Неистовый ваятель, творения которого то проклинают, то превозносят, по легенде, считается потомком князя Зураба Церетели, содействовавшего присоединению Грузии к России. А чему способствует сам скульптор особенно сегодня? Он ответил: "Я человек маленький". А у Российской (!) академии художеств, президентом которой является Зураб Константинович, до сих пор так и не нашлось НИКАКИХ (ни добрых, ни худых) слов по позиции России в конфликте с Грузией. Пришлось уточнить: сам-то он с кем?
Пауза в романе
Признайтесь как грузин, живущий в Москве: вы за кого? В столице нашли кров и работу тысячи ваших соотечественников. Помните фразу: "С кем вы, мастера культуры?" С кем ВЫ?
Я за искусство! А люди пусть сперва изучат свою историю. Тогда всё станет ясно и без меня. Земля крутится, жизнь как карусель: сегодня так, завтра так. Главное следить за собой. Как говорится, "в здоровом теле здоровый дух"...
В России живёт немало авторитетных и влиятельных грузин. Никто не требует от них выступить против своей родины. Но разве не могут они хоть как-то повлиять на Михаила Саакашвили и уже сейчас приложить руку к тому, чтобы Грузия снова стала дружественной к своим соседям, а не превратилась в острие копья для заокеанской военной машины? Даже американский сенатор и тот нашёл мужество признать очевидную истину. А российские грузины затаились и молчат. Более того, ваш земляк Вахтанг Кикабидзе в интервью "АиФ" заявил, что трещина между грузинами и русскими была всегда, даже когда он был ребёнком. Я вот такого не помню. А вы?
А что я?! Вы лучше сходите на Тишинскую площадь в Москве. Там есть иллюстрация соединения Грузии с Россией мой монумент нашей дружбе... Нас объединяют общий крест и общая религия. Я создал скульптуру с фигурами двух наших патриархов Алексия Второго и Илии Второго. Узнав об этом, Алексий прилетел со мной в Тбилиси, потом к нам приехал Илия. И там они тоже прониклись дружбой. У нас же все песни многоголосие! Оба сидели, слушали за одним накрытым столом и даже прослезились... Кто только не жил в Грузии! В Тбилиси есть все церкви синагога, мечеть, костёл. Разве они мешали друг другу? Грузин мог дать пощёчину грузину, но не представителю другой нации... Так что мы никакие не демоны.
Ну хорошо, вера нас сближает. А что разъединяет? Политиканы?
Разъединение временно. Я оптимист, а не паникёр. Даже если ты очень любишь свою жену, всё равно между вами бывает пауза. Иногда нужно и отдохнуть от любви. Ну вот мы и отдыхаем. Завтра снова роман начнётся. Бурный!
Задняя сторона Дзержинского
Ну а теперь по поводу искусства. Надежды народа на лучшее, говорят, воплощаются в скульптуре. Как это было при соцреализме, мы знаем. А как сейчас?
Разница есть. Но есть также вещи, которым нельзя научить. У меня лично такая концепция: если у тебя нет слуха, то, как ни старайся, ты не сможешь играть на рояле. Так же и скульптор: если нет знания анатомии, ничего путного не наваяешь. Мне мои домашние и педагоги объясняли: надо создавать искусство для искусства...
А разве не для народа?
"Всё для народа!" это был лозунг. А "искусство для искусства" целая философия. Только тогда произведение станет музейной ценностью. А что народ? Как ты будешь создавать что-то для ВСЕГО народа, когда у каждого свой вкус, а есть люди, которые вообще культуру не знают?! Наоборот, это народ должен подняться до искусства, тянуться к его вершинам на цыпочках. Чем лучше искусство, тем он счастливее... Поэтому я и призываю: не надо никого сбрасывать с пьедестала! И Ленина, и Сталина, и даже Маркса с Энгельсом.
Так и происходит. Рядом с вашим офисом 30 лет стоит бронзовый Энгельс. Никто его не трогает...
И ради Бога, пусть дальше так и стоит. А зачем сняли Дзержинского с Лубянки? Это же уникальнейшая работа! Очень сложно создать такую совершенную по форме круглую скульптуру. А у Вучетича получилось. У его памятника очень удачно сделана задняя сторона. Сам Микеланджело, хотя и пытался, не смог изваять такую же у своего Давида и в итоге поставил его спиной к стенке. У каждой эпохи свой неповторимый стиль. А кому именно поставили скульптуру, какая разница? Так же и мои внуки не станут задумываться, кто такие были эти Дзержинский с Энгельсом. Важнее красиво или нет.
Пусть Буш смотрит в эту дырку!
На постаменты ставят не только шедевры, но и конъюнктурную халтуру в духе времени. Что для вас является тут примером китча и безвкусицы?
Нет такого примера! Произведение нельзя оценить сразу. Если мне что-то не по-нравилось это ещё не значит, что скульптура или сооружение плохи. Пример Эйфелева башня. Уж как её только не кляли современники! А в итоге силуэт башни стал символом не только Парижа, но и всей нации. А статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро? У нас тоже далеко за примером ходить не надо: монумент "Рабочий и колхозница"... Время всё расставит по местам. Быстро судить значит, наверняка ошибаться. Не надо проклинать прошлое! Тогда и мы красиво уйдём из жизни.
Почему после 11 сентября в США вы стали создавать памятники специально для мест катастроф и терактов?
Мне людей жалко. Я включаю телевизор, смотрю новости: где стряслась трагедия? Чем я могу помочь? После 11.09 я подарил Америке свою новаторскую "Слезу". Клинтон, выступая на её открытии, сказал: "Пусть Буш смотрит в эту дырку, пока не поумнеет!" (Монумент представляет собой стелу с щелью, а в ней символическая слеза. Авт.) Недавно я побывал на том месте. Там в чёрных платьях сидят родители погибших и плачут... Теперь хочу установить на Соловках стометровую статую Христа. А на постаменте фамилии репрессированных. Это будет не лично от меня, а как бы от всей России. Только не надо сносить бараки и другие приметы того лагеря. Пусть останутся на память нам и потомкам... Сейчас Сталина сравнивают с Гитлером. Дорогие мои! Зачем ругать старого человека? Мудрость нации умение не только помнить, но и забывать. Оставим самое плохое истории.
17.09.2008
Источник: АИФ