Фрагмент публикации
"Карикатурный скандал: тверские комментарии",
eTver.Ru, 13.02.2006
В послевоенный период, в 50-е, 60-е годы, большинство наблюдателей склонялось к мысли, что время ислама прошло. Французские эксперты вообще характеризовали его как "умирающую религию". Общественно-политическая ситуация, сложившаяся на тот момент в странах с преобладанием мусульманского населения, вполне соответствовала таким наблюдениям. Среди прочего можно назвать череду антифеодальных революций и переворотов, свержение монархических династий, установление в ряде стран светских баасистских режимов, европеизация местной культуры. Процесс деклерикализации затронул даже искусство и моду. Так, в Египте 60-х годов снимались фильмы, мало чем отличающиеся от европейских по тематике и стилистике.
Однако прогнозы о "закате ислама" оказались преждевременными. Глубинные тектонические сдвиги начались в восточном обществе в 70-е годы. Отчасти они были обусловлены общеполитической игрой европейских держав, Израиля и США с одной стороны, СССР и стран социалистического лагеря с другой. То одна, то другая группировка из тактических соображений делали ставки на разные, порой сомнительные силы. Египет, Ливия, Сирия, Ирак, Иран, Афганистан были наводнены военной техникой, технологиями производства оружия массового поражения. Шло открытое спонсорство экстремистских и террористических объединений. Именно ЦРУ породило феномен Бен Ладена, взгрело режимы моджахедов и талибов, открыло пути к спонсированию международного терроризма нуворишами Саудовской Аравии. Радикальные религиозные группировки, до этого момента считавшиеся маргинальными, за счет финансовой помощи и политического покровительства неожиданно для себя стали значимой силой в своих странах.
С другой стороны, особую роль стал играть религиозный фактор. Ислам в самых разных своих проявлениях смог создать привлекательную для новых поколений идеологию. Большинству участников демонстраций против карикатур не исполнилось еще и 30 лет. Молодежь, которую в Европе и России почти никогда не увидишь в церкви, в мусульманских странах составляет ядро религиозного направления. Христианство, увы, сегодня не может привлечь такое количество молодых. Большинство иерархов и религиозных лидеров превратилось в государственных чиновников. Неспособные возвысить голос в защиту обездоленных, страшащиеся осудить грехи сильных мира сего, дабы не потерять финансовых и политических преференций, они, конечно, не могут стяжать популярности в народе.
Примеры "нравственности", демонстрируемые современной западной цивилизацией, еще больше убеждают исламский мир в своей правоте. Однополые браки, пропаганда содомии, пьянство, неуважение к своим собственным духовным традициям вот лишь некоторые "прелести", все дальше отталкивающие от Запада. Сами христиане стали теплохладными, а большинство именующих себя таковыми не знает даже основ своей веры. Думается, что именно эти противоречия, а также нынешнее геополитическое противостоянием и стали первопричиной так называемого "карикатурного" конфликта.
Остается добавить несколько слов о роли СМИ. Сегодня они становятся одним из важнейших инструментов мировой политики. Стратегия и тактика ведения информационных войн, умение вовремя найти болевой узел и обрушиться на него со всей пропагандистской мощью становятся более востребованными, нежели "томагавки", "стелсы" и прочая силовая бутафория ушедшего тысячелетия.
Глеб Чистяков эксперт фонда "Политика и религия", редактор информационного отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви
По материалам источников: eTver.Ru