ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Арабы во множественном числе

Семен Козлов :: 08 октября 2008

Особенности, связанные с религиозными представлениями, культом и ритуалами, очень часто становятся своеобразными этническими чертами

Как известно, у евреев-израильтян не самые лучшие отношения с арабами – так уж сложилось в XX веке. Однако есть арабская группа на севере Израиля, с которой взаимоотношения, можно сказать, замечательные. Это друзы, их в стране сейчас около 120 тыс. человек. Они служат в израильской армии, полиции, пограничных частях – настолько им доверяют. Живут друзы также в Ливане, Сирии, в других странах Ближнего Востока и в иных регионах мира, всего их около 1, 5 млн. человек.

Посвященные и совершенные

Будучи по происхождению, языку, многим элементам культуры частью ближневосточного арабского мира, друзы, в силу их конфессиональной специфики, являются особой общностью внутри этого мира со своей особенной позицией по всем вопросам.

Община друзов выделилась из исмаилитов (одна из основных шиитских сект в исламе) в XI веке. Ее название восходит к имени ад-Дарази, который, находясь на службе у исмаилитского халифа Египта аль-Хакима (XI в. ), пришел к мысли о его божественности. Сами друзы называют себя "аль-муваххидун" ("исповедующие единство Божие"). В Египте Дарази единомышленников почти не нашел; однако в горных районах Сирии и Ливана их неожиданно оказалось немало.

В религиозной системе друзов причудливо сочетаются элементы зороастризма и христианства, ислама и доисламских верований. Среди главных пунктов – возможность воплощения Бога в человеке, вера в переселение душ. В отличие от ортодоксальных мусульман друзы не признают нормы шариата (исламского права, принципов и правил поведения во всех сферах жизни); они не совершают обряд обрезания, употребляют алкогольные напитки.

Община друзов закрыта для прозелитов; это очень замкнутая, строго эндогамная группа (браки заключаются только между единоверцами).

Религиозная доктрина друзов эзотерична: полностью она известна лишь тем, кого называют уккаль (посвященные), избранная часть которых – аджавид (совершенные). Остальные (то есть большинство), независимо от их социального статуса, который может быть весьма высоким (политики, крупные чиновники, бизнесмены), это – джуххаль (неведающие, непосвященные).

Этнические маркеры

Когда часть этноса объединена (и, соответственно, отъединена) особым религиозным учением, отличным от той религии, которой привержено большинство этого народа, то у нее могут сформироваться специфические черты быта, культуры. Если эти особенности, связанные с религиозными представлениями и культом ритуалы, обычаи, традиции становятся своеобразными этническими чертами, этническими маркерами группы, то этнологи квалифицируют ее как этноконфессиональную общность.

Как правило, у такой группы возникает свое общинное самосознание ("мы – не идентичны всему этому народу, мы – особенные, отдельные от него"), с которым связано и особое самоназвание (и особое называние ее "со стороны" – и со стороны данного народа, и других народов, контактирующих с этой группой). Друзы – типичная этноконфессиональная общность.

Для членов таких групп характерна прочная, практически не поддающаяся эрозии самоидентификация со своей общиной. Друз остается друзом и в Европе, и в Африке, в любой стране, в любом окружении. Такие общности (и в целом, и небольшие группы их, и отдельные их члены) чрезвычайно устойчивы к ассимиляции – охраняемые, защищаемые от нее их специфичным (и очень консервативным) религиозным комплексом, который определяет их самосознание, поведение, взаимоотношения с окружающим миром. Им свойственна обычно и своя позиция в таких сферах, как идеология и политика (что демонстрирует, например, отношение друзов к арабо-израильскому противостоянию).

Две сущности, одна воля

Этноконфессиональные группы есть во многих народах, в разных регионах. В составе русских это старообрядцы и молокане; среди татар Волго-Уральского региона – кряшены (крещеные татары); в грузинском этносе – аджарцы и ингилойцы (мусульмане-сунниты). Немало таких общностей на Ближнем и Среднем Востоке.

На Севере Ливана живут марониты – этноконфессиональная группа в составе ливанских арабов. Они христиане-католики. Как и друзов, их можно встретить и в странах региона, и в более дальних краях. Название

– по имени сирийского аскета-отшельника Мара Марона (IV – начало V века). Община сформировалась в северо-западной части Сирии в V-VII веках. Стержнем ее теологии стала идея монофелитства (от греч. monos

– один, единств. , thelema – воля). В отличие от ортодоксальной христианской догмы, признающей в Христе две природы – божественную и человеческую, и монофизитства, видящего в Христе только одну природу – божественную, монофелиты признают, что Иисус Христос обладал двумя природами, но одной волей (богочеловеческой).

Во второй половине VII-VIII веков маронитские монахи и их сторонники переселились в горные районы Северного Ливана, где часть населения переняла их религиозные представления.

Во время крестовых походов (XII-XIII века) марониты поддержали крестоносцев – и с оружием в руках (отряды лучников), и как проводники и переводчики. В государствах крестоносцев они занимали привилегированное положение. В эту же эпоху начались контакты лидеров маронитской общины с Ватиканом. Верховенство Римского Папы, признаваемое с XIII века, окончательно было оформлено на Ливанском соборе в 1736 году (основные догматы католицизма маронитская церковь приняла еще в 1596 году). Однако марониты сохранили свою обрядность и культурно-догматическую самобытность. Богослужение ведется частично на арабском, частично на сирийском языке (один из семитских языков, ставший языком культа у разных конфессиональных групп в регионе, о котором идет речь). Маронитское духовенство не придерживается целибата (безбрачия), обязательного для католических священников.

Марониты активно участвуют в общественно-политической жизни Ливана. В соответствии с "Национальным пактом" 1943 года должность президента страны и ряд важных правительственных постов зарезервированы за маронитской общиной.

Из президентского клана

Нусайриты (нусайрийя) – тоже очень особая группа арабов – живут в Сирии, Турции, Северном Ливане. Название их – от имени шиитского богослова IX века Мухаммеда ибн Нусайра; более позднее их наименование – алавиты (от араб, "алавийун" , "сторонники Али").

Возникла община в X веке в Северной Сирии. В религии нусайритов можно найти идеи и представления шиитов-исмаилитов, христианства, гностицизма, древневосточных астральных культов. Бог, по их учению, это единство трех ипостасей (Смысл, Имя, Врата), которые могут воплощаться в пророках. Они признают божественность Иисуса, почитают его учеников-апостолов и священные книги христианства, отмечают Рождество и Пасху. Однако в основе их священного писания (Китаб аль-Маджму) лежит текст Корана. При этом они отвергают обрядовые и моральные запреты ислама. Из астральных культов к ним пришло почитание Солнца, Луны, звезд. Нусайриты верят в переселение душ.

Как и у друзов, в общине нусайритов есть элита – посвященные (хасса) и непосвященные (амма). У первых – свои священные книги, скрытый смысл которых для непосвященных недоступен.

В Сирии к нусайритам относятся более двух третей арабов-шиитов (около 1, 5 млн. человек), в том числе клан президента страны Асада, многие чиновники высоких и высших рангов, офицеры и генералы, бизнесмены.

Горожане Верхнего Египта

Самая крупная арабская этноконфессиональная группа – это копты, часть египетских арабов. Собственно, название их и означает "египтянин" (от греческого – aigyptios). Они – потомки древних египтян, принявшие христианство (монофизитского направления) еще в I веке; их церковь (официально она называется Коптская православная церковь) – одна из древнейших христианских церквей, во главе с Патриархом. В наши дни только в Египте у нее более 8 млн. приверженцев. Небольшие группы коптов живут в Судане, Ливии, США, ряде других стран.

Египет был завоеван арабами в 639-642 годах, став позднее частью Арабского халифата. Современные египетские арабы сформировались как этнос в процессе смешения коренного населения (коптов, берберов и др. ) с арабами, отдельные группы которых проникали и оседали в Египте еще в I тыс. до н. э.

После джихада VII века быстро шел процесс исламизации местного населения; переход на язык завоевателей оказался более длительным процессом, он занял несколько столетий, завершившись в основном в XIV веке. Дольше всех – тысячу лет, до XVII века, – противились арабизации египетские христиане, копты – горожане Верхнего Египта. Но и потом – по сей день – коптский язык (последняя стадия эволюции языка древних египтян) сохранился как язык богослужебных книг, частично – как язык литургии (наряду с арабским, по преимуществу). В основе коптской письменности лежит греческий алфавит.

Влияние ислама, исламской культуры проявилось в том, что молятся копты, вымыв руки и повернувшись лицом к Востоку, в головных уборах (но снимают обувь при входе в церковь, как это делают мусульмане, входя в мечеть). Литургия сопровождается пением и музицированием на флейте и ударных инструментах. Распространен среди коптов обычай обрезания крайней плоти у мальчиков (как это делалось, впрочем, еще в Древнем Египте).

Браки заключаются, как правило, только с единоверцами, и это – один из главных факторов сохранения коптской общности как особой группы.

Нестандартные группы

На юге Ирака и в прилегающих районах Ирана живет еще одна "нестандартная" арабская группа – сабии (от арамейского "саби" – погружать в воду); называют их также мандеи, назореи, наорайе д'Иахйа ("исполнители заветов св. Иоанна (Крестителя)" – это их самоназвание). В середине 1990-х годов их было 45-50 тыс. человек. Разговорный язык – арабский, язык священных книг и культа – арамейский.

Религия сабиев – мандеизм ("манда" – "знание" на восточноарамейском языке). Возникла она в Двуречье либо незадолго до н. э. , либо в I-II веках н. э. В ней, как и в ряде других религий Ближнего Востока, переплелись элементы разных верований народов этого региона. Бог, творец и распорядитель всего, помогает людям через посланника-спасителя, который принес на Землю Откровение Всевышнего. Главная священная книга сабиев – "Гинза" ("Сокровище"). Один из самых почитаемых святых – Иоанн Креститель. Обряд крещения совершается обязательно в проточной воде. Для сабиев вообще характерен культ воды, рек, на берегах которых они живут; воду пьют только речную.

Как и другие подобные группы, община сабиев строго эндогамна. Для них характерно многоженство, стремление иметь как можно больше детей (что осознается как выполнение долга перед Создателем).

В этом же регионе проживает еще одна интересная этноконфессиональная общность, но не из арабского мира; это езиды (йезиды; езди), субэтническая группа курдов. Их около полумиллиона человек (впрочем, по их собственной статистике, цифра эта в 5-6 раз больше); расселены в основном в Ираке и Турции; говорят на диалекте курдского языка (один из иранских языков).

В религии езидов – и элементы, и целые комплексы из ислама и христианства (в варианте несторианства), иудаизма и зороастризма. Они признают и Коран, и Библию; почитают как пророков Моисея, Иисуса Христа, Мохаммеда; от христиан переняли обряд крещения, от иудеев и мусульман – обрезание крайней плоти у мальчиков. Их главные священные тексты – "Книга откровений" и "Черная книга" , где изложена (тайнописью) доктрина езидизма.

Основателем религии езидов считается шейх Ади (XI век), он почитается как святой и пророк. Посвященный ему храм и его могила (в Ираке, район города Мосула) – место паломничества езидов.

Дуалистически представляя действующие в мире силы, они поклоняются и светлому, доброму началу (олицетворение которого – Бог – демиург Езд), и темному, негативному (его изображают в виде красивого павлина, называется он Малаки-Тауз); при этом почитание, умилостивление последнего особенно активно, часто, многообразно (чтобы не причинил зла, не наслал беды... ).

В общественном устройстве езидов сохраняется деление на касты муридов (миряне) и руани (духовные лица, во главе которых стоят шейхи); на вершине социальной пирамиды – шейх – потомок шейха Ади.

Религия езидов, связанные с нею ритуалы, формы и нормы социальной жизни, выраженное групповое самосознание настолько выделяют их, отличают от остальных курдов, что фактически они уже стали отдельным от курдов этносом (либо процесс этот – на завершающей стадии).

* * *

В заключение важно, думаю, подчеркнуть, что в арабских/исламских странах конфессионально-общинное сознание и в наше время сплошь и рядом превалирует над общеэтническим, определяя позицию и группы в целом, и каждого из ее членов практически во всех вопросах. Когда мы говорим "Восток – дело тонкое" , необходимо знать и учитывать и эту составляющую данной формулы – я имею в виду этноконфессиональную специфику человека, группы. Иногда она может оказаться решающей.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама