Председатель Совета Федерации Сергей Миронов два года работает над созданием федерального закона, регулирующего работу отечественного телевидения. "Необходимость в Общественном совете, курирующем современный телепроцесс, существует с начала 90-х, – считает глава Совета Федерации РФ (именно с концепцией нового законопроекта он и выступил перед преподавателями и студентами Литературного института имени М.Горького), – российский голубой экран сегодня стал в прямом и переносном смысле "голубым", "желтым" и "кроваво-красным"... Что смотрят наши дети в течение дня? С экранов льются потоки крови, пошлости и невообразимой некомпетентной чепухи. Одни и те же персонажи кочуют из программы в программу, с канала на канал, дают сомнительные советы, учат стяжательству, приспособленчеству, духовному разврату. Ценности, утверждаемые директорами и владельцами телеканалов, всецело зависят от денег рекламодателей и ничего общего с истинной русской культурой не имеют. Качество предлагаемых зрителю ток-шоу и сериалов ниже всякой критики".
Общественный совет по вопросам отечественного телевидения, по мнению главы Совета Федерации, должен стать органом, выражающим позицию интеллигенции и всех заинтересованных в улучшении качества телевещания граждан.
Подобный опыт существует во многих странах. Следовательно, речь идет не о жесткой цензуре, а о том, что, когда и как показывать зрителю, памятуя о воздействии пресловутой телекартинки на неокрепшие детские умы.
Общественный совет должен стать своеобразным инструментом контроля и анализа качества отечественной телепродукции. Он займется мониторингом мнения населения по основным направлениям телевещания, выявит явные злоупотребления в использовании информации, в ее подаче и расстановке акцентов.
Предполагается, что совет будет формироваться по аналогии со структурой Общественной палаты. По два человека в совет назначат Президент, Правительство, Совет Федерации, Госдума, Уполномоченный по правам человека, Общественная палата. Назначенные таким образом 12 членов совета выберут еще 13 представителей из числа кандидатур, выдвинутых общественными объединениями и творческими союзами. В частности, поэтому Сергей Миронов обратился к преподавателям и студентам Литературного института.
Глава Совета Федерации не скрывает своих симпатий и предпочтений. Он не хотел бы видеть в будущем Общественном совете по вопросам телевещания чиновников и руководителей телеканалов, зависимых от рекламодателей и собственных аналитических структур, изучающих зрительский спрос. Кстати, об объективности пресловутых рейтингов Сергей Миронов и преподаватели Литинститута высказывались критически, называя данный опрос "простой подтасовкой фактов", выгодным механизмом манипулирования и воздействия на массовую аудиторию. Сергей Михайлович хотел бы видеть будущий орган общественного контроля независимой и компетентной институцией, объединяющей людей с хорошим вкусом и серьезными знаниями в различных областях отечественной культуры и науки. Совет, по мнению его инициатора, должен быть свободен от политической конъюнктуры и от влияния извне. Раз в неделю на одном из телеканалов должен выступать кто-то из 25 независимых критиков, входящих в Общественный совет, анализировать прошедшую теленеделю с точки зрения качества телепродукта и формы его подачи.
Современное российское телевидение – считает глава Совета Федерации и с ним согласны преподаватели Литинститута, видные деятели культуры и многие парламентарии – должно стать объективным, позитивным, интеллектуальным, вновь вывести на экран героев и тружеников, представителей крестьянства и рабочих династий, библиотекарей и ученых; рассказывать достойно и доступно о самом сложном в науке, истории, современной жизни страны, формировать высокие нравственные ориентиры, а если развлекать, то тонко и умно...
Одним словом, если выйдет все, как задумано, подобный законопроект полезен. Но остаются вполне понятные вопросы: как проконтролировать огромный поток программ и каналов, если даже до перехода на цифровое вещание их сотни... Кто будет финансировать вещание, если ощутимо уменьшится объем рекламы, а именно на этом настаивают представители общественности, справедливо полагая, что включение даже 4-минутных рекламных блоков во время показа художественных фильмов снижает их качество и сводит на нет воздействие самой сильной в художественном отношении картины.
Законопроект, предложенный Сергеем Мироновым, уже претерпел три редакции, был представлен Правительству России, но одобрения не получил. Его отправили на доработку в соответствующие министерства и ведомства, где он лежит и по сей день.
Еще одной препоной станет финансирование деятельности будущего Общественного совета по вопросам телевещания. Предполагается, что оно должно осуществляться из государственного бюджета. А с бюджетом у нас всегда туго. Госдума же сможет приступить к обсуждению данного законопроекта только после правительственного заключения.
После принятия федерального закона и создания Общественного органа контроля за отечественным телепроцессом, считает Сергей Михайлович, мы сможем говорить о нравственности в обществе. Сегодня, когда нам еженедельно показывают до 1600 убийств на центральных каналах (это официальная статистика), о здоровом обществе можно только мечтать. За последние четыре года количество преступлений, совершенных против детей, увеличилось в 26 раз! Предполагается, что это тоже влияние телевидения. Закон, если он будет принят, заставит руководителей телеканалов прислушаться к мнению специалистов и критиков.
25.09.2008
Источник: Культура