ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Реабилитированный святой

06 октября 2008

Николаю II опять катастрофически не везет

Решение президиума Верховного суда РФ о признании последнего российского императора Николая II и его семьи жертвами политических репрессий оказалось не просто юридическим актом, но получило политическое и идеологическое звучание. А в контексте чреватой расколом ситуации, сложившейся в Русской православной церкви, оно отозвалось и в религиозной жизни страны.

В течение нескольких лет суды разных инстанций вслед за Генпрокуратурой отстаивали в споре с наследниками Романовых свою позицию, отказываясь ставить вопрос о реабилитации царской семьи. Было бы затруднительно вдаваться здесь в юридическую аргументацию сторон. Очевидно, впрочем, что после периода длительного крючкотворства внезапное изменение позиции суда, ее четкое и ясное изложение – не иначе как результат вмешательства политического руководства страны, решившего, что царя все-таки надо реабилитировать. Было это лишь символическим жестом или имело какой-то политический смысл?

Несомненно, реабилитация царской семьи – первая знаковая идеологическая новация при новом президенте Медведеве, кстати, юристе по профессии. Она подается как торжество права и справедливости. Причем само собой напрашивается сравнение с предыдущим президентом Путиным, выходцем из спецслужб, при котором подобный жест доброй воли был вряд ли возможен. Разумеется, реабилитация Николая II политически прямо направлена против нынешней КПРФ, ведущей идеологическую родословную от ленинской ВКП(б). На почве общего антикоммунизма вновь смогли объединиться такие разнородные идеологические силы, как либералы и убежденные монархисты.

Но остаются неудобные вопросы – что же раньше, до реабилитации, власти считали Николая II политическим преступником? Даже когда предавали его прах земле в 1998 году? Даже когда Церковь объявила его святым в 2000-м? Даже летом нынешнего года, когда в связи с 90-летней годовщиной расстрела с размахом отмечались "царские дни" с панихидами и крестными ходами по всей стране?

К Церкви тоже есть вопросы. Как известно, Русская зарубежная церковь причислила царскую семью к лику святых в 1981 году, Московский Патриархат – двумя десятилетиями позже на юбилейном Архиерейском Соборе. Политической реабилитации царской семьи РПЦ (в отличие от представителей дома Романовых) от государства не требовала, отмечая, что святые в таковой не нуждаются. Но вот внутри Церкви стал набирать силу православный фундаментализм и монархизм, понимаемый как немедленная реставрация самодержавия. Сейчас это течение представляет епископ Диомид (Дзюбан). Официальная РПЦ вяло отговаривается тем, что считает монархию желательной, но не единственно приемлемой формой правления. Хотя Николай II и святой, но на "царебожников" высшие иерархи посматривают с недоверием. В ответ те требуют покаяния от церковных властей.

Вот в такой ситуации происходит политическая реабилитация царской семьи. Церковь ее приветствует. Синодалам, заседающим в Чистом переулке, есть что сказать диомидовцам: "Смотрите, нынешняя власть давно не безбожна, она идет по пути пусть мягкой, но реставрации имперских идеалов! " Монархический пафос епископа Диомида теряет политическую заостренность. Наследники Романовых удовлетворены и ни о каком восстановлении монархии речи не ведут. Правда, сторонники епископа Диомида всегда могут заявить, что реабилитация – показная. Считает же РПЦ, что "царь не настоящий", когда речь заходит об останках, покоящихся в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе. Рассказы о лжемощах подкрепляются тем фактом, что РПЦ так и не согласилась с выводами комиссии, рассматривавшей вопрос о захоронении царской семьи в 90-е годы, относительно идентификации останков. Интересно, где же находится прах последнего российского императора по версии Церкви?

Споры о роли Николая II в истории России велись, пожалуй, весь постсоветский период. И после канонизации, и после реабилитации царя раздавались голоса: "А война с Японией? А Кровавое воскресенье? А Первая мировая? " И в наше время Николаю II опять катастрофически не везет. Нелегко быть разменной фигурой в идеологических играх, стать реабилитированным после канонизации, объектом всеобщего покаяния и знаменем фундаменталистов. Православные последнего царя изображают на иконах, но его останки считают лжемощами. Реабилитация царской семьи лишь добавляет эклектизма в посткоммунистический идеологический коктейль. В нем уже есть кремлевские звезды и двуглавые орлы, Ленин в Мавзолее и улица Солженицына, ссылка памятника Дзержинскому на Крымский Вал и т. д. Политическая реабилитация Николая II еще раз подтвердила, что никакой новой идеологии в России нет, но жить в ней по-прежнему интересно!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама