ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Выставка в Российском Этнографическом музее

Кирил и Татиана Кожурины :: 02 марта 2006

28 февраля 2006 г. в Санкт-Петербурге в Российском Этнографическом музее открылась выставка под названием "Хранители древлего благочестия: Традиции российского старообрядчества в XIX–XX вв.". Нужно отметить, что в Петербурге, всемирно известном городе музеев, где собраны уникальнейшие коллекции старообрядческого искусства и книжности, выставка на тему староверия проводится впервые! В подготовке и открытии выставки активное участие приняли члены Невской Старообрядческой Поморской общины.

Открытие этой уникальной выставки состоялось в четыре часа дня в здании музея на площади Искусств. Приятно удивляло достаточно большое количество петербургской интеллигенции и обилие тележурналистов, внезапно проявивших интерес к древлему благочестию. На открытии можно было увидеть и представителей старообрядчества.

Перед собравшимися гостями выступил автор проекта выставки и руководитель коллектива д.и.н. Александр Борисович Островский. В своем слове он подчеркнул, что после раскола Русской Православной Церкви не менее одной десятой части русских, не принявших реформ Никона, оказались вне социально-политического процесса формирования державной нации, сначала были приравнены к преступникам, а позднее – ущемлены в своих правах. Такой же дискриминации подверглись коми и карелы, отвергшие никоновские нововведения. К началу XX в. (а представленные на выставке экспонаты относятся, в основном, к XIX–XX вв.) российское старообрядчество представляло собой совокупность этноконфессиональных групп русского народа, а также коми и карел, которые возникли в течение более чем двух столетий после раскола. Различными были и пути формирования тех или иных групп старообрядчества. Группа возникала или из местного населения, не принявшего церковные реформы, – как, например, в Олонецкой губернии, Области Войска Донского, или из тех, кто переселился, укрываясь от гонений, – Костромская, Нижегородская губернии, Урал, или в результате насильственного переселения – в Забайкалье, на Алтай. В традиционно-бытовой культуре каждой группы старообрядцев выделяются два аспекта ее специфики: нормы и предметный мир христианского благочестия, каким его понимали и сохраняли; особенные черты в занятиях, костюме, повседневном семейном быту, обусловленные стремлением старообрядцев сохранить прежние формы, соответствующие времени, месту исхода или же характерные для данной местности, но более архаичные (находясь ближе к своим истокам примерно на полстолетия), чем у соседствующего с ними населения. В старообрядческой среде вплоть до конца XX в. поддерживались традиционные представления о благочестивом православном облике и формах его передачи от поколения к поколению. В заключении Александр Борисович отметил, что создание данной выставки стало возможным благодаря поддержке со стороны петербургских поморцев.

Затем выступил духовный наставник Невской Старообрядческой Поморской общины о. Владимир (Владимир Викторович Шамарин). В короткой, но содержательной речи он поведал о роли старообрядчества в сохранении памятников и традиций древнерусской культуры, в особенности же – о роли поморского староверия, которое в силу исторических причин сумело сохранить эти традиции в их наибольшей чистоте. Также В. В. Шамарин рассказал о сегодняшней жизни поморской общины Петербурга, имеющей в городе уже три прихода (Рыбацкий, Коломенский и Тверской), и о сохранении современными старообрядцами традиций древлего благочестия.

После этого о. Владимир представил организованный при Воскресной школе в Рыбацком молодежный хор под колоритным названием "Аненай", подчеркивающим особенности именно старопоморской певческой традиции, сохраняемой в общине (так называемые "аненайки" – способ мелодического украшения знаменного пения, пришедший на Русь в древности еще из Византии и передающий не что иное, как таинственное ангельское пение). о. Владимиром было отмечено, что хор исполняет богослужебные песнопения только в стенах храма. Поэтому перед гостями были исполнены духовные стихи. Хор выступил на широких ступенях парадной лестницы музея, непосредственно предварив само открытие выставки. Певчие хора были облачены в красивые древнерусские одежды, пошитые умелыми руками прихожанок. Мужской состав хора спел известный "Стих об Иоасафе-царевиче", женский – "Агарь", а под конец все вместе спели своего рода гимн всех старообрядцев – "Боярыню Морозову".

Первую экскурсию по выставке провели А. Б. Островский и сотрудник Этнографического музея, прихожанин поморской общины А. А. Чувьюров. Сама выставка имеет скорее этнографическую, чем историко-религиозную направленность, и включает в себя несколько разделов. Она знакомит с несколькими региональными традициями –Поморье, Печора, Урал, Забайкалье, и общими для старообрядчества реликвиями православной веры и обрядности – старинными иконами, медным литьем, резными досками, намогильными крестами-голбцами, рукописными и печатными книгами. Первое, что бросается в глаза при входе на экспозицию, – огромный силуэт восьмиконечного креста, являющегося символом Древлего Православия. В витринах широко представлены старообрядческие костюмы разных регионов. Очень интересна и разнообразна коллекция праздничных лестовок всевозможных форм и расцветок. Особо следует отметить книжное собрание – здесь и федоровский Апостол, и поморские певчие книги, и лицевые книги: Сборник сочинений Андрея Денисова, Житие Александра Невского, Григорьево видение и Житие протопопа Аввакума работы ярославского иконописца А. А. Великанова. Уникальны экспонаты раздела, посвященного тихвинским карелам-старообрядцам, среди которых подручник из шкурки гагары.

В подготовке выставки, посвященной бытовой культуре старообрядчества, принимали участие коллектив Российского Этнографического музея – О. Г. Баранова, Т. А. Зимина, Д. К. Маевский (художник, автор дизайн-проекта), А. Б. Островский (автор проекта выставки, руководитель коллектива), О. М. Фишман, А. А. Чувьюров; Государственный Музей истории религии – О. И. Коробко, З. А. Лучшева, Г. А. Ченская; Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) – Г. В. Маркелов. Фотографии к выставке изготовили А. Л. Берман, А. В. Жиров, монтаж выставки произвели А. М. Даниэль, Т. П. Дрозд, Д. К. Маевский, С. И. Савастьянов. Консультант Невской общины – А. В. Ларионов. Хранитель выставки – С. Б. Павлов.

К открытию выставки был выпущен красочный, со вкусом и любовью оформленный буклет, который получили в подарок все пришедшие гости. Открытие прошло в теплой, доброжелательной атмосфере. После проведенной экскурсии гости еще долго не спешили расходиться – до самого закрытия музея.

Выставка "Хранители древлего благочестия" продлится недолго – около месяца, до первого воскресенья апреля, так что спешите побывать.

По материалам источников: Проект "Староверы в Рыбацком"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама