ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Есть ли выход из "гражданского брака"?

Иерей Дионисий Свечников :: 28 октября 2008

Недавно на сайте было опубликована моя статья "Можно ли назвать браком "гражданский брак?". Как я и предполагал, она вызвала бурное обсуждение читателей. Слишком уж тема злободневная и, как следствие, требующая детального рассмотрения. Понятно, что в рамках одной статьи невозможно охватить все проблемы и нюансы, связанные с "гражданским браком". Поэтому в статье я делал основной упор на юридическую сторону "гражданского брака", рассмотрев его с точки зрения гражданского Семейного Кодекса и Церковного брачного права. В этот раз хотел бы коснуться практической стороны данного вопроса, что очень немаловажно. На это меня подтолкнул один их комментариев к статье. А если быть более точным, вопрос, который заставил меня серьезно задуматься.

Мы из неверующих семей...

Итак, вопрос: "Мы из неверующих семей, совершенно нецерковных, начали жить в гражданском браке, родился ребёнок, позже я пришла к вере, раскаялась, хочу воцерковиться, расписаться и повенчаться, ребёнка воспитать в Православии, но не имею средств на содержание семьи, доходной профессии и крыши над головой. Сожитель – отец ребёнка остался атеистом, и слышать о регистрации брака не хочет, зато заботится о нас, обеспечивает, записал на нас квартиру, с ребёнком занимается. Как мне быть? Что вы можете посоветовать? Ведь таких как я сегодня – очень много. Покаяние пришло поздно, но всё-таки пришло. И что теперь делать? Сожитель мой категорически против штампа в паспорте, а о Церкви и обязанностях христианина слышать ничего не хочет. Его крестили в детстве, но он ярый атеист... Ольга".

Что же, ситуация очень сложная. Таких, как Ольга, действительно, очень много, и периодически приходится общаться с такими людьми. Но раз уж есть конкретный вопрос, то и ответ я постараюсь конкретизировать. Думаю, что мой ответ на вопрос Ольги будет интересен читателям.

Дорогая Ольга, фактически Вы стали заложницей собственной безответственности и духовной неграмотности. Печально констатирую тот факт, что Вы живете в блуде. Не хочу повторять все то, что было сказано мной в предыдущей статье. Думаю, Вы и так сделали для себя соответствующие выводы из нее. Хорошо, что Вы осознаете то, что поступили неправильно и находите в себе силы открыто исповедовать свой грех, прося совета. И я готов Вам его дать. Для этого давайте вместе подробно рассмотрим Ваш вопрос. Вы пишете, что пришли к вере, хотите воцерковиться и воспитать ребенка в православии. Слава Богу, Вы уже встали на этот путь и сделали первый шаг, принеся покаяние перед Богом за блудный грех. Вы уже начали свою жизнь во Христе, приняв участие в Таинстве покаяния. Это очень много.

То, что Вы осознали и исповедовали свой грех – это большое достижение в Вашей жизни. О Вас радуются небеса, радуются ангелы Божии, радуется Сам Бог: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся , нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15, 7). Радуюсь о Вас и я, ибо Вы встали на пусть спасения. Ведь Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим. 2, 4). Одним словом, Вы уже сделали первый шаг в направлении к Богу. И Он, как любящий Отец, тоже протянул Вам руку помощи. Вам лишь надо ухватиться за нее. Принеся покаяние, Вы осознаете, что нельзя больше жить в грехе. И правильно делаете. Господь сказал жене, пойманной в прелюбодеянии, и которую, по закону, должно было побить камнями: " Я не осуждаю тебя ; иди и впредь не греши" (Ин. 1, 11). Христос повторил эти слова и человеку, которого исцелил от расслабления: " не греши больше , чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5, 14). Господь ясно говорит, что следствием повторения греха может быть не только болезнь, но и что-то более страшное. Эти слова Спасителя обращены к каждому из нас, кто не хочет преодолеть грех и начать праведную жизнь. Вот и Вам, с помощью Божией, нужно постараться очиститься от греховной скверны, и навсегда покончить с грехом.

В Вашем письме Вы фактически противопоставляете два фактора, которые могут повлиять на Вашу жизнь: обеспеченность, которую может дать Ваш сожитель и боязнь остаться без средств к существованию. Но на самом же деле, надо противопоставить два других фактора: грех и его отсутствие. Конечно, остаться без крыши над головой, без денег и работы никто не захочет. Тем более, с ребенком на руках. Но так ли все страшно, как Вы расписали? Ваша вера пока еще слаба, Вы делаете только первые шаги на пути к Богу. Но послушайте, что говорит Христос: "истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17, 20). Итак, верьте, и Господь даст вам все. Тогда " по вере вашей да будет вам" (Мф. 9, 29). Вслушайтесь в слова Нагорной проповеди: " Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Лк. 6, 5-24).

Как видите, Сам Христос говорит Вам о том, что верующему человеку Он обязательно поможет. Но уповать на помощь Божию вовсе не значит, что надо сидеть и "ждать у моря погоды". Если мы надеемся на Бога больше, чем на собственные ограниченные усилия, то мы спокойно можем приступить к повседневным трудам, веря, что они не станут бессмысленной тратой сил. Сам Господь будет рядом с Нами в беде и в радости. Господь обязательно Вам поможет, ибо Он любит Вас! Он любит нас всех, поэтому и пришел в мир для искупления наших же грехов. Мы "куплены дорогою ценою" (Кор. 6, 20) – кровью Спасителя, и должны всегда помнить и ценить это. Разве не должны мы воздать своей любовью в ответ на Его всепрощающую Любовь? Разве не возлюбим Бога, возлюбившего нас? Наша вера и любовь – вот что ведет нас к Богу.

Но достаточно ли для нас только одной веры, чтобы избавиться от греха? Этим вопросом задается и ап. Иаков: " Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?" (Иак. 2, 14). Размышляя над этим, апостол приводит пример: "бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2, 19). Так разве может православный христианин уподобиться бесу? Нет, не может. А что же нужно человеку, чтобы его вера была действенной? Ему нужны дела, плоды его веры, ибо "как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2, 26). Плоды Вашей веры – это борьба с грехом, в котором Вы живете. Вы должны своей жизнью показать, что Вы – Христова, а не раба дьявола. Любая борьба требует определенных усилий и времени. Понятно, что под лежачий камень вода не течет. Жить по заповедям Божиим – это трудно, практически невыполнимо. Но только Бог может нам помочь в деле нашего личного спасения, только Он может спасти нас. В ответ на вопрос "Кто может спастись?" Христос ответил: "невозможное человекам возможно Богу" (Мф. 19, 17). История знает множество примеров. Иоанн Златоуст – один из величайших святителей православной Церкви говорит о себе как о последнем грешнике: "Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый". Читая молитвы, составленные святыми отцами, всегда приходишь к выводу, что они никогда не считали себя людьми, достойными Царства Небесного. Но именно осознание своей недостойности подвигало их к мольбе о спасении. И Господь даровал им его. Кто-то может помыслить так: "Я – грешник, и нет мне никакого спасения". Это потому, что он все еще думает не о спасении, а о само-спасении, внутренне пытается спасение заслужить, заработать и все время натыкается на свою несостоятельность. Но Христос еще две тысячи лет назад сказал, что наше спасение – это дар благодати Божией. Богу возможно спасти нас, а не нам! Наша задача – довериться Его спасению, а не упорствовать в своем понимании путей праведности, позволить Ему вмешиваться в нашу жизнь на стадии принятия решений. Собственно, это и есть та вера – доверие Богу, которая оказывается спасительной для нас. Так доверьтесь Богу и слушайте, что говорит Он всем нам в Писании: " без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Примите свое решение. С кем Вы – с Богом или с лукавым? Если с Богом, то не "ждите у моря погоды", а действуйте. Явите достойные плоды своей веры. Покажите, что Вы любите своего Господа.

Может ли любовь стать грехом?

Вы можете спросить: "Что такое любовь? Как понять это чувство? Ведь, выходя замуж, пусть и незаконно, я тоже любила. Почему сейчас моя любовь превратилась в грех? Разве можно назвать грехом это светлое чувство?". Тогда я отвечу Вам словами ап. Павла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (Кор. 13, 4-8). По сути, эти слова ап. Павла и есть определение любви. Истинной любви, которой возлюбил Бог человека и которой должны стараться любить мы. Не только Бога, но ближнего. Этому учит Христос, это Его закон: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22, 37-40). Это трудно, очень трудно, но трудящемуся на этом поприще Сам Бог дает силы для борьбы с грехом. К такой борьбе призывает апостол: "Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" (Рим. 12, 9).

Выход из лабиринта

А теперь давайте порассуждаем, какие же пути для решения сложившейся ситуации у Вас есть. На мой взгляд, возможны два варианта – остаться с сожителем или уйти от него. Давайте рассмотрим их оба. Знаете ли, дорогая Ольга, к сожалению, в Вашем письме я не нашел ни слова о Ваших взаимоотношениях с сожителем. Это меня очень смутило. Их нет? Я в этом не уверен, ибо Вы не стали бы тогда задавать вопрос на сайте. Возможно, перегорело уже то чувство, которое привело Вас к "гражданскому браку"? Или все-таки отношения сохранили прежнюю силу? Искренне надеюсь, что Вы до сих пор его любите и хотите видеть своим законным мужем. Поэтому приведу Вам слова апостола Павла, которые в некоторой степени относятся к Вам: "Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь – святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?" (Кор. 7, 12-16).

Брак не есть сочетание, а согласие

Эти слова апостола направлены к тем супругам, которые стали христианами уже после заключения их брака. Это практически Ваш случай. Но давайте разберемся, так ли это. Что же представлял собой брак в Римской империи, где возникло христианство? Римский юрист 3 века Модестин в соответствии с известным юридическим принципом Древнего Рима "брак не есть сочетание, а согласие" (Nuptias non concubitus, sed consensus facit) определяет, что "сожительство со свободной женщиной есть брак, а не конкубинат". Брак в понимании римлян – это договор между свободными сторонами. Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti) и неформальной (sine manu mariti). Первая форма заключения брака предполагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо признание брака по истечению давности пребывания жены в доме супруга в течение одного года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры. Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. Браку предшествовало обручение. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражали намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обменивались подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами. В отличие от законного брака, конкубинат не нес никаких правовых последствий. Именно римское брачное право легло в основание гражданского брачного права в современном цивилизованном мире. Нравы Древнего Рима позволяли мужчине не стыдиться своих любовных связей, но к женщине, вступившей в незаконную связь, общественное мнение относилось пренебрежительно. Даже на римских саркофагах мужчин встречаются перечисления их любовниц. Для женщины же положение конкубинки считалось позорным и потому недозволенным для римской матроны, т. е. дочери римского гражданина, любовная связь с которой составляла уже преступление, stuprum. Поэтому положение конкубинок занимали, как правило, вольноотпущенные и иностранки. Как видите, даже развращенные языческие нравы Древнего Рима не видели в обычном сожительстве мужчины и женщины без заключения брака (современный "гражданский брак") ничего хорошего. Если для мужчины оно было в некоторой степени допустимо и являлось неким "второсортным браком", то для женщины оно был просто позорным и преступным.

Рассмотрев понятие римского брака, имевшего место в раннехристианскую эпоху, мы понимаем, что ап. Павел в своем послании обращался именно к супругам, жившим в законном браке. Поэтому и призывает христиан не расторгать брак, а своим личным примером просветить супруга-язычника. Ведь христиане жили в Римском государстве, где действовало римское право, и, как всегда в истории, христиане не отменяли то право, в котором они жили. Христианство способно жить в любой эпохе и в любых государственных формах, потому что оно не от мира сего, и формы жизни этого мира не могут его повредить, оно возможно при любом строе: рабовладельческом, феодализме, капитализме, даже при коммунизме. Христиане считали, что есть два необходимых условия для брака. Первое – земное, брак должен быть законным, он должен удовлетворять тем законам, которые действуют в реальной жизни, он должен существовать в той реальности, которая наличествует на Земле в данную эпоху. Второе условие – брак должен быть благословенным, благодатным, церковным. Это относится к вечной благодатной, духовной его природе. Человек двуедин, он принадлежит духовному миру и миру земному, вся его жизнь – двуедина, естественно, что и брак имеет две стороны – земную и духовную. Поэтому необходимо удовлетворить наличному закону, получить церковное, благодатное, онтологическое устроение брака, его таинственное, вневременное духовное бытие. Все сказанное относится и к современности, когда брак должен быть, в первую очередь объявлен и обязательно узаконен обществом, т.е. признан как законное состояние. А после этого брак может быть освящен Церковью.

В Вашем случае, когда венчание на данном этапе развития событий невозможно по причине неверия Вашего сожителя (хотя нельзя не надеяться на возможность его просветления, ибо для Бога нет ничего невозможного), государственная регистрация гражданского состояния была бы самым лучшим выходом. Убедить в этом Вашего сожителя Вам и предстоит. Честно говоря, мне, как мужчине, совершенно непонятно желание Вашего сожителя избежать штампа в паспорте. Что он теряет? У него уже есть ребенок, фактическая жена, жилье, семейные отношения. Практически все атрибуты полноценного брака. Думаю, за время вашего сожительства он уже "проверил свои чувства" по отношению к Вам. Так что же изменит печать в паспорте? Абсолютно ничего. Обычное упорство и глупость. Поэтому Вам придется приложить максимум усилий для убеждения сожителя о необходимости регистрации брака на данном этапе. Конечно, уповая на милость Божию и Его всемогущество. И никогда не отчаивайтесь! Верьте, ибо вера дает нам силы для борьбы с грехом. Надейтесь, ибо в надежде на Господа проявляется наша вера. Любите, ибо истинная любовь – это прямой путь к Богу. Помните слова апостола Павла: "теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (Кор. 13, 13). А какова истинная любовь Вы уже знаете.

В усердии не ослабевайте, духом пламенейте!

Думаю, в вопросе духовной поддержки Вам должен помочь духовник. Но, предполагаю, что его у Вас нет. Поэтому обратитесь к любому священнику в храме и попросите о помощи. Молитесь, чтобы Господь послал Вам хорошего духовника. Это не значит, что есть плохие духовники. Но когда мы молимся, все свое упование возлагаем на Господа и Он ведет нас по узкому и тернистому пути, который ведет в Царство Небесное. Вам предстоит вымолить своего будущего законного супруга из лап лукавого. Молитва – дело очень серьезное и трудное, но в то же время радостное. Трудное потому, что враг влагает в ум дурные мысли, и, искушая, отводит от молитвенного делания. Радостное потому, что молитва, как учит Иоанн Златоуст – это наша благоговейная беседа с Богом. Что же может быть радостнее встречи нашей души с Богом, Который нас любит и Которого от всей души хотим полюбить мы. Молитва должна быть усердной. Прислушайтесь, к Вам обращается апостол: "в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны" (Рим. 12, 12). Молитвенное правило пусть определит для Вас священник, к которому Вы обратитесь за духовным руководством. А Вы вооружитесь мыслями митрополита Сурожского Антония: "У меня нет личного опыта, как живут в атеистической семье, но я такие семьи знаю. И хотя я могу судить только извне, я скажу следующее. Нас Бог послал в мир для того, чтобы в этом мире мы были светом, были той солью, которая предотвращает гниение, чтобы мы были голосом истины и правды, чтобы мы были для людей явлением такого измерения, которого они не знают, и такого рода человеком, какого вне Бога не существует. Поэтому жить в атеистической семье – так же сложно или просто, как жить в атеистическом мире. Весь наш мир, в общем, – безбожен. Задача наша в том, чтобы в такой семье жить всей правдой, всей чистотой души, жить всей истиной, которые в нас есть; но не употребляя ту истину, ту правду, ту красоту, то благородство, которым мы научились от Бога, для того, чтобы унижать, оскорблять, раздражать окружающих. Всё это надо употреблять так, жить этим так, чтобы, глядя на нас, люди ставили перед собой вопрос: что же у этого человека есть, чего у меня не хватает? какое в нём сияние? какая в нём тишина? какая в нём глубина? как он может меня любить, когда я постоянно оскорбляю его? как он может в меня верить, тогда как я в себя не могу верить? как он может меня защищать от всего зла, которое – как я сам понимаю – во мне действует и меня привлекает, не унижая, не оскорбляя, не попрекая меня, а только становясь между мной и злом и страдая от этого?.. Если так думать, то я скажу: из такой семьи уйти нельзя, потому что наша роль – быть светом, а не уйти туда, где светло и без нас".

А теперь давайте рассмотрим ситуацию, если Вы все-таки захотите уйти от сожителя. В этом, я, честно говоря, сомневаюсь, и искренне надеюсь, что удастся убедить его в необходимости оформления законного брака. Но все-таки. У вас есть совместный ребенок. Отцовство сожителя, скорее всего, уже признано им самим. Поэтому Вы вправе рассчитывать на алименты. Квартира записана на Вас, поэтому даже в случае раздела Вы сможете приобрести себе жилплощадь. Да и вообще я не думаю, что Ваш сожитель – бесчувственное животное, который выгонит собственного ребенка на улицу. Остается устроиться на работу. Что же, с этим вопросом придется "попотеть", ведь не посыплются же Вам деньги на голову с неба. Ну а если Вы привыкли жить на широкую ногу, то придется несколько ограничить себя в потребностях. Самое главное, чтобы хватало на самое необходимое. В независимости от того, останетесь ли Вы с сожителем или нет, уповайте на милость Божию. Все свои действия старайтесь согласовывать с духовником, получая на них благословение.

Таким образом, рассмотрев все возможные варианты, приходим к выводу: на данном этапе Вашей жизни Вы стоите перед нелегким выбором – отказаться от греха и, возможно, претерпеть неудобства и лишения (дай Бог, чтобы их не было и все решилось благополучно), либо смириться с настоящим положением вещей и продолжать жить в грехе дальше, оставив на погибель свою душу. Этот выбор только за Вами, за Вас его никто сделать не может. Ведь у Вас есть свободная воля, данная Богом. Вы вольны творить поступки, которые приведут Вас к Богу, либо нет. Искренне надеюсь на то, что Вы сделаете правильный выбор и приложите максимум усилий, чтобы убедить сожителя стать законным мужем. Помощи Вам Божией в этом нелегком выборе!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама