В 1947 году закрытый в 30-ых годах никонианский храм был передан старообрядческой общине и освящен во имя Великомученика Георгия. Долгое время здешняя церковь была центром религиозной жизни для егорьевских старообрядцев, а также для многих старообрядцев из соседних районов.
С возвращением РПСЦ в конце 90-ых годов церкви в Егорьевске алешинский приход стал постепенно сокращаться. С устроением обители связываются надежды на возрождение духовной жизни старообрядцев этих мест.
Мы побеседовали с настоятелем, отцом Александром (Тимофеевым) о дне настоящем и будущем старообрядческой обители.
Отец Александр, как возникла идея создания обители под Егорьевском?
Покойный митрополит Андриан очень хотел создать мужской монастырь. В октябре 2004 года на Освященном Соборе приняли решение о создании монастыря в Алешине. Сначала были разные мысли. Хотели устроить монастырь в Костромской области, там много вымерших деревень, но потом все-таки остановили свой выбор на Алешине.
Здесь к этому располагает само место: недалеко от Москвы, в старинном старообрядческом краю Гуслицах. Есть храм с небольшим приходом, требующий заботы и внимания.
Что за статус сегодня у вашей обители?
Приход. Простой приход. Нужна будет перерегистрация, чтобы стать монастырем. Обителью мы называемся неофициально, хотя все местные жители, да и не местные тоже уже наслышаны, что тут проживают монахи.
Это ведь первый мужской старообрядческий монастырь за долгие годы.
Да, первый, и это радостно. Но, к сожалению наших сил и денежных средств пока не хватает на осуществление всех задуманных начинаний. А ведь у нас довольно много планов.
Скажите, а кому принадлежит земля вокруг: рощица, пустующие поля, так удобные для расширения обители. (Монастырь ютится на трех гектарах земли вокруг Алешинской церкви).
Земли много вокруг, но всё продано. Фактически, мы остались, как бы точнее выразиться, на острове. Получилось так, потому что местные власти не пошли на встречу нам, а продали землю кому-то другому. Сложно сказать, отчего так вышло.
Как отнеслись к вашему появлению егорьевские старообрядцы?
Очень хорошо. У нас приход хороший. Все теперь знают, если здесь монастырь, и мы здесь живем, значит, всегда кто-то есть. Человек умер, приехали сюда, потому что знают – батюшка здесь. Креститься надо, тоже сюда едут. Даже если человеку просто плохо, он приехал с батюшкой посоветоваться.
Получается, мы один из центров местной религиозной жизни.
Есть ли среди ваших прихожан старообрядческая молодежь?
Молодежь как таковая есть, но постоянно посещать храм люди начинают примерно с пятидесятилетнего возраста. Вот как достиг человек 50-летнего рубежа, начинает задумываться. Исключение на Пасху. У нас народу бывает до 250 человек и молодых много. Бывает, спросишь человека средних лет: ты старообрядец? Он отвечает: да, старообрядец. А как часто в храм ходишь? Раз в год, говорит, на Пасху хожу.
Вы говорили, что у обители много планов. Что именно вы хотите сделать?
Сначала построить братский корпус с трапезной, чтобы было, где жить нормально. Хотим построить гостиницу для паломников. Чтобы отовсюду приезжали к нам люди. Люди будут ехать, чтобы пожить немного по монастырскому уставу, помолиться и потрудиться.
Существуют ли какие-то объективные трудности в возрождении старообрядческого монастыря сегодня?
Проблема в том, что для полноценной жизни в монастыре нужны старцы, а в нашей Церкви пока их пока практически нет. К кому я должен идти из братии и открыть свои помыслы духовные? Где тот опытный человек, который может дать тебе совет? Старообрядческого института старчества сейчас нет. Пройдет несколько десятилетий, чтобы он мог возродиться. А без старца – духовного руководителя, монастырь не состоится.