ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Монашество и постиндустриальное общество

Игумен Спиридон (Баландин) :: 15 октября 2008

Некоторое время назад я обратил внимание на книгу авторитетных американских футурологов Элвина и Хейдли Тоффлеров "Революционное богатство" ("Re – volutionary Wealth"), в которой обнаружил впечатляюще логичные и смелые предсказания грядущего постиндустриального будущего. В целом эта книга дает богатую пищу для размышлений.

По мысли авторов, историю человечества можно разделить на три эпохи: аграрную, индустриальную и информационную. Для аграрной цивилизации, символом которой является плуг, характерны, в частности, примитивное выращивание продукта с небольшими излишками; многодетная семья как трудовая ячейка сельскохозяйственного общества; голод и бедность как норма жизни. Индустриальная цивилизация, символом которой является станок, появилась в середине XVII века и привела к строительству фабрик, урбанизации и секуляризации. Люди эпохи массового производства, образования, информации, культуры научились производить продукт со значительными излишками (что позволило обществу посредством торговли существенно поднять уровень жизни); дали жизнь "нуклеарной" семье (жена-домохозяйка, двое-трое детей и работающий муж) и тотально загрязнили окружающую среду. Информационная цивилизация рождается в наши дни и характеризуется производством нематериального продукта: услуг, мышления, знания, а также персонализацией времени, надомным трудом и культурой одиночества. В формате новой эпохи институт семьи претерпевает самые радикальные изменения: мужчины и женщины – одиночки, бездетные семьи, гомосексуальные пары и семьи с одним ребенком становятся нормой. Индустриальная цивилизация принесла в мир массовость, информационная – освобождает от нее производство, рынки, общество.

По мнению Тоффлеров, основные общественные институты в развитых странах сегодня с разной скоростью претерпевают реформацию в соответствии с требованиями новой постиндустриальной эпохи. Наиболее динамично видоизменяется бизнес; вслед за ним лихорадит институт семьи, которая в аграрном обществе была сельскохозяйственной производственной командой, воспитывала детей, лечила больных и заботилась о престарелых. В индустриальную эпоху место работы человека переместилось на фабрику, образованием начали заниматься школы, лечить больных – врачи в медицинских центрах, а забота о престарелых была возложена на государство. В настоящее время в развитых странах наблюдается обратный процесс, демассификация, возврат к "надомничеству".

Сегодня российский бизнес и образование работают по западным схемам и образцам. Остановить этот процесс не представляется возможным, и стремительные, драматичные изменения, которыми охвачен современный зарубежный бизнес, неминуемо коснутся и уже касаются наших соотечественников. Я имею в виду всё большую индивидуализацию работы и рабочего времени, мобильность, глубокую компьютеризацию всех сфер деятельности человека, революционное изменение понятий о семье, немыслимое для аграрной и индустриальной эпох повышение уровня жизни и, наконец, становление самодостаточного во всех отношениях индивида стандартным членом общества.

Итак, с какими глобальными вызовами столкнется Церковь в самое ближайшее время?

В первую очередь, это проблема девальвации консультативного авторитета священства, имеющая основной своей причиной возможность самообразования, как через Интернет, так и посредством огромного количества свободно распространяемой духовной литературы. Во многих дисциплинах молодые и успешно обученные люди могут быстро усваивать большие по объему потоки информации, превосходя по уровню знаний провинциальное духовенство, имеющее, как правило, лишь заочное семинарское образование и не владеющее навыками работы с компьютером. Уже сейчас некомпетентное или неловкое публичное высказывание иерея вызывает насмешки начитанной верующей молодежи...

Впрочем, претерпят девальвацию и мнения предыдущих поколений. По мысли Тоффлеров, в медленно меняющихся аграрном и индустриальном обществах стариков уважали за то, что они знали будущее – оно никак не отличалось от прошлого. При нынешних темпах перемен огромная часть старого знания о жизни уже превратилась, с точки зрения современного человека, в бесполезный утиль.

Дальнейшие процессы индивидуализации сознания возможности безграничного самообразования при отсутствии смирения (современное внецерковное общество в целом не учит этой добродетели и воспевает гордость) могут приводить напитавшихся духом мира сего христиан к отрицанию авторитета Церкви в толковании Священного Писания, когда общепринятое понимание святыми отцами того или иного библейского стиха ставится не выше собственного мнения. Что тут сказать? "Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и поклонении самому себе. Они – утонченное, трудно понимаемое и трудно отвергаемое идолопоклонство" (свт. Игнатий Брянчанинов).

Процессы ускоренного развития, в которые люди вовлекаются на работе и в быту, не могут не вызвать десинхронизацию с не изменяющимся веками догматическим учением Церкви, архаикой богослужения и традиционными устоями церковной жизни. И именно из этой динамичной и самостийной по духу мирской среды будут проистекать все усиливающиеся требования перемен.

Итак, образованная самодостаточность и духовная гордость; стремление персонализировать и видоизменить церковную жизнь под себя, вместо того чтобы претерпеть изменения самому; откровенная непокорность и неуважение к иерархии – вот те основные проблемы, которым придется противостоять пастырям в самое ближайшее время.

Самообразование естественно для информационного общества и, судя по всему, различные его формы будут вскоре определяющими в сфере получения знаний, поэтому пытаться запрещать или тотально контролировать этот процесс невозможно, глупо и бесперспективно. Однако повышение качества преподавания в воскресных школах (которые имеются практически при каждом приходе и монастыре), православных гимназиях, семинариях, на курсах ОПК, на кафедрах теологии в светских вузах, дальнейшее развитие деятельности Свято-Тихоновского гуманитарного университета и организация подобных университетов в крупных мегаполисах помогут направить процесс духовного самообразования в правильное церковное русло. Пора перераспределять финансовые потоки от храмоздательства к университетостроению уже сегодня, в крайнем случае, завтра – потому что послезавтра, возможно, будет поздно...

В связи с этим встает проблема образованности самого священства, преподавательского состава. Наиболее статичным в Церкви является монашество, и, естественно, оно уже сейчас принимает на себя всю ярость критики сторонников "синхронизации" Церкви и мира сего. Монастырь представляет собой братство, единое целое на основе взаимного смирения и послушания со многими ограничениями в свободе поведения, что никак не вписывается в процесс демассификации общества, в культуру индивидуальности и лозунг "запрещено запрещать". Однако консерватизм ради консерватизма в среде иноков не может быть поощряем: он обязан стать просвещенным. Сегодня наиболее остро проблема необразованности и невежества затрагивает именно монастырскую среду, черное духовенство. И если мнение, что у Церкви два легких – приходы и монастыри, верно, то болезнь хотя бы одного из них делает всю церковную жизнь нездоровой.

Я считаю, что позиция наместников и духовников некоторых обителей – мол, "монаху образование не нужно", – неверна в корне, учитывая реалии XXI века. Все способные к обучению насельники монастырей обязаны получать хотя бы заочное систематическое образование в семинариях, а достойные – в академиях. Братья, занимающие руководящие и преподавательские должности в монастыре, должны уметь работать с компьютером и чувствовать себя в Сети, как рыба в воде. Но получение необходимого для XXI века уровня образования всеми способными как основное послушание – это еще не все, что должно измениться в монастырской жизни...

Наряду с развитием классических монастырских послушаний следует всячески поощрять желание способных братьев овладеть навыками программирования, выявлять художественно одаренных и развивать их таланты при помощи оплачиваемых специалистов в области, скажем, компьютерного дизайна, цифровой фотографии, документальной видеосъемки. Вспомним, что в древности монастыри были не только центрами подвижничества, но и очагами учености, культуры (понимаемой как возделывание и украшение бытия) и даже политической жизни. В обителях процветала иконопись, изготовляли фрески и мозаики; шили великолепные богослужебные одежды; переписывали, собирали в библиотеки и писали книги, осуществляли переводы; составляли летописи. Благодаря многочисленным вкладам монастыри становились хранилищами величайших национальных сокровищ. Увы, но в наше время наиболее распространенным послушанием за монастырскими стенами является послушание разнорабочего. Огородничество, садоводство и животноводство (т.е. выращивание продукта), эти незыблемые столпы аграрной эпохи, во многих монастырях ныне экстенсивно развиваются посредством бесплатного труда насельников, которые после рабочего дня и вечернего богослужения просто падают без сил в кровать, чтобы с утра по звону колокольчика после полунощницы взять в руки лопату или грабли и выйти на поле.

О каком образовании в таких условиях может идти речь? Как верх прогрессивности расценивается организация при монастыре какого-нибудь примитивного индустриального производства, например столярного, слесарного или конвейера по изготовлению печенья с православной символикой. Есть, правда, и приятные исключения, когда при монастыре успешно организуется высокотехнологичное, например полиграфическое, производство. Что касается монастырских интернет-сайтов, то большинство из них, увы, создано и обслуживается не монахами. Однако и здесь есть обнадеживающие исключения.

Вопрос в том, хотят ли монахи быть музейными экспонатами, проживающими в заповедниках-резервациях на потеху туристам, или полноценными членами современного постиндустриального общества? Дребезжащая пилорама, тонны железной стружки, рассуждения о вреде паспортов и вездесущих масонах в XXI веке не вызовут сочувствия и понимания в образованной среде.

Давайте в качестве примера посмотрим на прогрессивный опыт Белградско-Карловацкой архиепископии, где по благословению митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия открыт Центр по изучению современных технологий, в задачу которого входит наблюдение за техническими новинками и современными технологиями и изучение возможностей их использования в миссионерской деятельности Церкви. Особый акцент сербы сделают на исследовании медиа-сферы и информационно-коммуникативных технологий, а также на анализе технологических вызовов, с которыми сталкивается современный мир.

Давайте обратим внимание на цитадель монашества – Афон, где недавно телекоммуникационной компании "ОТЕ" было разрешено организовать wi-max связь, которая обеспечит высокоскоростной доступ к всемирной Сети насельникам монастырей и скитов. Для лубочного понимания монашества эта новость, вне всякого сомнения, – жестокий удар.

А как же молитва? Ведь подлинный смысл монашества (в его восточном понимании) состоит в том, чтобы обеспечивать Церковь опытом реального общения с Богом, а не в получении блестящего образования и современных профессий. Сложность времени как раз и состоит в том, что "это надлежало делать, и того не оставлять" (Лк. 11, 42). Известность в Церкви монахи приобрели тем, что всякий раз, когда чистота веры находилась в опасности, они становились ее исповедниками. Какого исповедничества в условиях современных угроз и вызовов можно ждать от человека в рясе и клобуке, который не может внятно объяснить, в чем состоял подвиг Христа, не знает истории Церкви и по слогам читает церковно-славянские тексты? Разве можно говорить о монашестве как о катехизической школе Православия, когда в некоторых монастырях кроме наместника ни у одного насельника нет хотя бы заочного семинарского образования?

Да, полный суточный богослужебный круг должен быть обязательным для монашествующего, образованность и просвещенность будут только усиливать благоговение и степень ответственности за благообразие богослужения. Развитый интеллект есть друг умной сконцентрированной молитвы, а творческие послушания не помешают начальной степени общения с Богом. Что касается исихазма, то его место в удаленных скитах исключительно под руководством трезвенного, православного и опытного в молитве пожилого монаха.

Сейчас время предлагать, убеждать и действовать – иначе нас ждет сохранение монастырской жизни исключительно в виде лубка, а те иноки, что не смирятся с ролью беззвучных музейных работников, вынуждены будут всеми правдами и неправдами мигрировать в живую приходскую среду. Монастырь как светоч духовного знания, просвещенности и образованности; как хранитель древней культуры и традиций, церковного искусства – полностью вписывается в концепцию постиндустриального общества. Монах как молитвенник, апологет, просветитель и миссионер вполне будет востребован Церковью и в информационном, и в каком угодно будущем.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама