Обе указанные в заглавии даты могли бы послужить темой особых статей. Но события, о которых идёт речь в общем известные читателю ещё и взаимосвязаны, поэтому лишь напомню о первом, чтобы стало более понятно второе.
Известно, что на сломе ХVII века реформы патриарха Никона привели к расколу православной церкви в России, а их непризнание положило начало старообрядчеству ветви Православия, провозгласившей борьбу за сохранение старой веры. Это был момент, глубоко повлиявший на всё развитие общества, о нём много писали и продолжают писать (примером тому может служить и книга историка Ал. Вароны "Tragedia schismei ruse", Бухарест, 2002). Авторы публикаций о расколе историки, литераторы и другие, часто старообрядцы или выходцы из старообрядчества. Что касается преследований за веру, которым подвергались сторонники древнего благочестия в России, почти нет сколько-нибудь демократического публициста, который бы не высказался в защиту страдальцев. Несмотря на все эти преследования, сторонники староверчества продолжали (и продолжают и ныне) выполнять все правила унаследованной от предков веры. В частности, духовенство поднялось в защиту этой веры, выступив против правки древних церковных книг.
В 60-70-е гг. ХVII в. главным центром сопротивления стал Соловецкий cтавропигальный монастырь, находившийся в мощной крепости на юго-западном берегу Соловецкого острова, в Белом море, при входе в Онежскую губу (в Архангельской губернии, Кемского уезда). К этому времени монастырь был уже богатым, занимал обширные здания культовые и хозяйственные, вносил весомый вклад в развитие экономики, а удалённость от центра Московского царства определяла его значительную независимость.
Одна из Соловецких темниц
Сначала были сделаны попытки противодействовать реформе словом. С 1663 по 1668 гг. на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество "сказок" и других посланий, в которых на конкретных примерах доказывалась справедливость старой веры. Терминология была, однако, решительной и вряд ли способствовала примирению. Так, в одной из челобитных говорилось: "Аще ли ты, великий государь, наш помазанник божий, в старой вере быти не благоволишь и книги переминить изволишь... вели, государь, на нас свой меч прислать царьской и от сего мятежного жития переселити нас на оное безмятежнье и вечное житие".
Уже в этот период стало ясным, что борьба включает представителей различных социальных слоёв: верхушки монастырских старцев, выступавших против реформационных новшеств, рядовых монахов, боровшихся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушников и монастырских работников, пришлых зависимых людей, недовольных монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнётом. В 1666 г., при игумене Варфоломее здесь вспыхнул открытый мятеж. Помимо игумена, руководимые келарем Савватием Абрютиным и казначеем Терентием, монахи составили особенно грубую челобитную царю. Царь вызвал к себе игумена и архимандрита Никанора и велел им увещевать недовольных. Однако, обратно в монастырь Варфоломея не впустили (он был переведён в Свияжский монастырь). Архимандрит Никанор перешёл на сторону бунтовщиков. Царь написал увещевательную грамоту, но всё было напрасно.
В обитель стали постоянно приезжать посланцы царя, призывавшие братию покориться и принять реформу. Однако иноки стойко держались отеческих преданий и выражали готовность пойти на любые жертвы ради верности старине.
Второй этап начался 22 июня 1668 г., когда для усмирения монахов царь выслал отряд стрельцов. При приближении царского войска, посланного на разорение обители, иноки заперли крепостные ворота. Так началось знаменитое "соловецкое сидение".
Прибывший на Соловки стрелецкий отряд, под командованием стряпчего И. А. Волхова, насчитывал 100 человек. Численное преимущество было явно на стороне защитников крепости (всего было около 500 человек). Монахи, к тому же, были хорошо вооружены, т.к. ещё после отпора, данного монастырём шведам в 1571 г., ему оставили оружие; тогда же на территории монастыря был поставлен острог с пушками и началось возведение каменной стены. Соловецкий монастырь сделался важным укреплённым пунктом северного Поморья. В 1637 г. последний соловецкий воевода сдал настоятелю монастыря крепостные бумаги, ключи и воинские запасы и отбыл в Москву. Военным начальником стал игумен. Всё это создало перевес в пользу обороняющихся, воодушевлённых девизом: "Нам хошь головы сложить, нам по-старому служить!".
Поэтому-то возглавленный архимандритом Никанором и казна чеем Геронтием отпор пришедшему царскому отряду имел успех. Встретив государевых людей выстрелами из пушек, защитники крепости надолго остановили отряд Волхова, не решившегося пойти на приступ столь мощной крепости. Началась пассивная блокада монастыря. Мятежникам помогали сочувствовавшие им крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны, под предводительством Степана Разина (1670-1671). В эти годы московское правительство не могло послать зна чительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов (монахов, принявших схиму) выступили за переговоры с царскими воеводами.
Переговоры, которые велись с мятежниками в течение 4 лет, ни к чему не привели. После С. Т. Разина (1671) на острове появились отдельные участники крестьянской войны, что укрепило позиции защитников, ставших более непримиримыми.
В результате освобождения занятых подавлением разинского выступления сил, царь Алексей Михайлови ч увеличил войско, осаждающее крепость (1674), назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ "мятеж искоренить вскоре". На этом третьем этапе борьбы осаждённых со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время не имевшие успеха. Так, накануне Рождества 1675 г. Мещеринов предпринял очередную попытку штурма. Несмотря на многочисленность (до 1000) стрельцов, брошенных на борьбу с непокорными, крепость не сдавалась. Непрерывный обстрел мятежного монастыря не приносил результатов, т.к. образовывавшиеся повреждения крепостной стены быстро ликвидировались монахами.
Только измена неожиданно положила конец затянувшейся блокаде. В январе 1676 г., перебежчик, монах Феоктист, вероятно, прельстившийся какими-то посулами, указал стрельцам заложенный камнями пролом (или, по некоторым источникам, тайный подземный ход) в одной из башен. В ночь на 22 января 1676 г., за час до рассвета, в сильную метель, небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим. В самой обители произош ёл жестокий бой. Застигнутые врасплох защитники монастыря сражались мужественно, но были побеждены. Погибли почти все борцы за веру, за исключением 60-ти (а по другим источникам лишь 14-ти) человек. Из оставшихся многие были казнены, некоторые сосланы в другие монастыри и крепости. Небольшой части из них удалось бежать в Поморье.
"Соловецкое сидение" стало самым крупным и, в некотором смысле, единственным в своём роде событием в борьбе за сохранение старой веры. Это было активное и решительное, массовое вооружённое выступление её защитников, утвердившее решимость её сторонников не уступать никакому нажиму и отстаивать религию пращуров. Об этом событии остались многочисленные списки Повести и истории об отцах и страдальцах соловецких писателясамоу чки старообрядца Семёна Денисова, рассказывающие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовавшие по всей России. Упорство в вере и мучени ческая смерть "соловецких сидельцев" создали вокруг них ореол мучени чества. О соловецких защитниках слагались (и слагаются и в наши дни) песни и создаются скульптурные произведения. Этому подвигу посвящён романа Д. Л. Мордовцева "Сидение раскольников на Соловках" (1880). Хотя он употребляет искажающее действительность, но признанное тогда официально наименование староверов, роман написан с большой симпатией к ним. Обилие интернетских сайтов, включая такой престижный как "Православие-Ру", является также свидетельством неумирающего к нему интереса.
Бухарест
Ежемесячник Общины русских-липован Румынии "Зори", 01/2006
По материалам источников: Газета "Зори"