ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Тактика такта

Людмила Папилова :: 10 октября 2008

С начала 90-х годов не утихают дискуссии об охране и развитии Соловков. Спорят три главных хозяйственных субъекта: местная муниципальная власть, Соловецкий монастырь, Соловецкий государственный музей-заповедник.

Соловецкий архипелаг включает в себя целый свод памятников, археологических, культурных, природных: уникальные природные комплексы, каменные лабиринты эпохи неолита, скиты, часовни и храмы монастыря, объекты времен ГУЛАГа. И все они нуждаются в охране. Но вот в охране от кого?

Различные точки зрения находят свое отражение в открытых письмах. Недавно, по инициативе Московской киношколы в Интернете собирали подписи против проведения на островах учений МЧС, среди подписантов были, например, ректор ПСТГУ прот.Владимир Воробьев, артист Олег Янковский, правозащитник Валерий Абрамкин и др. И почти в это же время шел сбор подписей под другим письмом: "Открытое письмо Владимиру Путину против передачи Соловецкому монастырю всех памятников Соловков" – под ним подписались, например, замгендиректора "Норникеля", известный византолог, директор Соловецкой средней школы... Пишет Путину и Общественная палата РФ – об опасности превращения духовно-исторического места в зону развлекательного туризма. А тем временем под стенами древнего монастыря, вблизи братского кладбища жертв ГУЛАГа проводятся фестивали джаза, слеты бардовской песни, шумят спортивные регаты и палаточные лагеря, планируется строительство новых гостиничных комплексов – это Соловецкий музей-заповедник ежегодно организует культурно-просветительные акции.

Соловки – место особое, святое для России. И жить здесь надо... ну если не свято – то хорошо, достойно надо жить. С этим все согласны. И вроде обе стороны пекутся исключительно о национальной святыне, но диалога почему-то не получается.

Не вполне ясно, почему вообще обсуждается вопрос передачи Соловецкого монастыря Соловецкому же монастырю? Какие тут еще могут быть собственники? Отчего бы монастырю не принадлежать самому себе? Иначе просто экспроприация какая-то в демократическом-то государстве!..

гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв

гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв

"У Соловецкого монастыря в настоящее время нет сил, чтобы полностью взять на себя поддержание исторических памятников на островах" – прокомментировал гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв на пресс-конференции, посвященной 20-летию "Комплексной научной экспедиции на Соловецкий и Валаамский архипелаги". Именно участниками экспедиции впервые был поставлен вопрос об особом статусе Соловецких островов. "Особый статус, особое финансирование и самое главное – с особой охраной, причем охраной физической", – продолжал Сергей Юрьевич.

доктор географических наук Борис Борисович Родоман

доктор географических наук Борис Борисович Родоман

Они молодеют на глазах, рассказывая о событии двадцатилетней давности. "Наша экспедиция проходила в переходный период, когда администрация понимала, что ветер подул в другую сторону, но не знала, куда ей бежать: за ветром или против", – вспоминает участник экспедиции, ныне доктор географических наук Борис Борисович Родоман. Это теперь они авторитетные ученые, ведущие специалисты, и профессора, а тогда – молодые сотрудники НИИ, географы, экономисты, социологи, биологи. Весной 1988 года они обратилась в Советский Фонд культуры с предложением организовать экспедиции на Валаам и Соловки и разработать программу по возрождению святых для России мест. Фонд поддержал.

Из экспедиции вернулись вдохновленные неожиданными открытиями. "Что вы привезли?" – спрашивали коллеги. "Идею!" – отвечали они.

Это была совершенно новая охранная идея – идея особых историко-культурных и природных территорий, культурных ландшафтов, когда под защитой оказывались не отдельно стоящие памятники, а весь комплекс, весь жизненный уклад, с обрядами, обычаями, промышленными и хозяйственными технологиями. Надо заметить, к чести отечественной науки, что такой принцип охраны ныне признан наиболее перспективным, но наши ученые вооружились им даже раньше, чем в ЮНЕСКО. На идеи и выводы команды "Комплексной научной экспедиции" опиралась культурная политика нашего государства в начале 90-ых годов. А в 92-ом, в развитие этой идеологии, был создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия.

"Разрыв между природой и культурой, связанный с ведомственным подходом, для нас просто стал неприемлем, культура и природа стали комплексом, – поясняет один из инициаторов экспедиции, а теперь директор Института наследия профессор Ю.А.Веденин. – Когда мы, действительно, хотим решить проблему, надо не ограждать ее, а думать о контексте – социальном, экономическом, политическом. В охране такого объекта как Соловки самое главное – вопрос такта и уважение к тому, что есть. К сожалению, это на последнем месте всюду. Причем, это чувство такта теряют иногда все участники процесса..."

Принцип решения спорных вопросов подсказывала сама многовековая история монастырей на островах. "Это замечательный образец сбалансированных поселений, пример сосуществования людей в гармонии с природой, который надо было изучать, как экологический опыт", – отметил Б.Б.Родоман.

Соловецкая обитель в прежние времена принимала в год до 15 тысяч паломников. Для них в монастыре держали специальные пароходы. Здесь работали заводы – салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, была мукомольная мельница, многочисленные мастерские – сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, кузница и другие. При монастыре действовали начальное училище и иконописная школа. Здесь безупречно функционировала система водоснабжения, начало которой положил еще святитель Филипп, управлявший монастырем в 1561 г. В монастыре проживали и монашествующие (число их доходило до 600), и послушники, богомольцы и "трудники", вольнонаемные служащие и рабочие – всего до 1000 человек. Расходы монастыря составляли ежегодно от 150 до 155 тысяч рублей, а доходы – 160 – 170 тысяч. Кроме богомольцев, выручку приносили рыбный и охотничий промыслы, прочие хозяйства, пароходы: монастырь имел несколько парусных судов и 4 парохода. Был свой экипаж, 180 голов лошадей, рогатого скота – 80, овец – 150...

Разумеется, опыт прошлых веков не перенести механически в наше время. Но знать и учитывать его полезно. Во всяком случае, вызывает доверие готовность и.о. наместника ставропигиального Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Мефодия (Морозова) заняться проблемами реставрации комплекса: возможно в руках Церкви это было бы эффективнее и экономичнее, чем в светских органах.

Но большая часть памятников сейчас на балансе музея. Правда, и создан он был раньше (в 1967 г.), чем возродилась монашеская жизнь в обители (1990 г.). Соответственно и проблемами реставрации музей стал заниматься почти с самого начала восстановления комплекса. Музей даже функции по охране выполнял – до 1993 года. Потом законодательство изменилось, и с тех пор никакой охраны там нет. Не смотря на то, что решением генеральной ассамблеи ЮНЕСКО от 14 декабря 1992 года историко-культурный ансамбль Соловецких островов включен в список памятников всемирного наследия, на его территории действуют те же нормативные и законодательные документы, которые распространяются на любое поселение РФ.

Без охраны Соловки погибнут. Это уже всем очевидно: и монастырю, и музею, и местной администрации. Ведь основным источником доходов местного населения стал в последнее время туризм. Сезон длится всего три летних месяца: какое уж тут бережное и уважительное отношение, когда надо успеть заработать. Соловчане берут за постой по 800 рублей в день. Раньше люди приезжали и жили на теплоходах. Сейчас обустроено 6 гостиниц, из них 5 частных – и никаких очистных сооружений. По статистике в прошлом году на Соловках побывало около 40 тысяч гостей. Дороги не выдерживают наплыва туристов, загрязняются источники, леса....

Весьма поучительно тут вспомнить историю Нового Валаама – монастыря, созданного в Финляндии перебравшимися туда монахами с Валаамского архипелага, когда после окончания войны между СССР и Финляндией острова перешли Советскому Союзу. Переселенцы постарались воссоздать все, как на было на Родине. Так вот теперь там у них все как у нас – но никакой проблемы с охраной ландшафта!.. Почему? Наверное, потому что законов побольше и амбиций поменьше.

По убеждению Сергея Житенёва, решение этой проблемы нужно доверить научным экспертам: "К их мнению должны быть пристегнуты государственные законодательные ремни, которые бы регулировали ситуацию. Как только все передается людям, живущим на этой земле – всегда война, конфликт. Мы будем развивать идеи, когда во главу угла ставится вопрос сохранения уникальных территорий, традиций, наследия. Соотнесение всех интересов с точки зрения таких приоритетов – главная наша задача. Если превалирует что-то другое – вся деятельность лишается смысла. Сегодня очень изменилось правовое поле, изменились экономические отношения, но те выводы, которые сделали наши экономисты в ходе экспедиции – это очень серьезные выводы, их актуальность до сих пор сохраняется..."

Тогда под этими выводами подписался сам Дмитрий Сергеевич Лихачев. Выделение Соловков, как особо охраняемой и уникальной территориb, с границами отдельных памятников архитектуры, с детально разработанными технологиями сохранения – все это было сформулировано 20 лет назад и передано в правительство для принятия законодательных актов. Сначала материалы рассматривал Верховный Совет СССР – в 89-м году, в 90-м, потом Государственная Дума – в 93-м, в 94-м... "Из нынешнего закона об охране наследия, принятого не так давно (в 2002 г. хотя мы его подготовили в 89-м), и из нормативных документов ушла идея, которую мы пробивали. Наши предложения государство помножило на ноль..." – подвел черту Сергей Юрьевич.

"Человек живёт не только в природной среде, но в среде, созданной культурой его предков и им самим, – писал Д.С. Лихачёв. – Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности". Значимость историко-культурной среды для существования и развития мыслящего и нравственного человека трудно переоценить.

Как сообщили в Министерстве культуры Российской Федерации, сейчас здесь готовятся материалы для обращения в правительство РФ по вопросу о присвоении Соловецкому архипелагу статуса объекта культурного наследия – достопримечательного места. Значит, он становится объектом охраны. Не такой жесткой охраны, какую по законодательству имеет, например, категория "памятник культуры", но все же обеспечивает защиту действенную, а главное, самую скорую в процедуре утверждения. Это первый шаг к спасению. Дальше будут прорабатываться границы, регламенты, принципы и технологии охраны. В идеале – создание специальной программы, особого местного закона, по которому будут жить и население, и музей, и монастырь – все, и те, кто стремится модернизировать жизнь на Соловках, и те, кто придерживается традиционных взглядов.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама