ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кризис духовной школы конца XIX – начала XX вв

Александр Мраморнов :: 15 октября 2008

Кризис духовной школы конца XIX – начала XX вв

Эпоха начала XX в. по логике исторического развития страны должна была принести обновление во многие отрасли общественной, государственной, духовной жизни. К несчастью, история распорядилась так, что получившееся слишком радикальным обновление на деле привело в 1917 г. и в последующий период к необратимому слому прежней структуры общественных отношений и управления. Между тем и в годы, предшествовавшие первой русской революции, во время нее и в особенности – в "третьиюньский" период шли поиски путей мирного решения накопившихся проблем. Сказанное прекрасно видно на примере системы православного духовного образования и ее центрального звена – семинарий.

До сих пор вопрос о кризисе духовной школы конца XIX – начала XX в., его причинах, сущности и намеченных современниками путях его преодоления остается малоизученным. Автором доклада лишь недавно предпринята попытка разобрать перечисленные вопросы на примере важнейших источников, относящихся к российской духовной школе в целом, а также на материалах конкретной семинарии – саратовской. Дальнейшая рефлексия над представленным в вышедшей в этом году монографии материалами, а также продолжение работы с источниками позволяют говорить о сущности кризиса и путях выхода из него следующее.

С момента учреждения православных духовных семинарий при Петре I в их функциях было заложено противоречие, со временем ставшее достаточно заметным, а в эпоху великих реформ уже довольно ощутимо давшее о себе знать. С одной стороны, духовные школы готовили будущих священнослужителей, с другой – давали образование детям уже служащего духовенства, которые совсем не обязательно желали пойти по стопам отцов.

Кризис семинарий начала XX в. был обусловлен не только этим давним противоречием, но и фактически подготовлен политикой по отношению к Церкви обер-прокурора К.П. Победоносцева. В начале 1880-х гг. была намечена и осуществлена реформа духовных академий, которая, как показала Н.Ю. Сухова, готовилась в течение достаточно длительного времени. Что же касается "реформы" семинарий, которую по аналогии с другими мерами правительства Александра III можно назвать принятым в историографии термином "контрреформа", то она была проведена поспешно, вслед за академической (по принципу "академии реформировали – реформируем и семинарии"). Комиссии, разработавшей семинарский Устав 1884 г., отвели на работу менее месяца. Устав упразднял выборность преподавательской корпорации, ректора и инспектора семинарии. Учебные программы, предусмотренные Уставом, пришлось корректировать уже через два года после его утверждения. Тогда же, в 1886 г. былые бурсацкие протесты приобрели совершенно новую форму, и дело дошло до физического насилия: в тифлисской семинарии ректор протоиерей Чудиецкий был убит воспитанником Лагиевым.

Череда волнений не случайно, на наш взгляд, совпала с принятием нового Устава, который постепенно "обрастал" многочисленными подзаконными актами (циркулярами, синодальными указами, журналами, инструкциями). Это принятие было лишь конкретным осязаемым проявлением процесса победоносцевского забюрократизирования "ведомства православного исповедания", которое на деле оборачивалось замалчиванием, игнорированием реальных проблем Церкви, в том числе духовного образования.

Получалось, что над Церковью довлела мощная бюрократическая система в виде обер-прокуратуры, но именно системного подхода к ее проблемам не было. Проявлением невозможности в рамках существующего управления духовно-учебными заведениями решить их насущные проблемы стал перманентный кризис семинарий, имевший место в первые годы XX в. Показателем кризиса управления духовной школой стала инициированная Победоносцевым работа комиссии по пересмотру Устава 1884 г. Будучи учрежденой в 1896 г., комиссия работала почти 10 лет (sic!), но Устав так и не был пересмотрен. Ограничились частными мерами, например новыми изменениями в учебных планах.

На фоне затяжной и, в конечном итоге, неудавшейся реформы с 1900 г. возникает всероссийское движение воспитанников, которое автором этих строк предложено называть "антисеминарским". Оно было связано с нежеланием значительной части детей духовенства готовиться к принятию священного сана, то есть со стремлением обучаться в светской школе. При этом оно было фактически направлено против самой идеи семинарского (духовного) образования.

Время революции 1905 – 1907 гг. – это кульминация антисеминарского движения. Доходило до массового закрытия духовных школ. Оппозиционно настроенные семинаристы вливались в революционное движение, смогли провести несколько всероссийских "семинарских" съездов. Продолжилось физическое сопротивление наставникам: в течение первого десятилетия XX в. произошел целый ряд убийств воспитанниками своих учителей (последним стало убийство инспектора Целебровского в саратовской семинарии).

Что же касается педагогов духовных школ, то они, в отличие от своих подопечных и многих других корпораций и социальных групп России, так и не сумели объединиться при "старом режиме". Лишь в мае революционного 1917 г. они собрались на свой первый и единственный в истории съезд.

Пути выхода из кризиса были намечены в период первой русской революции. Многие предлагали отделить собственно духовную школу от гимназии "для духовных". Практических мер для этого, правда, сделано не было. Но межреволюционный Синод нельзя упрекнуть в полном бездействии в духовно-учебной сфере. Большое внимание уделялось воспитательной "части" семинарий. Накануне Первой мировой войны был введен институт классных воспитателей. Даже небольшое уменьшение численности учащихся в некоторых семинариях межреволюционного периода помогало стабилизировать обстановку в них. И, возможно, они бы и пошли по пути превращения в достаточно престижные, даже "элитарные" учебные заведения. Но исторического времени не хватило. Решения духовно-учебного съезда и Поместного собора 1917 – 1918 гг. лишь только начали проводиться в жизнь, но в большинстве своем остались невыполненными. К началу 1918/1919 учебного года старая духовная школа почти повсеместно прекратила свое существование.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама