Около месяца назад, 5 октября, в Республике Марий Эл в священной роще Ош куэр состоялся уникальный религиозный обряд – Туня Кумалтыш, ежегодное Всемарийское моление. Туня Кумалтыш является главным обрядовым действием для тысяч приверженцев уникального для России и Европы религиозного течения – марийской традиционной религии, или Марий Юмыйула. В этом году на Всемарийское моление собрались около 2 тыс. верующих, более 70 марийских жрецов (картов) и полсотни наблюдателей из числа журналистов, туристов, представителей органов власти.
В Йошкар-Оле корреспонденту "НГР" первым делом сообщили сенсационную для марийцев новость. Оказывается, 25 сентября сего года в преддверии Всемарийского моления состоялось заседание картов, на котором они решили придать роще Ош куэр статус главной, или соборной, рощи. "Ош куэр" поэтично переводится на русский как "белая береза" и представляет собой совсем небольшой пятачок ухоженного леса посреди бывших колхозных полей. Неподалеку сходятся несколько дорог, идущих из разных частей Марий Эл и сопредельных регионов. За время царского правления и советской власти, не слишком расположенных к марийской традиционной религии, роща осталась невредимой, хотя гораздо более потаенные священные места марийцев безжалостно уничтожались. Но Ош куэр уцелела.
С раннего утра к роще подъезжали автомобили, из окрестных деревень и поселков пешком шли десятки людей. Почти у каждого второго в руках мешок с гусем. Всего жертвенных птиц набралось семь с половиной сотен штук. Все верующие принесли жертвенный хлеб.
Под гомон гусей, вовсе не желавших становиться жертвой богам, в девять утра в роще зажгли пять костров, около которых развесили котлы для жертвенной пищи. Но главный обряд происходил не у костров. Основное моление проводилось у священного дерева – Онапу. "Онапу" в переводе с марийского означает "господин", в роли этого дерева чаще всего выступает липа или дуб. В этом году было пять Онапу, по которым, согласно верованиям мари, молитвы быстрее доходят до Неба. У каждого священного дерева – специальный помост для даров и табличка, где сообщается, какому божеству оно посвящено. Традиционно много народа собирается у костра женского божества Шочын Ава, которая отвечает за деторождение.
Первую половину дня верующие приносят гусей и выпечку жрецам, а те читают молитвы. Тут же птица приносится в жертву. Смысл жертвы, по словам жреца Вячеслава Мамаева, "в том, что душа птицы отправляется на небеса, затем соединяется с кусочками жертвенной пищи – часть из них сжигают на костре, а птица в полном обличье предстает пред божеством". Кстати, в марийской традиционной религии уже более 100 лет существуют и последователи вегетарианства – "Кугу Сорта" ("Великая свеча"). Его сторонники не приносят в жертву животных, в качестве жертвы богам они зажигают свечу.
Во второй половине дня происходит общее моление – жрецы зычно читают молитвы перед каждым Онапу, а сзади них полукругом на коленях стоит народ. Считается, что в эти моменты жрецы играют роль "впереди стоящих", посредников между сакральным и профанным мирами. Интересно, что в мирской жизни марийский жрец обязан все время работать. Богоугодными делами мыслятся пчеловодство и коневодство. И только во время моления жрец обретает особый статус в глазах народа.
После моления корреспонденту "НГР" довелось поговорить с марийскими учеными-этнографами. По их мнению, марийская традиционная религия со времен Средневековья испытывала влияние православного христианства и ислама, впитала в себя множество локальных духовных традиций. Сейчас религию марийцев нельзя назвать язычеством в строгом смысле этого слова, поскольку все жрецы соглашаются с универсальным характером и верховным статусом бога Туня Юмо (второе его имя – Ош Поро Кугу Юмо, дословно – "великий добрый белый бог"). Туня Юмо вмещает в себя всю Вселенную, управляет остальными богами и поддерживает извечный порядок вещей на Земле и на Небесах. Конфликтов с христианами и любыми другими представителями мировых религий здесь тоже нет. Иисус Христос давно считается святым в марийской традиционной религии. Он равен по статусу главному марийскому святому Курык Кугызе ("Старец горы"). "Курык Кугыза – выходец из людей, святой, – поясняет Вячеслав Мамаев. – Через него люди связаны с Вышними Богами. Он предохраняет молящегося ему человека от порчи, недобрых помыслов, дурного глаза. Мы считаем Иисуса Христа равным Курык Кугызе. Чтобы поддерживать мир на Земле, Христос и Курык Кугыза постоянно держат связь друг с другом. Так же как христианским народам был дан Христос, марийцам был дан Курык Кугыза".
В последние годы усиливается универсализм марийской религии. Если в 90-е годы прошлого столетия жрецы и общественные деятели видели в ней больше "национальную веру" марийцев, то сегодня, по словам Верховного жреца Александра Таныгина, "Бог один для всех – это Ош Поро Кугу Юмо. Молиться в роще может как мари, так и русский, татарин, человек любой национальности". Характерно и то, что таблички над воротами рощи в этом году впервые содержали надписи на двух языках – марийском и русском. Чисто марийским остался только язык богослужения.
Источник: НГ религии