.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, им нужно просто объяснять, не то, чтобы требования, а просто желательно.

ВИКТОР ТРОСНИКОВ: Мне кажется, что вот с теми, которые свечи там ставят: старушки или там женщины, священнику нужно работать на приходе. Действительно надо, чтобы человек пришел в храм, как в родной дом, почувствовал себя, как в родном доме, вот это один из важных моментов миссионерства в широком смысле.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Отец Никодим, если все-таки говорить о священниках, от которых много зависит. Очень часто церковь и священников упрекают в том, что непонятный язык, непонятные проповеди с амвона. Мы пришли в церковь, но будьте нам немножко понятней, вы нам совершенно непонятны. Вот как к таким упрекам вы относитесь?

ОТЕЦ НИКОДИМ: Ну, что касается самой службы, вы знаете, у нас есть свои традиции, традиции церкви, и церковно-славянский язык является частью священного предания, частью нашей церковной традиции. Отказываться от него, конечно, церковь не хочет, не желает, этого не произойдет, я надеюсь. В конце концов, ведь можно пойти на поводу у любого человека, и, конечно, сейчас многие не хотят трудиться, не хотят трудиться умственно. И людям становится тяжелей читать книги просто на русском языке, не говоря уже о церковно-славянском языке. Но, я думаю, церковь не должна, это будет неправильно, если они пойдут на поводу у этих людей. Людям надо помогать, надо помогать осваивать язык церковно-славянский, разбираться в богослужении.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий, Владимир, скажите, какие выводы из вашего опыта общения с людьми вы сделали?

ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Во-первых, искренность. Надо говорить от всего сердца человеку. Второй момент, господь, он называл как людей в Евангелии, он называл "друг", понимаете, мы должны быть людям друзьями, в первую очередь. Когда ты говоришь искренне, когда ты говоришь по-простому с человеком, тогда происходит некое единение между нами. И тогда, можно сказать, огромная польза и человеку, и нам, и Русской Православной Церкви, и всей России. Поэтому, в первую очередь, надо человеку стать другом, надо сблизиться, это и есть сближение с человеком.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий, а вы к каким выводам пришли?

ДМИТРИЙ КОРОТКОВ: По поводу церковно-славянского языка я могу сказать, что если человек хочет полететь в Америку или за границу, то он учит английский язык. А если он хочет попасть в Царствие божье, то неужели он не может выучить церковно-славянский язык, который очень похож на наш. Нужно приложить минимум усилий, и тогда никаких вопросов не будет. Еще я хотел бы вернуться к рассуждениям Виктора Николаевича по поводу того, что нельзя насильно привлекать людей к церкви. Как наш маленький опыт показал, ни в коем случае нельзя, не же Евангелия насильно вручать людям, как мы делали в первый день, допустим.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Уговаривать?

ДМИТРИЙ КОРОТКОВ: Уговаривать, потому что в любом случае, если человек берет не от души, то Евангелие окажется у мусорника.

ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Ну, вот это замечательно!

ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Я, вы знаете, я хотел бы проиллюстрировать вот это замечательное наблюдение. Я как-то был в Лондоне в Соборе Святого Павла. Ну, интересно, это же потрясающий собор гигантский, красоты неописуемой, но католический. Где-то кончилась месса и шли с этими облатками на подносе, и раздают сюда, сюда, сюда, и ко мне движется, сейчас мне эту облатку дадут. Я в ужасе стою, думаю, вроде как-то неудобно отказаться, а брать – тоже, а потом куда ее девать эту облатку. И вы знаете, он взглянул на меня как на мебель и прошел мимо. То есть он по глазам моим понял, что мне давать не надо. Вот это хороший критерий, действительно, когда человек такое совершает движение навстречу тебе, один шаг – надо сделать сто шагов навстречу. А если он непроницаемый, зачем, не надо, мы ж не сектанты.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Есть еще что-то сказать?

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Да, мне хотелось сказать, что хотя мы уже 20 лет можем свободно миссионерствовать, но 20 лет – для церкви это очень маленький срок. И сейчас видно, что там, там, там начинаются какие-то живые ростки миссионерского такого настоящего что ли. Вот вы спросили, что делать человеку, которого отвергли, допустим, в каком-то храме. Я, например, знаю, что сейчас есть удивительный опыт питерских священников, который сейчас перенимает наш храм при отделе катехизации, они просто ставят на входе христианского консультанта. То есть человека, который готов принять, расцеловать, ответить на все вопросы. Он специально этому научен, он на это благословлен. И человек, который попадает в этот храм, он попадает не в руки бабушки, которая сама ничего не знает, он попадает в руки к специалисту, тот начинает с ним беседовать.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, пожалуйста, вам как миссионеру какая нужна помощь? Может быть, вы какой-то контакт дадите, может быть, сейчас люди захотят тоже помочь вам и стать миссионерами. Какие вам нужны люди, кого вы ждете?

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Я с удовольствием расскажу об одной из форм миссии – мы занимаемся духовной катехиризаторской перепиской с заключенными. У нас скапливается большое количество писем из мест лишения свободы не просто таких произвольных, а люди приходят к богу, и им очень хочется вести духовную переписку, то есть разговаривать о Евангелии, о духовной литературе прочитанной. И если есть такие люди, которые готовы откликнуться на этот призыв, то мы приглашаем в наш центр.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Контактная информация?

НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Телефон: 8-916-932-83-64, а сайт www.4prison.ru. И мы приглашаем людей, не просто приглашаем, у нас есть методические рекомендации, как начать переписку. Мы раз в неделю встречаемся, обсуждаем тему тюремного служения, читаем вместе Евангелие. То есть это еще и клуб по интересам такой христианский. Это такая узкая специализация – тюремное служение, но в нашей тюрьме сидит 850 тысяч человек. И очень большая часть из них хотела бы услышать слово о Христе. Мы им помогаем в этом, помогите и нам, присоединяйтесь к нашему служению. Я была бы очень рада.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо вам, надеюсь, что присоединятся люди. Юра, у вас, может быть, тоже есть потребность в миссионерах, и есть люди готовые вам помочь?

ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Действительно потребность огромная, в Москве, мы окормляем около 20 социальных, медицинских и учебных заведений, мы действуем от запроса. Кто хочет в храм, например, центр временной изоляции, там строится храм и так далее. Кто приходит и говорит, даже так может быть для нас несколько вульгарно, "никаких попов с кадилом, нам нужны молодые, красивые, бойкие". Пожалуйста, мы найдем и таких. Но запрос огромен, желающих очень мало. Поэтому для этого мы организовали, так называемую, школу молодежного служения, двухгодичная подготовка людей. И если кто-то интересуется, кто-то хотел бы и что-то узнать о христианстве в среде сверстников, мы были бы очень рады. Наш телефон: 955-67-91 или наш сайт www.cdrm.ru, аббревиатура "центр духовного развития молодежи".

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо вам. В заключение нашей программы, отец Никодим, вам слово. Что мы, простые люди должны сделать, чтобы хоть как-то приобщиться к миссионерству?

ОТЕЦ НИКОДИМ: Вы знаете, хочется сказать, что человек, если считает себя христианином и является таковым, это большая ответственность. Поэтому дело миссионерского служения это не только дело священников, но и дело каждого христианина. Миссионером мы можем быть и дома, и на работе. И надо помнить, как говорил Ушинский, что в деле воспитания является решающим фактором? Это личность воспитателя, так же ответственно относиться к самому себе. И своим личным примером показывать и проповедовать Евангелие.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо вам, спасибо за то, что вы делаете и за то, что пришли в студию нашей программы. Это был "Русский взгляд" на миссионерство и я, Лена Писарева. Продолжим разговор на эту тему у наших друзей на сайте журнала "Фома", и у нас на сайте Третьего канала, а также на радиостанции "Говорит Москва". Что будет дальше – увидим. "Русский взгляд" – это о России.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама