ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Конрад Райзер принял участие в дискуссии о перспективах экуменизма, которая прошла в ОВЦС

09 июля 2003

Дальнейшим перспективам диалога Русской Православной Церкви с западным христианством была посвящена дискуссия с участием генерального секретаря Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) Конрада Райзера, которая состоялась 8 июля в конференц-зале Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) в Москве. Свое мнение об основных препятствиях на пути этого диалога высказали православные священнослужители, богословы, публицисты, сотрудники ОВЦС МП и МИД РФ, представители российской лютеранской общины. В качестве модератора встречи выступил заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин.

Как отметил прот. Всеволод Чаплин, одно из серьезных препятствий на пути диалога между Русской Православной Церковью (РПЦ) и ВСЦ – стереотипы. Так, в православной среде бытует мнение, будто все экуменическое движение создано «узкой группой лиц на Западе», пытающейся подчинить себе мир, а для этого – стереть различия между религиями. Напротив, в штате ВСЦ многие считают, что на самом деле большинство православных положительно относится к экуменизму, а бюрократы из ОВЦС намеренно сгущают краски, чтобы пробить выгодные для них реформы в структуре Совета и получить дополнительные места в руководящих органах. Другая серьезная проблема, считает о. Всеволод, – это проблема языка. Оказываясь в Женеве (где находится штаб-квартира ВСЦ), признался православный священник, он часто испытывал ощущение, что «два социума, ВСЦ и Россия» не понимают друг друга.

Язык, причем в первую очередь, отсутствие общей для всех богословской терминологии, считает главной проблемой на пути диалога клирик московского храма Девяти мучеников Кизических диакон Владимир Соколов. О. Владимир подчеркнул, что различное восприятие одних и тех же слов разделяет не только православных с западными христианами, но и самих западных христиан. Так, во время одной из экуменических конференций выяснилось, что европейские и американские христиане совершенно по-разному воспринимают термин «надежда»: первые в эсхатологическом смысле, а вторые – в социальном. Следует помнить, что разделение между христианскими исповеданиями произошло не по политическим причинам, а по ревности верующих, убежденных в своей правоте, отметил диакон Владимир. И невозможно вести диалог без учета этого фактора.

Проблему языка затронул в своем выступлении другой московский клирик – священник Георгий Чистяков. Рассказав о своей многолетней работе в правлении Российского библейского общества (РБО), объединяющего как православных, так и христиан других конфессий, о. Георгий отметил, что в настоящее время на повестке дня все острее стоит вопрос о новом переводе Священного Писания на современный русский язык. Сделанный около 150 лет назад Синодальный перевод, который до сих пор объединял всех российских христиан, постепенно становится всё менее понятен читателю. В то же время любые новые переводы, отметил священник, чреваты разделениями.

Комментируя эти тезисы, генсек ВСЦ согласился, что западные и восточные христиане – «два разных вида космоса», которым свойственна различная духовность. Но, осознавая существующие проблемы, ВСЦ делает многое, чтобы «разработать общую систему понимания», приемлемую для различных языковых систем.

Ряд выступавших отметил, что сегодня в России православная Церковь ведет гораздо более активный диалог с другими религиями – в частности с исламом и иудаизмом, -- чем с другими христианскими конфессиями. По словам председателя Союза православных граждан, главного редактора журнала «Православная беседа» Валентина Лебедева, эти контакты, осуществляемые, по преимуществу, в социальной области, можно назвать своего рода «суперэкуменизмом». Совместные с мусульманами и иудеями акции, направленные на решение тех или иных социальных вопросов, подчеркнул Валентин Лебедев, не смущают никого из православных. Что же касается отношений с западным христианством и экуменическим движением, то оно «вызывает настороженность среди народа Божия – от генерала до работницы прядильной фабрики».

Со своей стороны, клирик Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии (ЕЛЦИ) пастор Андрей Резниченко отметил, что его деноминация, не входящая в ВСЦ, гораздо легче находит общий язык с Русской Православной Церковью, чем со многими единоверцами на Западе – причем не только в социальной, но даже в догматической сфере. Пастор выразил серьезную обеспокоенность в связи с продолжающейся либерализацией и секуляризацией западного протестантизма, призвав ВСЦ более внимательно «слушать» традиционные для России протестантские Церкви.

Оценивая нынешнюю ситуацию в Церкви и в российском обществе в целом, проректор Московской духовной академии, секретарь Синодальной богословской комиссии, консультант ОВЦС священник Владимир Шмалий охарактеризовал ее как состояние перехода. Куда придет общество, пока что неясно, в связи с чем нужен «спокойный прагматизм», которым следует руководствоваться и при построении новых отношений с экуменическим движением. Именно таким прагматизмом, считает внутри о. Владимир, пропитан текст основных принципов отношения РПЦ к инославию, принятых Архиерейским собором 2000 года.

Еще одним важным препятствием для контактов РПЦ с ВСЦ является чрезмерная бюрократизация последнего. Этот тезис выдвинул ответственный секретарь «Церковного вестника» Сергей Чапнин. По его свидетельству, общий вес печатных материалов, изданных за время одной лишь ассамблеи ВСЦ, составил 12 кг. Причем конкретных решений в этих бумагах было весьма немного. Кроме того, считает Сергей Чапнин, у православных россиян сегодня практически нет интереса к церковной жизни за пределами РПЦ, в связи с чем сам вопрос о дальнейших контактах с ВСЦ является здесь чем-то маргинальным.

Касаясь взаимодействия с западными христианами в социальной и политической области, прот. Всеволод Чаплин, отметив полное совпадение позиций РПЦ и ВСЦ по таким вопросам, как, например, война в Ираке и ближневосточное урегулирование, заявил, что за пределами этих общих тем также возникают противоречия. Их причина в том, считает зампред ОВЦС, что православные, воспитанные в значительной степени на аскетической литературе, являются «социальными пессимистами» -- в отличии от большинства своих западных собеседников.

В то же время участники дискуссии отметили, что в период с 1998 года, когда состоялась ассамблея ВСЦ в Хараре и особенно с 1999-го, когда представители поместных православных Церквей, собравшиеся в Салониках, высказали свои общие претензии и пожелания к деятельности ВСЦ, в отношениях православных с экуменическим движением наметился определенный прогресс. Специальная комиссия, созданная в Хараре, подчеркнул Конрад Райзер, хотя и не решила всех проблем, оказалась способной «услышать голос православных».

"Благовест–инфо"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама