28 февраля 2006 г. в Санкт-Петербурге в Российском Этнографическом музее открылась выставка под названием "Хранители древлего благочестия: Традиции российского старообрядчества в XIX–XX вв.". Нужно отметить, что в Петербурге, всемирно известном городе музеев, где собраны уникальнейшие коллекции старообрядческого искусства и книжности, выставка на тему староверия проводится впервые! В подготовке и открытии выставки активное участие приняли члены Невской Старообрядческой Поморской общины.
Открытие этой уникальной выставки состоялось в четыре часа дня в здании музея на площади Искусств. Приятно удивляло достаточно большое количество петербургской интеллигенции и обилие тележурналистов, внезапно проявивших интерес к древлему благочестию. На открытии можно было увидеть и представителей старообрядчества.
Перед собравшимися гостями выступил автор проекта выставки и руководитель коллектива д.и.н. Александр Борисович Островский. В своем слове он подчеркнул, что после раскола Русской Православной Церкви не менее одной десятой части русских, не принявших реформ Никона, оказались вне социально-политического процесса формирования державной нации, сначала были приравнены к преступникам, а позднее – ущемлены в своих правах. Такой же дискриминации подверглись коми и карелы, отвергшие никоновские нововведения. К началу XX в. (а представленные на выставке экспонаты относятся, в основном, к XIX–XX вв.) российское старообрядчество представляло собой совокупность этноконфессиональных групп русского народа, а также коми и карел, которые возникли в течение более чем двух столетий после раскола. Различными были и пути формирования тех или иных групп старообрядчества. Группа возникала или из местного населения, не принявшего церковные реформы, – как, например, в Олонецкой губернии, Области Войска Донского, или из тех, кто переселился, укрываясь от гонений, – Костромская, Нижегородская губернии, Урал, или в результате насильственного переселения – в Забайкалье, на Алтай. В традиционно-бытовой культуре каждой группы старообрядцев выделяются два аспекта ее специфики: нормы и предметный мир христианского благочестия, каким его понимали и сохраняли; особенные черты в занятиях, костюме, повседневном семейном быту, обусловленные стремлением старообрядцев сохранить прежние формы, соответствующие времени, месту исхода или же характерные для данной местности, но более архаичные (находясь ближе к своим истокам примерно на полстолетия), чем у соседствующего с ними населения. В старообрядческой среде вплоть до конца XX в. поддерживались традиционные представления о благочестивом православном облике и формах его передачи от поколения к поколению. В заключении Александр Борисович отметил, что создание данной выставки стало возможным благодаря поддержке со стороны петербургских поморцев.
Затем выступил духовный наставник Невской Старообрядческой Поморской общины о. Владимир (Владимир Викторович Шамарин). В короткой, но содержательной речи он поведал о роли старообрядчества в сохранении памятников и традиций древнерусской культуры, в особенности же – о роли поморского староверия, которое в силу исторических причин сумело сохранить эти традиции в их наибольшей чистоте. Также В. В. Шамарин рассказал о сегодняшней жизни поморской общины Петербурга, имеющей в городе уже три прихода (Рыбацкий, Коломенский и Тверской), и о сохранении современными старообрядцами традиций древлего благочестия.
После этого о. Владимир представил организованный при Воскресной школе в Рыбацком молодежный хор под колоритным названием "Аненай", подчеркивающим особенности именно старопоморской певческой традиции, сохраняемой в общине (так называемые "аненайки" – способ мелодического украшения знаменного пения, пришедший на Русь в древности еще из Византии и передающий не что иное, как таинственное ангельское пение). о. Владимиром было отмечено, что хор исполняет богослужебные песнопения только в стенах храма. Поэтому перед гостями были исполнены духовные стихи. Хор выступил на широких ступенях парадной лестницы музея, непосредственно предварив само открытие выставки. Певчие хора были облачены в красивые древнерусские одежды, пошитые умелыми руками прихожанок. Мужской состав хора спел известный "Стих об Иоасафе-царевиче", женский – "Агарь", а под конец все вместе спели своего рода гимн всех старообрядцев – "Боярыню Морозову".
Первую экскурсию по выставке провели А. Б. Островский и сотрудник Этнографического музея, прихожанин поморской общины А. А. Чувьюров. Сама выставка имеет скорее этнографическую, чем историко-религиозную направленность, и включает в себя несколько разделов. Она знакомит с несколькими региональными традициями –Поморье, Печора, Урал, Забайкалье, и общими для старообрядчества реликвиями православной веры и обрядности – старинными иконами, медным литьем, резными досками, намогильными крестами-голбцами, рукописными и печатными книгами. Первое, что бросается в глаза при входе на экспозицию, – огромный силуэт восьмиконечного креста, являющегося символом Древлего Православия. В витринах широко представлены старообрядческие костюмы разных регионов. Очень интересна и разнообразна коллекция праздничных лестовок всевозможных форм и расцветок. Особо следует отметить книжное собрание – здесь и федоровский Апостол, и поморские певчие книги, и лицевые книги: Сборник сочинений Андрея Денисова, Житие Александра Невского, Григорьево видение и Житие протопопа Аввакума работы ярославского иконописца А. А. Великанова. Уникальны экспонаты раздела, посвященного тихвинским карелам-старообрядцам, среди которых подручник из шкурки гагары.
В подготовке выставки, посвященной бытовой культуре старообрядчества, принимали участие коллектив Российского Этнографического музея – О. Г. Баранова, Т. А. Зимина, Д. К. Маевский (художник, автор дизайн-проекта), А. Б. Островский (автор проекта выставки, руководитель коллектива), О. М. Фишман, А. А. Чувьюров; Государственный Музей истории религии – О. И. Коробко, З. А. Лучшева, Г. А. Ченская; Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) – Г. В. Маркелов. Фотографии к выставке изготовили А. Л. Берман, А. В. Жиров, монтаж выставки произвели А. М. Даниэль, Т. П. Дрозд, Д. К. Маевский, С. И. Савастьянов. Консультант Невской общины А. В. Ларионов. Хранитель выставки – С. Б. Павлов.
К открытию выставки был выпущен красочный, со вкусом и любовью оформленный буклет, который получили в подарок все пришедшие гости. Открытие прошло в теплой, доброжелательной атмосфере. После проведенной экскурсии гости еще долго не спешили расходиться – до самого закрытия музея.
Выставка "Хранители древлего благочестия" продлится недолго – около месяца, до первого воскресенья апреля, так что спешите побывать.