Святые отцы о зависти
– Значит зависть – это противоположность любви?
– Вот именно. Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. "Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть "яко бози", и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа".
Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. "...где зависть и сварливость, там неустройство и все худое" (Иак. 3, 16). "Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть", – говорил Иаков, брат Господень.
Зависть является величайшим злом для души. "Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она". "От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие". "Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание". "После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть".
"Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных", – Василий Великий.
Человек часто считает, что достоин того-то, а другой – нет. В сущности это зависть. Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.
Я обратил внимание, что слово "зависть" не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова "безбожник" – Бог, а "без" – только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть – в основе ее "зависимость" от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему – появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.
– Зависть – это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.
– Сатана хотел быть независим от Бога. "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.
Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.
Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.
Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему "Судия неправды"? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.
Проявления зависти
– Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?
– Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.
– То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?
– Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: "Да зелен еще".
– Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?
– Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.
Это начинает проявляться и в речи: "Кругом одни негодяи", "понаехали тут", "кругом одни дураки"... Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.
– Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.
Но "старого учить, что мертвого лечить". Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.
Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: "Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?".
И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.
– В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?
– Есть такое замечательное изречение. "Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.
Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.
– Кстати, иногда говорят о "белой зависти". Что это такое?
– Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о "белой зависти", наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.
Если можно так сказать, белая зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других это не зависть.
– А бывает ли зависть к святости святых?
– Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.
Апостол Павел призывает: "Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.
Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. "А что Бог творит, никому не говорит".
– Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?
– Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: "Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лк. 10, 20).
Зависть не дает человеку ничего
– В современной рекламе очень часто звучит слово "зависть". Например, говорится, что, когда у тебя будет эта вещь, все будут тебе завидовать, "подруги умрут", а "одноклассники лопнут" от зависти".
– Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: "В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал". Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны разные или похожие стороны одного человечества.
– Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.
– Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: "Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин". Очень хорошо сказано.
– Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?
– Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: "Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.
Вспомните поговорки о зависти. "Где счастье, там и зависть". "Завистью ничего не возьмешь". "В зависти нет корысти". Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.
Зависть – слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.
– Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?
– Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.
Есть такое мирское выражение: "Человек все понимает в меру своей испорченности".
Источник: Православие и мир