ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Заключение д.пс.н. В.В. Рыжова от 16.10.2008 по м/ф сериала "Крутой учитель Онидзука" ТК "2х2"

20 октября 2008

Предмет экспертизы: оценка содержания, формы и контекста сериала с точки зрения нравственно-психологического воздействия на личность несовершеннолетних детей и подростков по признакам пропаганды культа жестокости и насилия, а также соблюдения законодательства РФ.

Материалы для экспертизы: мультипликационные фильмы сериала "Крутой учитель Онидзука" телеканала "2х2", серии 5 – 21

Задача экспертизы: комплексная психологическая оценка воздействия сериала на личность детей и подростков в плане формирования личностных представлений и установок. Для психологической оценки воздействия привлечены данные научных психологических исследований в области виртуальной психологии, психологии восприятия экранных продуктов, педагогической психологии, психолингвистики.

Эксперт: доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологи Нижегородского государственного лингвистического университета, Рыжов Василий Васильевич.

Экспертное заключение

Психологический и психолингвистический анализ представленных видеоматериалов позволяет сформулировать следующие основные выводы и заключения, относительно их психологического воздействия на личность несовершеннолетних.

В анализируемом сериале центральной фигурой, через которую как бы преломляются, транслируются зрителю нравственно-психологические нормативы поведения, является фигура "крутого учителя" Онидзуки. Для усиления этой роли образу учителю придается ряд позитивных черт, характеризующих своеобразное благородство его мотивов и поступков, способность быть выше "обыденной рутины" окружающей школьной действительности и т.п.

Данный прием является обычным в практике психологического воздействия на личность, на ее сознание и, особенно, на подсознание. Этот прием особенно эффективен в случае воздействия на формирующуюся, незрелую пока личность ребенка, особенно подросткового возраста. При этом характеристика личности учителя несет в себе целый комплекс свойств, характеризующих безнравственного, жестокого и циничного человека, через образ которого ярко и недвусмысленно пропагандируются не только эти качества, но и выражающие их действия и поступки "героя".

Например, в серии "Урок 5 "Глаз за глаз, зад за зад" от 25.08.2008 под руководством учителя Онидзуки совершается акт насилия над ученицами в отмщение за издевательство девочек над учеником Есикавой. Эти издевательства довели ученика до суицида. Надо заметить, что образцы таких издевательств демонстрирует сам учитель повсеместно на протяжении всего сериала. Сцены насилия над девочками в данной 5 серии носит явно педофильный характер, потому что представляет оголенные девичьи тела с оскорбительными надписями. В этой серии помимо жестокости, показанной явно и, причем со стороны педагога, который избивает связанных девочек палкой и подвергает их унизительному раздеванию, имеют место изображения детской порнографии в виде изображения голого мальчика и рассматривания его половых органов девочками, а также фотографирования Онидзукой оголенных девичьих тел. Фотографии передаются детям. Согласно ст. 4 закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991, № 21-24-1 не допускается использование СМИ, пропагандирующих порнографию, культ жестокости и насилия. В данном случае мы имеем прямое нарушение этой статьи закона РФ.

Также в серии "Урок 16" от 09.09.2008 показано, что учитель Онидзука, узнав, что ему осталось жить только месяц, решает взять от жизни все, и наибольшее сожаление у него вызывает мысль: "Неужели я так и умру девственником!" Используя возникшую к нему жалость со стороны учеников, он совращает несовершеннолетнюю ученицу. Показ и смакование подобных сцен в виде продукции, ориентированных на несовершеннолетних детей и подростков также противоречит вышеуказанному законодательству.

Серия "Урок 20" от 09.09.2008 представляет собою очень циничный урок насилия и жестокости. Здесь Онидзука совершает публичное оскорбление, насилие и жестокость по отношению к другому учителю, пожилому завучу школы, путем обливания его краской и подвергает осмеянию, когда посылает в женскую душевую и поручает ученицам принести ему, голому, полотенце. Эта серия описывает не только развратные действия Онидзуки по отношению к школьницам, в частности, к дочери униженного им завуча, с которой он уединяется якобы для домашних занятий, но и его провокации для вовлечения в них и других учителей, и цинично высмеиваются попытки администрации и родителей остановить его. В завершении фильма показано совращение малолетней ученицы, вызвавшее негодование родителей и прямые обвинения учителя в разврате и извращениях. За образом учителя стоит в целом безнравственная и во многом патологическая личность, совершающая не просто безнравственные, но и преступные действия. Представленная в сериале сущность этого человека вряд ли может характеризовать учителя и воспитателя, разве что учителя безнравственности. Каждому понятно, что отдельные позитивные черты этой личности, иногда выделяемые или демонстрируемые авторами, не меняют ее патологической и преступной сущности. Действительно, и среди пиратов или профессиональных мошенников (то есть преступников по определению) существует и довольно строго соблюдается некий "кодекс чести", в котором они демонстрируют свою "благородную личность", но это их "благородство" нисколько не изменяет, но даже, наоборот, усиливает их отвратительную суть. По существу, образ Онидзуки внедряется в сознание несовершеннолетних зрителей в качестве идеального образа для подражания, формируется собирательный образ "крутого взрослого", неразрывно связанный, как можно видеть по сюжетам сериала, с маргинальным сознанием, курением табака, явно патологической психической неустойчивостью, непредсказуемыми взрывами жестокости и насилия.

Рассматривая анализируемый сериал в общем контексте вещания телеканала "2х2", следует отметить, что показу каждой серии фильма предшествуют совершенно "дикие" по содержанию, "убийственные" по форме и "неотвратимые" по воздействию на личность кадры, подаваемые в виде мельканий. Они представляют собой:

– изображения сцен жестокости, мучительных страданий,

– многочисленных человеческих черепов, скоплений мертвых человеческих тел, а также живых, корчащихся в сексуальных, болезненных, смертельных и иного рода движениях,

– изображений возвышающихся над людьми или наезжающих на зрителя "суперменов",

– изображение оскаленных зубов,

– кадры, на которых изображены сцены насилия,

– кадры с изображением "героя" и "злодея",

– различного рода призывные надписи и лозунги, типа "Час расплаты настал", "Не будете смотреть – больше не покажем", образы "героя" и "злодея".

– рефреном среди таких призывов демонстрируется призыв "Телевидение кончилось – началось зло".

Согласно имеющимся данным исследований в области психологии восприятия экранных продуктов (Лещук, И. Экология духа / И. Лещук. – Черкассы: Изд-во Смирна, 2006. – 376 с.; Мельник, Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. – М., 1996; Носов Н.А. Виртуальная психология. – М.: Аграф, 2000 и др.), всякая подаваемая через экран в виде мельканий продукция, преследует цель воздействия на подсознание. И, следовательно, это воздействие не может быть сознательно предотвращено, особенно применительно к психике детей и подростков. При этом подсознательное воздействие, связанное с формированием установки на жестокость, насилие, страдание, сексуальные потребности и т.п. формирует устойчивую установку на последующее восприятие фильмов. Эта установка готовит психику юного зрителя к бестрепетному восприятию ожидающих его в мультфильме сцен жестокости, насилия, цинизма и развращения.

Следует отметить, анализируя многочисленные эпизоды сериала и давая им нравственно-психологическую (и юридическую) оценку, что в целом образ учителя в сериале патологически искажен, причем на примере нескольких учителей высвечиваются и "смакуются" разнообразные личностные пороки. Это было бы хоть как-то оправдано, если бы преследовалась цель на основе "непредвзятой" критики показать, "как не надо быть". Но, по-видимому, конечная цель как раз противоположная.

По мнению всех ведущих специалистов в области педагогической психологии, личности учителя, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке. Образ учителя всегда, на уровне архетипа, связан в сознании людей с образцом для подражания. При этом согласно психологическим исследованиям, чем меньше возраст ребенка, тем в большей мере ребенок склонен безоговорочно доверять педагогу и следовать образцам его поведения.

Анализируемый сериал, с этой точки зрения, может быть оценен как пасквиль на учителей, авторы которого пытаются доказать противоположное и, тем самым, запрограммировать сознание несовершеннолетних детей и подростков на жестокое и безнравственного поведение. Таким образом, создатели сериала, а вместе с ними и организаторы показа осуществляют вредоносное психологическое влияние на подрастающее поколение.

Согласно законодательству РФ описанные деяния должны быть квалифицированны как противозаконные и преступные.

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова В.В. Рыжов

По материалам источников: Портал "Нравственность и закон"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама