ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религиозная ситуация

Ремир Лопаткин :: 08 июля 2003

Доклад на международной конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии» (Санкт-Петербург, 9-10 декабря 2002 г.)

Социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация"

Словосочетание (термин) "религиозная ситуация" в последнее время получило широкое распространение в публицистике, в официальных документах, в научных публикациях, когда речь идет о религии, распространенности и роли в обществе или в конкретном регионе тех или иных конфессий и религиозных направлений, деятельности религиозных организаций. При этом, однако, авторы этих текстов, как правило, не утруждают себя указанием на содержание и смысл используемого термина, т.е. не доводят его до уровня понятия. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждый автор вкладывает в него разное по объему и характеру отображаемых религиозных явлений содержание, использует его в разных значениях и контекстах. И все-таки, при всем различии в подходах, толковании и употреблении выражения "религиозная ситуация" можно увидеть некоторые общие моменты.

Во-первых, речь каждый раз идет не об отдельных религиозных явлениях (фактах), а об их комплексе. Во-вторых, в нем всегда присутствует оценочный момент. И в-третьих, за ним всегда ощущается нечто тревожащее: когда в этой сфере общественной жизни все нормально и спокойно, о религиозной ситуации обычно не вспоминают и не пишут.

При этом надо принять во внимание, с каких или с чьих позиций описывается и оценивается религиозная ситуация, допустим, в регионе. Если эта оценка исходит от представителя администрации или исследователя, выполняющего заказ органа власти, то тут сразу очевидна подоплёка вопроса: требует или не требует эта ситуация в данный момент специального внимания или усилий администрации по её регулированию, как она соотносится с общей социально-политической ситуацией в регионе, влияет ли на неё и как, не выходит ли она за рамки правового поля и т.д. Вполне возможно, что такой субъект религиозной ситуации, как конкретная конфессия или религиозная организация, посмотрит на неё другими глазами – с точки зрения оценки своего положения в данной ситуации : его комфортности, удовлетворенности притязаний к властям и обществу, взаимоотношений с другими конфессиями и т.п. Наконец, ученый-религиовед, социолог, политолог, историк скорее всего станет оценивать религиозную ситуацию в более широком историческом и социально-политическом, временном и пространственном ракурсе. Поскольку в данном случае проблема рассматривается в рамках социологии религии, то ясно, что социолог, исходит ли он из реальных задач, поставленных заказчиком, например, администрацией области, города и др., или из сугубо научного интереса, будет стремиться к объективной и максимально точной оценке состояния и тенденций развития религиозной ситуации на исследуемом объекте.

Но для того, чтобы понятие "религиозная ситуация" стало работающим инструментом социологического исследования, оно нуждается в четком определении и социологической интерпретации, которая позволяла бы произвести его операционализацию. Настоящий доклад представляет собой попытку предложить подход к решению этой проблемы.

На первом этапе сформулируем предварительное понятие или, скорее, требования, которым должно отвечать понятие "религиозная ситуация".

Понятие "религиозная ситуация" – это обобщающая характеристика всего комплекса религиозных проявлений на конкретном исследуемом объекте (поселенческая, производственная, административная или территориальная единица) в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью (социумом, другими сферами и сторонами общественной жизни).

Повторяю, это еще не определение понятия "религиозная ситуация", а только первый подход к нему, так сказать, формулировка его параметров.

Обобщающая характеристика – значит, речь должна идти не о простом бессистемном перечислении религиозных проявлений, увиденных и зафиксированных социологом на объекте, а о том, что их нужно увидеть и оценить в комплексе, в системе, во взаимодействии, подняться над частностями и случайностями и увидеть главное, определяющее тенденции развития и изменения ситуации, ее данное, а не какое-то иное качество, ее характерные черты. Второй момент – это привязка к конкретному объекту, к данному месту и времени.Нет и не бывает религиозной ситуации вообще – она всегда складывается в данном месте, на данном объекте (и отражает его сущность и особенности) и именно в данный период времени, на конкретном этапе исторического процесса. И третий момент – момент живых, текучих взаимосвязей как между самими религиозными проявлениями (религиозными фактами), так и – что особенно важно – с социумом. Религиозная ситуация – это всегда часть общей социально-политической и духовной ситуации, способная оказывать на неё то или иное влияние. Именно с этой точки зрения религиозная ситуация интересует государственный или муниципальный орган власти, заказывающий исследование.

Таким образом, мы выделили важные моменты самого общего, предварительного подхода к пониманию и социологическому изучению религиозной ситуации. Но, руководствуясь этим предварительным определением, мы ещё не можем непосредственно приступить к изучению религиозной ситуации, потому что оно недостаточно конкретно и в силу этого его трудно было бы операционализировать, т.е. представить в виде набора признаков, пригодных для наблюдения, фиксации и измерения.

В качестве такого более конкретного и содержательного определения, которое позволяло бы перейти к операционализации и выводило бы нас на искомые признаки религиозной ситуации, предлагается следующее:

Религиозная ситуация – это такое положение дел в обществе, регионе, на исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (характером) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество или исследуемый объект.

Схема 1. Группы признаков религиозной ситуации

Опираясь на такое определение мы уже можем формулировать конкретные признаки религиозной ситуации и предметно говорить о методах исследования, т.е. это определение дает возможность переходить к разработке рабочего инструментария и сбору интересующей нас эмпирической информации. На Схеме 1 конкретизированы каждая из трех частей определения, обозначены направления поиска и фиксации признаков, характеризующих религиозную ситуацию по трем основным параметрам.

Но и это определение понятия "религиозная ситуация" нуждается в дополнительной теоретико-методологической и собственно социологической интерпретации, так как есть опасность, что мы утонем в том море фактов, которые позволяют собрать социологические методики, не отличая важные, определяющие – от малозначительных, случайных. Нужен следующий шаг, который позволил бы структурировать этот поток фактов, собирать их системно, сразу осуществлять их группировку, выделяя наиболее существенные. То есть нам недостает представления о структуре изучаемого явления.

Мне представляется, что структура религиозной ситуации имеет две основные составляющие. Это – состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте и факторы изменения и стабильности религиозной ситуации на исследуемом объекте.

Схема 2. Структура религиозной ситуации

Из опыта социологических исследований проблем религии известно, что состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте, являясь основной и целостной характеристикой религиозной ситуации, тем не менее своеобразно проявляется на разных (хотя и взаимосвязанных) уровнях : а) на институциональном уровне – в деятельности конфессий, религиозных институтов и организаций; б) на уровне массового сознания – в сознании, настроениях, поведении, отношениях людей, прежде всего верующих, последователей различных религий и конфессий, но также и неверующих.

Схема 3. Структура состояния религиозности (религиозных проявлений)

На Схеме 3 "Структура состояния религиозности (религиозных проявлений)" представлены основные показатели и группы признаков, по которым можно фиксировать, измерять и оценивать эту главную составляющую религиозной ситуации. Сопоставление групп признаков и отдельных показателей на институциональном уровне и на уровне массового сознания позволяет отметить две особенности.

Первая состоит в том, что часть признаков доступна количественному измерению и, соответственно, шкалированию. Это уровень религиозности и конфессиональная структура населения – на уровне массового сознания, количество конфессий, зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений, других религиозных организаций и институтов, действующих культовых объектов – на институциональном уровне. Другая часть признаков требует соединения количественной и качественной оценки, например, степень религиозности. И, наконец, третья часть признаков требует содержательного, качественного анализа и оценки, таких как характер религиозности, межконфессиональные отношения в повседневной жизни, внутренние процессы в религиозных объединениях, общественно-политические позиции религиозных организаций и др.

Вторая особенность состоит в том, что совершенно очевидны параллели между рядом признаков на обоих уровнях, поскольку фиксируемые ими явления выступают и на уровне массового сознания, и на институциональном уровне, причем во взаимосвязи. Таковы конфессиональная структура населения и наличие конфессиональных институтов и организаций, как зарегистрированных, так и незарегистрированных, связь религиозности с общественно-политическим позициями верующих и общественно-политические позиции религиозных организаций. На обоих уровнях – но своеобразно – проявляются межконфессиональные отношения. Связаны между собой субъективное самочувствие массы верующих, степень удовлетворения их религиозных потребностей и характер и направленность притязаний религиозных организаций, степень удовлетворенности их запросов.

Выделение двух уровней при исследовании состояния религиозности (религиозных проявлений) на объекте позволяет увидеть специфику этих проявлений, но при окончательном анализе и обобщении полученной информации речь должна идти об их видении и оценке в целостности, в их единстве и взаимовлиянии.

Второй крупной составляющей структуры религиозной ситуации являются факторы её формирования, изменения и стабильности.

Схема 4. Факторы формирования и динамики религиозной ситуации

Под факторами религиозной ситуации я понимаю те внутренние или внешние силы, которые формируют её в данном конкретном виде, задают направленность её развитию, т.е. определяют её динамику, изменчивость или стабильность, кратковременность или длительность, спокойствие или остроту.

Все факторы религиозной ситуации можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние заложены в самой структуре состояния религиозности (религиозных проявлений) на объекте. Они имманентны религиозной ситуации. Это изменение уровня и степени религиозности, конфессиональной структуры населения, изменение числа конфессий, представленных в регионе, количества религиозных объединений и их соотношения по конфессиям, степени их активности в религиозной и светской сферах и т.д. Внешние факторы – это воздействия на религиозную ситуацию, которые исходят от общества, государства, средств массовой информации, а также из-за пределов исследуемого региона, в том числе и из-за рубежа. В свою очередь внешние факторы могут быть как нерелигиозными (правовыми, политическими, социальными, культурными), так и религиозными (миссионерство религиозных организаций, ранее не представленных в регионе, деятельность иностранных проповедников и миссионеров, религиозная печатная, теле- и радиопропаганда из-за рубежа, акции зарубежных и международных конфессиональных центров, направленные на Россию или её конкретный регион и т.п.).

Ведущими внешними факторами, определяющими религиозную ситуацию, являются правовое решение религиозного вопроса, политика государства, региональных и местных органов власти в этой сфере, состояние государственно-конфессиональных отношений, состояние общественного мнения о религии и деятельности религиозных организаций, позиции средств массовой информации, состояние межнациональных отношений. Более опосредованное, но тем не менее существенное влияние на религиозную ситуацию оказывает общая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в стране и регионе, деятельность политических партий и общественных движений. Серьезными внешними факторами, способными повлиять на религиозную ситуацию и даже дестабилизировать её, могут быть конкретные события, связанные, например, с террористическими акциями. Так, акция международной террористической организации "Аль-Каида" 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне и захват чеченскими террористами заложников в театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 г. вызвали в обществе рост антиисламских настроений, что наложило отпечаток на религиозную ситуацию в многоконфессиональных регионах.

Предложенная в настоящем докладе социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация", на наш взгляд, дает возможность его дальнейшей, более детальной операционализации и разработки программы и инструментария социологического исследования религиозной ситуации на конкретном объекте.

Об авторе: Ремир Александрович Лопаткин – кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, председатель исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов.

Ссылки по теме:

В Санкт-Петербурге прошла конференция "Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии"

Ремир Лопаткин. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации

О.Е. Казьмина. Конфессиональный состав населения России

Л.Н. Митрохин. Религиозная ситуация в современной России

Е.Г.Балагушкин. Религиозная ситуация в России: тенденции и фазы развития

Ю.В. Ушакова. Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века

Александр Прилуцкий. Влияние процессов глобализации на религиозную ситуацию в регионах

Александр Пятигорский. Этнос или религия?

Обзор религиозной ситуации в Нижегородском регионе

Информация о религиозной ситуации в Тюменской области

М.В. Вагабов. Религиозная ситуация в Дагестане: единства и противоречия

Екатерина Никитченко. Религиозная ситуация на Украине. Попытка политико-правовой оценки

Религиозная ситуация на Украине и в Швейцарии

В.Д. Курганская. Мониторинг религиозной ситуации в республике Казахстан

Анара Табышалиева. Взгляд на религиозную ситуацию в Кыргызстане

Религиозная ситуация в Эстонии

© Фото http://images.fotki.com/

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама