ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Земля церкви

Алексей Соколов :: 10 октября 2008

В России об этом крае заговорили десять лет назад, когда на него обрушились сперва война, а потом жесточайший геноцид. В нашей стране его жителям традиционно сочувствуют, но мы не так уж много знаем о них и их повседневной жизни. А ведь здесь не только живут, но, как и прежде, хранят свою культуру и веру люди, которых мы действительно можем назвать братьями, до того много параллелей в нашей истории, менталитете и взглядах.

Полное название этого края – Косово и Метохия; Метохия в переводе с греческого означает "церковная земля".

Жизнь после смерти

Хотя после войны 99-го количество сербов здесь значительно сократилось, они до сих пор остаются вторым по численности этносом Косово и Метохии. На севере края над деревнями развиваются сербские флаги – здесь и вовсе нет албанцев, даже новая полиция "свободного Косова" комплектуется из сербов. Под сербскими флагами живет и часть шахтерского городка Митровица, разделенного рекой Ибар на сербскую и албанскую части. Это единственное в крае крупное поселение, оставшееся сербским.

Городок сравнительно небольшой и довольно колоритный, а жизнь в нем спокойная и размеренная. Наверное, при других обстоятельствах он мог бы привлекать немало туристов. Старички играют в домино, работают многочисленные кофейни, гуляют по улицам дети. На центральной площади следы местной политической активности – перетяжка с лозунгом "Русио – помози!" – любимый сюжет многочисленных репортеров, постоянно гостящих в городе.

В Митровице можно взять сербское такси и без особых проблем, миновав мост, под охраной КФОР* поехать через албанские земли на юг, в анклавы.

На этих островках сербской жизни и без того весьма прозрачные балканские границы вовсе стираются: никаких КПП и заборов, просто албанские дома на улице кончаются и соседние дома уже сербские, а самый крупный из анклавов, Грачаница, расположен буквально в пяти минутах езды от Косовской столицы Приштины. Сохранился он благодаря монастырю, центру Косово-Метохийской и Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви.

Анклав Грачаница – это длинная улица: слева монастырская стена, справа опять же многочисленные кофейни, без которых балканцы, похоже, не мыслят нормальной жизни – в них постоянно хватает посетителей. Люди сидят, беседуют о чем-то своем и пьют кофе (чай в Сербии не в почете, а черный так и вовсе почитается деликатесом и называется "русским"). Во дворах белых домов с черепичным крышами пасутся куры.

В Грачаницу лучше всего приезжать 28 июня, когда сербы отмечают удивительный и загадочный Видовдан. День величайшего военного поражения в своей истории Сербия вот уже много веков считает своим главным праздником. В 1389 году Османская империя разбила войска князя Лазаря, положив начало пятисотлетнему рабству сербского народа. Но этот день стал днем величайшего торжества сербского духа. По преданию, в ночь перед битвой князю Лазарю было видение – ангел предложил ему выбрать назавтра победу и недолгий, но величественный расцвет сербской империи, или же поражение при условии, что Сербия навсегда останется самой собой и даже под гнетом турок сохранит свою веру... Князь Лазарь выбрал Царство Небесное вместо земного, потерял жизнь, но обрел вечную славу и был причислен к лику святых.

В сербской культуре нет четких разделений между церковными и светскими торжествами. Видовдан – прекрасный тому пример. С ночи Грачаница гуляет, всюду звучит музыка, улица полна молодежи, а с утра в кофейнях яблоку негде упасть. Обязательные для балканских праздников цыганские духовые оркестры дожидаются своей очереди. Но пока во дворе монастыря совершается Литургия – никакой светской музыки. Заигравший было по заказу одного из посетителей кофеен оркестр мгновенно был остановлен весьма авторитетного вида худым мужчиной в черных очках:

– Э! Нельзя! Литургия!

После богослужения музыка будет снова, каждый станет веселиться как умеет: в меру возраста, сил и воспитания. Ведь пророчество сбылось: Сербия жива, и здесь везде от косовских анклавов до белградских парков искренне, а не ради показухи выплясывают привычные балканские танцы под аккордеон, контрабас или скрипку. Пятьсот лет турецкой власти не смогли сломить сербов.

Вот только если приглядеться – вдоль косовских дорог можно увидеть заросшие руины в местах, где еще десять лет назад были деревни. И сегодня спокойная жизнь сербов обусловлена лишь тем, что за десять лет они привыкли к своему положению, ведь столь долгий срок нельзя существовать в постоянном напряжении.

Анклавы живут, хотя ежедневно им грозят блокада или новая резня. И какой бы мирной ни казалась жизнь современного Косова, под слоем повседневного благополучия здесь постоянно живет трагедия. Можно до бесконечности упражняться в знании истории, выясняя, кто виноват больше и кто первым начал. Как и в любой "горячей точке", этот спор непрекращаем. Однако сегодня в крае ситуация довольно очевидна: у власти не албанцы и даже не религиозные фундаменталисты-мусульмане, как иногда говорят. У власти воинствующий национализм, для которого есть "правильные албанцы" и "все остальные". Православные сербы, католики-хорваты, малочисленные деревни горян-мусульман – все пошли под нож в равной степени. А международные силы служат весьма худой и ненадежной плотиной, удерживающей от новой резни.

Владыка края

Архиепископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий постоянно ездит с кортежем из трех машин ООН. Целое отделение бойцов международного контингента круглосуточно охраняет Владыку. Это вовсе не признак особого статуса и почета, а насущная необходимость – просто предосторожность: в Косово есть немало причин опасаться покушений на самого уважаемого и авторитетного серба.

В Косове у Церкви особая роль. За время кризиса политики в Белграде менялись уже не раз. При Милошевиче албанцев жестоко преследовали, а за Косово велась война. Сегодня там пытаются заигрывать с Западом. Но пока "патриоты" и "западники" выясняют друг с другом отношения, делают ходы и "жертвуют фигуры", должен быть кто-то, кто заботился бы о жителях Митровицы и сербских деревень.

Церковь регулярно распределяет в крае гуманитарную помощь, развозя ее по отдаленным анклавам. Она же служит главной связующей силой между сербскими общинами. После вывода российского военного госпиталя бригада врачей из монастыря в Грачанице – чуть ли не единственная возможность для косовского серба получить медицинскую помощь, потому что албанские больницы сербов не принимают. И совершенно очевидно, что архиепископ Артемий является фактическим главой косовских сербов; по крайней мере, авторитета у него значительно больше, нежели у заезжих белградских политиков.

В Косово будто вернулись прежние времена, когда под властью Османской империи именно Церковь была главным заступником сербов и организатором их жизни.

– То, что мы делаем, – не политика, и мы – не политики, – объясняет владыка Артемий. – Мы не боремся за какие-то политические цели, политическое влияние. И это не ново для истории Сербии и Сербской Церкви, да и других православных народов. Очень часто бывало, что народ оставался без государства и всех государственных институтов (скажем, во времена оккупации и рабства). Но с ним всегда и во всех обстоятельствах оставалась его Церковь, которая брала на себя функции государства и других институтов по сохранению своего народа. Такое время настало сейчас для сербов в Косове и Метохии, и мы стремимся поступать так, как и наши славные и святые предки. Это никоим образом не мешает и не вредит основной миссии Церкви в этом мире – заботе о спасении вверенных ей душ и духовном воспитании паствы.

Поразительным образом, несмотря на гонения, положение Церкви в Косове лишь укрепляется. В 2004 году здесь началось возрождение Баньского монастыря, пребывавшего в запустении около пятисот лет. Сегодня в древней средневековой обители живут шестеро насельников, а общее число монахов в епархии выросло с 1991 года более чем в двадцать раз, достигнув двухсот пятидесяти человек. В основном это молодые люди до двадцати пяти лет.

Одна из важнейших проблем епархии – отношения с ЮНЕСКО. Вот уже несколько лет в крае действует программа по возрождению разрушенных храмов, однако то, как это происходит, не нравится владыке Артемию.

– ЮНЕСКО – международная организация, которая должна была бы заботиться о выдающихся памятниках культуры мирового значения. Существуют международные нормы, Гаагская Конвенция 1954 года, законы, на которые должна быть ориентирована ее деятельность, – напоминает он, – и наше противление, которое действительно существует, ставит перед собой цель как раз защитить международное право в отношении культурного наследия.

Епархию в первую очередь смущают попытки переписать историю. Сербские храмы в официальных документах ЮНЕСКО уже называются "косовскими", а их руины давно стали достопримечательностью сами по себе. Албанцы уже делают на них свой туристический бизнес – привозят повздыхать о былом малосведущих гостей из России и из других просербски настроенных стран. Показывать развалины и рассказывать ужастики при этом выгодней, чем говорить о сербской культуре и о ее величии.

Фактически помешать этому может лишь одна сила – Косово-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви. Именно ей сегодня приходится отстаивать сербскую культуру. И пока это удается.

Без неволья нет богомолья...

Может показаться, что для сербов Православие – всего лишь традиция или средство сохранить свою национальную уникальность. К сожалению, во многом это так, и не последнюю роль здесь сыграло опять же османское владычество. Тогда христианство нашло в себе силы выстоять перед лицом гонений, но эти века наложили свой отпечаток на веру сербов и на то отношение к Церкви, которое приходится преодолевать современным проповедникам.

Если ехать по крупным сербским магистралям, православных храмов практически не видно. Это вовсе не значит, что их нет, просто в свое время христианские церкви можно было строить лишь так, чтобы их не видели проезжающие по дорогам. Еще один пример – сербские славы, традиционные праздники святого покровителя семьи. Слава – главный семейный праздник, повод одновременно для застолья и для молитвы. Возникла эта традиция опять же во времена, когда турецкие власти не разрешали публичных богослужений, но дозволяли приглашать священников в дом для совершения треб. Кочуя из семьи в семью, сербы служили регулярные молебны особо почитаемым святым.

Все это сохранило в народе почтительное отношение к Церкви, к священникам и к христианской традиции. Но в то же время церковное здесь сильнее, чем в России, растворилось в бытовом.

В XX веке по Православию в Сербии был нанесен еще один удар. Коммунисты во главе с Тито продержались у власти всего сорок лет, да и гонений на Церковь, подобных тем, что были в России, здесь не случилось, но этот период тоже наложил свой отпечаток. Он не разрушил вековых традиций, но еще сильнее выхолостил их первоначальный смысл.

Впрочем, почтение, которое сербы испытывают в отношении Церкви, ее авторитет, да и сами народные традиции – все это крепко связывает людей с той верой, которая веками определяла характер жизни их народа. И сегодня это становится главной причиной их возвращения к ней.

– Сербы – набожные и верующие люди, хотя и не очень церковные, – говорит владыка Артемий. – Они не часто ходят в храм, но хранят веру и готовы за нее пострадать. Не скажу, что я доволен сегодня тем, сколько людей приходит в наши церкви. Однако по сравнению со временами Тито ситуация заметно улучшилась. Особенно радует, что храмы наполняет в основном молодежь. Ведь младшим мир остается.

Ситуация похожа на российскую, с тем разве что исключением, что для Сербии не столь актуален конфликт между религией и светским обществом. К примеру, вот уже пять лет в стране благополучно действует система преподавания Закона Божия. Этот вероучительный предмет входит в число курсов по выбору. И количество желающих учить его постоянно растет.

Во многом это объясняется стремлением сербов вернуться к своему традиционному мировоззрению, постараться как-то переосмыслить его сейчас, когда после распада Югославии страна переживает кризис идей и ценностей.

Особенно остро это заметно в Косове.

– По моим наблюдениям, в анклавах верующих людей значительно больше, чем на "большой земле", – рассказывает Велько Сикирица, прихожанин Свято-Предтеченского собора города Вашингтона, один из активистов американского движения в защиту Сербии. – Эти люди пережили катастрофу, они и сегодня живут под постоянной угрозой гибели. Но именно они, не понаслышке знающие о смерти, чаще всего становятся настоящими искренними христианами.

Иеродиакон Пимен из косовского монастыря Баньска регулярно принимает в обители паломников из разных уголков Сербии.

– Наш монастырь – важный духовный центр, в который стремятся попасть верующие. Но здесь бывает немало и тех, для кого это просто символ их национальной гордости, – говорит он. – Такие люди приезжают просто из патриотических соображений, но со временем многие из них глубже начинают понимать Православие и постепенно приближаются к нему. Этот переход от культурного к религиозному пониманию христианства – вопрос очень сложный, на него нельзя ответить двумя словами. Могу лишь сказать, что многое, конечно, зависит от нас, монахов, и от того, как мы встречаем наших гостей, и как много объясняем им, но при этом обязательным условием является желание самих людей разобраться, их духовная воля. К сожалению, многим сербам сегодня как раз не хватает именно силы воли, необходимой для духовной работы. Их воля расслаблена, увлечена западным потребительством. И это еще одна проблема, которую мы стараемся преодолеть.

...Пожалуй, единственным положительным итогом последних десяти лет жизни косовских сербов как раз и стало их возвращение к корням. Во времена турецкого владычества здесь родилась поговорка: "Без неволья – нет богомолья". Сегодня она вновь актуальна.

Культурная эволюция

После войны вместе с остальными сербами из Приштины бежали преподаватели и студенты городского университета. С тех пор приштинских университетов два – албанский остался в городе, сербский обосновался в Косовской Митровице, став там главной опорой и градообразующим элементом.

Дело даже не в том, что именно его студенты-добровольцы защитили в свое время сербскую часть города от вторжения албанцев. Просто, если бы не университет, Митровица пала бы без единого выстрела.

Производство на руднике Трепче давно не работает: шахты в руках албанцев, завод остался на сербской территории. Другой работы тоже нет, люди живут за счет гуманитарной помощи и тех средств, которые удалось выручить, продав албанцам свои дома на юге. Молодежь либо уезжает, либо продолжает жить в медленном ватном мире, где за десять лет выросло уже целое поколение – без работы, без каких-либо перспектив, кроме судьбы иждивенца при грошовых пособиях от ООН и ЕС.

Только университет продолжает притягивать к себе новые силы и новых энергичных людей. Ежегодно сюда поступают студенты из Сербии и других республик бывшей Югославии. Это, пожалуй, единственные сербы, которые не бегут сегодня из Косова, а возвращаются в него.

– Сохранить эту землю мы можем только одним способом – остаться здесь жить, – говорит ректор университета Радивое Папович. – А чтобы жизнь на этой территории была не осадным сидением, необходимо развивать все институции, дать людям возможность получать образование, развиваться. Необходимо дать им переспективу. Существование Университета в Косовской Митровице дает надежду на то, что Косово остается сербским и будет сербским всегда.

Не последнюю роль в популярности университета играет кафедра русского языка и литературы.

– Мы стараемся возить ребят в Россию, особенно тех, кто живет в Косове, – говорит ее профессор Ирина Антанасиевич. – Многие из них ведь и не видели ничего, кроме своих анклавов, для них Москва – настоящий шок, они такого даже представить себе не могли! И эти поездки очень важны для них, потому что самое страшное для косовского серба сегодня – это остаться навсегда в своем узком мире, куда его загнали обстоятельства. Косово не нуждается в стиральном порошке и крупе, которую присылают сюда в качестве гуманитарной помощи, косовские сербы задыхаются в первую очередь от изоляции. Разомкнуть границы анклавного мирка – основная задача на сегодняшний день. Беда только в том, что профессора из России не слишком спешат читать лекции в Косовском университете. Французы в этом плане гораздо более активны...

Русская культура всегда играла особую роль в жизни сербов, во многом потому, что именно культура и ее первооснова объединяют больше всего. Глядя на нас, сербы сравнивают, делают выводы и ищут те потерянные за традицией смыслы, которые легли в основу их христианской цивилизации.

Наверное, лучшее, что мы можем сделать, – это постараться помочь им и, в свою очередь, внимательно присмотреться к Сербии.

Быть может, и мы что-то поймем о себе?

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама