ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Не надо ставить свою сомнительную любовь выше любви Божией..."

Ответ на статью священника Андрея Спиридонова "Друзья Иова против..."

Протоиерей Георгий Городенцев :: 23 октября 2008

Внимательно и с большим удивлением прочитал статью священника Андрея Спиридонова "Друзья Иова против..." [1]. Вообще говоря, с подобными мнениями мне как преподавателю семинарии, немного знакомому с богословием, приходилось встречаться и раньше. Удивление вызывает факт появления такой статьи на "Русской линии", где сугубо богословская тематика с такими элементами модернизма встречается весьма редко.

Итак, о. Андрей путем собственных представлений о благости и любви Божией пытается обосновать мнение о спасении умерших некрещеных младенцев, не замечая, что своими рассуждениями об этом он полностью отвергает все догматическое учение христианства.

Отвергает учение о первородном грехе. Ведь души некрещеных младенцев идут в ад не за их личные грехи, а вследствие присущего всем нам первородного греха.

Отвергает для всех вообще младенцев необходимость искупления их Христом. Поэтому если все они и так будут помилованы Богом и спасутся, то зачем же их и крестить? Крещение, а также и вообще Церковь им для спасения не нужны.

Как следствие этого получается, что и все младенцы, умершие до пришествия Христа в мир, благополучно попали в рай, ведь к ним в полной мере относятся силлогизмы о.Андрея. А это совершенно неслыханное для Православия учение! Церковь учит, что до крестной смерти Спасителя в рай из всего человечества вошли только Енох и Илия. Да и то потому, что они не умерли, но были взяты туда Богом живыми.

Вообще поражает то, с какой необыкновенной, поистине хлестаковской, легкостью о.Андрей не просто отрицает догмат Искупления, но как-то очень интересно его интерпретирует. Как он пишет, "у современных "друзей Иова" на это найдутся свои контраргументы. Об особых заслугах Христа, которые делают спасение именно, что узким путем (почему-то и применительно к детям тоже)".

Для читателя, плохо знакомого с богословием, поясняю: "особыми заслугами Христа" – католический, кстати сказать, термин – о.Андрей называет содеянное Христом на Кресте спасение человеческого рода. Причем, по мнению этого богослова, такое спасение вследствие этого, т.е. крестной смерти Спасителя, делается "именно, что узким путем". Наверное о.Андрей знает какой-то другой, широкий путь? Как я понимаю, вне Христа и христианства?! Это наверное тот путь, о котором Сам Христос сказал: "Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф.7,13-14).

Но вернемся к вопросу о действительной участи некрещеных младенцев (в том числе и убитых абортами) после их смерти. Как ни странно, о.Андрей, такой милосердный и любвеобильный батюшка, почему-то в этом вопросе очень сгущает краски. Так, он говорит: "Крайние представители этой негативной идеи и вовсе утверждают, что некрещеные дети, а в частности и абортированные младенцы, – обречены вечным мукам. Такого рода точку зрения однажды упорно озвучивал на волнах православного радио один известный священник-миссионер, чем шокировал многих, кому случалось терять детей, к примеру, по причине выкидыша (я уж не говорю о виновных в грехе аборта)".

Насколько мне известно, Православная Церковь по этому вопросу придерживается другого учения, что соответственно отражается на деятельности ее священнослужителей. Так, Церковь учит, что, хотя некрещеные младенцы после своей смерти действительно попадают в ад, но отнюдь не в самые страшные его места. Ибо в аду отделений весьма много, и люди идут в более или менее мучительные из них в зависимости от тяжести своих грехов. Младенцы, как не имеющие личных грехов, а лишь первородный грех, естественно, попадают в места самые легкие.

Есть также мнение, что по молитве родителей, особенно матери, этот младенец может быть помилован Богом и изведен из ада в рай. Поэтому священнослужители, в частности, и я, грешный, обычно советуют женщине, потерявшей ребенка по причине аборта или, что бывает значительно реже, вследствие выкидыша, молиться личной молитвой за умершего или убиенного ребенка (церковная молитва за некрещеного воспрещена), подавать за него милостыню и творить другие добрые дела. В любом случае эти действия создадут духовную связь между матерью и душой ее младенца, утешат горе первой и будут полезны для последнего. А вот что касается дальнейшей судьбы дитяти, куда оно пойдет – останется в аду или перейдет в рай – это уж, действительно, Богу судить, а не нам, грешным.

А теперь давайте посмотрим, что практически получается из модерновых "милосердия и любви" о.Андрея, обещающего спасение всем некрещеным младенцам, и что выходит из строгости традиционных православных батюшек, в частности, призывающих женщин, совершивших аборт, к покаянию и заботе о душах убиенных младенцев. У меня, например, если приходит на исповедь женщина старше 15 лет, то я обязательно задаю ей вопрос об абортах. И, как правило, такие женщины этот грех имеют, и, как правило, они об этом грехе от всего сердца сокрушаются, и как правило, они испытывают чувство вины перед убиенными ими младенцами. И вот здесь им помогает сердечное покаяние в этом грехе на исповеди и вышеприведенная епитимия, т.е. молитва и добрые дела за этих детей. Странно, что о.Андрей, будучи священником, этого не знает!

Впрочем, по его логике получается, что женщина, сделавшая аборт, совершила не грех, но очень и очень доброе дело для своего ребенка. Ведь если души всех некрещеных младенцев идут в рай, то и душа этого также отправится туда же. Как хорошо для мамы и дитяти! А мы, немодерновые простецы-священники боремся против абортов! Какая "глупость" с нашей стороны! Приветствовать надо это дело, этот такой широкий в наше время путь пополнения, по мнению о.Андрея, "рая".

Как он говорит: "Определяющим свойством Бога святые отцы называли – Любовь. Не знаю, может многие со мной не согласятся (и это есть исключительно мое частное мнение), но представляется, что сама идея о том, что человеческие младенцы, действительно не успевшие придти в разум истины и не могущие высказать сознательного выбора, по многообразию причин и коловращению лежащего во зле мира не сподобившиеся видимого погружения в купель Таинства Крещения, будут специальным образом у Любящего нас Бога как-то ущемлены или наказаны, – сама эта идея есть восстание на Благость Божию и противна пониманию Любви Божией. Или, несколько иначе говоря, если помимо того, что Бог есть Любовь, Он еще и всемогущ, то что же препятствует Его Любви и Всемогуществу, воскрешающему мертвых и выведшему в момент своего Воскресения из ада все пожелавших оттуда выйти, – что же препятствует Его Любви принять тех детей, которые вовсе не по своей вине не сподобились Крещения как Таинства Церкви? Друзья Иова! Вы своей "правдой" хотите ограничить Самого Бога в Его Любви и Всемогуществе!

Будут ли у вас, друзья, на этот счет какие-либо возражения?"

Дорогой о.Андрей, если Вы учились в семинарии, то должны были бы знать, что у Бога кроме любви есть еще и другие свойства, в частности, правосудие. Бог судит некрещеного младенца за первородный грех, в котором он виновен, что бы там не болтали современные богословы. За этот грех Господь и наказывает младенца, отправляя его душу во ад, хотя, как уже было сказано, не в самые тяжелые его места.

Как это правосудие согласуется с любовью Божией? Надо учесть, что некрещеный младенец, т.е. человек, причастный греху праотца Адама сам есть такой же первый, ветхий Адам. Поэтому, думаю, Господь знает, что этот младенец, если просто взять его душу в рай, ухитрится и там согрешить, подобно греху своего праотца, который также, как известно, согрешил в раю. И за этот грех его также подобно праотцу придется изгнать из рая и отправить в ад. Но... уже не в те легкие места, куда отправляются души умерших некрещеных младенцев, и из которых их, возможно, можно вымолить. А отправить за его личный грех в раю уже в куда более тяжелые места мучений. Но Бог этого не хочет, т.к. любит это дитя, поэтому дает ему участь более легкую.

Впрочем, это лишь мое мнение, которое может быть и ошибочным. Однако оно делает сомнительным мнение о.Андрея, который считает несомненной и абсолютной истиной то, что если Бог примет некрещеного младенца в рай, то это будет делом Его любви. Оказывается, не все так несомненно, в этом деле есть и другие варианты.

Поэтому не надо ставить свою сомнительную любовь выше любви Божией. А также не надо заранее, так сказать превентивно, по-детски клеить ярлыки своим возможным оппонентам, типа "друзья Иова". Как сказал по этому поводу псалмопевец царь Давид: "Стрелы младенец быша (мне) язвы их" (Пс.63.8).

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии

1 – От редакции РЛ. Статья священника Андрея Спиридонова "Друзья Иова против..." была опубликована интернет-газетой "Радонеж" и на Русской линии появилась в рубрике "Мониторинг прессы".

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама