Болгарская Православная Церковь вновь выступила против проекта нового Семейного кодекса, где предлагается придать правовой статус фактическим сожительствам (т.н. "гражданским бракам").
Святейший синод БПЦ опубликовал официальную позицию Церкви по этому вопросу. В документе, в частности, говорится:
"Болгарская Православная Церковь, руководствуясь православным учением о христианском браке, воплощенном в тысячелетней традиции института брака у болгарского народа, не может признать нормой фактическое сожительство.
Институт брака не только предмет правовой защиты государства и общества, но и основа семьи как "домашней Церкви", ... и поэтому предмет особой духовной заботы и защиты со стороны Болгарской Православной Церкви. Поэтому брак нельзя считать ни просто юридической конструкцией, основанной на совокупности имущественных отношений, ни обыкновенным сожительством мужчины и женщины, основанном только на их временных настроениях и желаниях... Для нас брак одно из тех установлений, на которых основаны моральные устои общества и которые обеспечивают его стабильность и благополучие.
Кроме юридической, у брака есть и нравственная сторона, не менее важная, а для Церкви свято таинство венчания, которое мы по ныне действующему закону совершаем только и исключительно по предъявлении свидетельства о гражданском браке.
Мы хорошо сознаем, что задача государства упорядочивать общественные отношения, и нам хорошо известно, что многие молодые болгары сожительствуют, не заключая брака, ... но мы сознаем и то, что юридическое признание фактического сожительства не только не даст желаемого законодателями результата, но и усугубит ту проблему, которую стремится разрешить.
Мы выражаем сомнение, что предложенная регламентация фактического сожительства и установление презумпции отцовства для зарегистрированного сожительства даст желаемый эффект, поскольку едва ли будет много желающих зарегистрировать свое совместное проживание...
Святейший синод считает необходимым заявить, что, по нашему мнению, фактическое сожительство лишено одного из основных элементов брака: твердой и ясно высказанной готовности двоих посвятить себя друг другу в нерасторжимом союзе, цель которого, выраженная в святом венчании, единение в Господе... В фактическом сожительстве, будь оно даже зарегистрированным, этой ответственности нет. Каждый из партнеров чувствует себя свободным уйти в любой момент, без каких-либо причин, если ему станет трудно, тяжело или просто скучно.
Государство призвано не только заботиться об общественном интересе и гарантировать права граждан, но и вместе с Церковью быть радетелем морали и стражем добрых нравов болгарского народа. Вот почему мы не можем согласиться с тем, что семейные отношения, гарантированные браком, сводятся к обыкновенной регистрации фактического сожительства, которое любая сторона по желанию может прервать односторонним волеизъявлением.
Не можем мы согласиться и с введением брачного договора, который, регулируя только имущественные отношения супругов, создает дополнительную мотивацию для расторжения брака, тем самым лишая ценности и обесценивая это священное установление. Для нас неприемлемо превращение союза любви в сделку.
Мы не можем согласиться, что эти новые институции, чуждые нашему правосознанию, гарантируют защиту и равноправие детей, рожденных как в браке, так и вне брака, поскольку такую защиту обеспечивает и ныне действующий Семейный кодекс и поскольку нет более подходящей среды для нормальной и полноценной жизни детей, чем здоровая и скрепленная узами любви семья.
Основываясь на всем вышеизложенном, Святейший синод БПЦ считает необходимым заявить, что Православная Церковь считает фактическое сожительство неприемлемым, что оно противоречит вековой церковной и гражданской традиции и противно нравственным устоям христианского общества.
Святейший синод БПЦ с архипастырской заботой призывает законодательный орган, ответственный за принятие кодекса, проявить мудрость и отбросить морально неприемлемые для болгарского общества новые установления в семейном законодательстве.
В случае же, если Народное собрание не прислушается к голосу, который с тревогой возвышает святая Православная Церковь, мы будем вынуждены с неудовольствием принять необходимые церковно-канонические меры.
По материалам источников: Regions.ru