ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Кладбищенский пленник

Алексей Митрофанов :: 09 февраля 2006

Городская казна раскошелилась, и теперь еще один довольно симпатичный, но потрепанный московский уголок будет отреставрирован. Это так называемый историко-архитектурный ансамбль Рогожская слобода.

"Так называемый" – поскольку здесь имеет место очевидный ляп. Настоящая Рогожская ямская слобода находится не там, а ближе к центру. Это улицы Школьная, Николоямская и все, что вокруг них. Речь же идет о знаменитом городке старообрядцев, который хоть и называется Рогожским, но был построен за Рогожской слободой.

Повод для реконструкции – столетие "легализации" старообрядчества. В 1905 году вышел Указ "Об укреплении начал веротерпимости в России". Старообрядчество сделалось официальной конфессией, и староверов больше не приравнивали к хлыстам, скопцам и прочим "нелегалам".

Сам же староверский городок возник в 1771 году, во время эпидемии чумы. Здесь, с позволения самого графа Григория Орлова организовали новое, старообрядческое кладбище. Чума закончилась, а кладбище осталось. Больше того, стало центром российского старообрядчества. Тут возводили богатые церкви, селились влиятельные староверы. На Рогожском кладбище покоятся останки Рябушинских, Солдатенковых, Морозовых и Шелапутиных.

Журналист Ксенофонт Полевой восхищался: "Прихожане Рогожского кладбища, староверы по убеждению – это современники царя Ивана Васильевича. Это чистая, неподдельная старая Русь, со всеми ее недостатками и хорошими сторонами".

А мемуарист П. И. Богатырев писал: "Я сам видал, как бывало, народ двигался на кладбище к великой утрене. Богатые – в собственных экипажах на чудных рысаках, кто – на наемных, а пешего народа, как песку, и не сочтешь! Это была удивительная, яркая, своеобразная картина. В ней было что-то таинственное, тяготевшее, как тогда говорили, над раскольниками".

Богатырев был прав. Неопределенное, полулегальное существование старообрядцев вызывало подозрение властей. Здесь то фальшивые деньги искали, то беглых каторжников, а то нелегальную литературу. А простые обыватели, узнав об этом, только ойкали от изумления и восторга.

В конце же позапрошлого столетия произошла и вовсе детективная история. Сначала по городу поползли слухи – дескать, в одной из сторожек кладбища, предназначавшихся для проживания кладбищенских могильщиков, вот уже более десяти лет томится таинственный узник. Он кандалами прикован к стене, он питается лишь черным хлебом и жабами, он совсем потерял человеческий облик и по ночам, словно пес, громко стонет и воет, обращаясь к луне из покрытого грязью окошка.

В конце концов, а именно летом 1901 года эти таинственные сведения дошли до самого начальника сыскной полиции Москвы. Он провел расследование, и выяснилось: узник вправду существует. Зовут его Иван Чупилин, вместе с братьями он торговал в Черкизове свежими овощами, был женат и, в общем, процветал. Но в один прекрасный день его родные вдруг решили увеличить собственные капиталы. Разумеется, за счет богатства самого Ивана. Родственники объявили бедного торговца сумасшедшим, но отвезли его не в специальную лечебницу (где их обман, конечно же, раскрылся бы), а на старообрядческое кладбище. Там они быстро сговорились с неким сторожем, безносым сифилитиком Иваном Слесаревым и оставили ему "буяна". Это произошло в 1885 году.

Шестнадцать лет Чупилин был на привязи. Сначала он лежал, прикованный за талию к стене. Конечно, цепи натирали ему кожу, он невероятно мучался, однако "санитара" Слесарева это не смущало. Проходили годы, и Чупилин ослабел настолько, что Слесарев решил сменить грубую цепь на кожаный ремень. В конце концов узник и вправду лишился рассудка (правда, стал он не буйным, а, наоборот, безответным и тихим), и охранник пошел на великую милость – начал отпускать его гулять по кладбищу. Вследствие такого послабления в режиме дело и стало известно московской полиции.

Газета "Московский листок" возмущалась: "Боже! Что это за страдальческое лицо!.. Весь обросший, с длинной бородой, лохматой головой, в рубашке с каким-то поверх нее надетым не то пальто, не то сюртуком, Чупилин тихо бродит близ сторожки по кладбищу и постоянно делает руками жест, как будто силится что-то снять со своей талии. На него теперь уже почти никто не обращает внимания, но зато и он уже никого не узнает; говорит тихо, несвязанно и бессодержательно, отвечая совершенно не на то, о чем его спрашивают. Задача истязателей, очевидно, блистательно разрешена – разумное существо, человек, быть может, даже имевший какие-нибудь дурные наклонности, обращен в идиота, в существо совершенно неразумное. Казнь, ужаснее которой трудно придумать!"

Сразу после публикации в газете уйма горожан оставила свои дела и бросилась к старообрядческому кладбищу, смотреть на новую московскую диковинку. Но на территорию их не пустили – кладбище временно закрыли по распоряжению полиции. Ремень и прочие вещественные доказательства, конечно же, были изъяты. По делу стали проводить дознание. Начали разыскивать пропавшую жену.

А самого Чупилина, вместо того чтоб сразу же перевезти в какой-нибудь из многочисленных приютов, оставили при кладбище. Разве что полицейский начальник "внушил обитателям Рогожского монастыря о необходимости более заботливого ухода за несчастным Чупилиным".

Вняли обитатели внушению или же не вняли – неизвестно. Москвичи довольно быстро увлеклись другими интересными делами, и история на кладбище была благополучно позабыта.

По материалам источников: газета "Труд"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама