Петропавловский собор – одна из главных достопримечательностей и святынь Санкт-Петербурга. Первый деревянный храм в центре крепости на Заячьем острове был заложен в день свв. апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня) 1703 г. В 1712 г. на месте деревянной церкви по проекту архитектора Доменико Трезини началось строительство нового каменного Петропавловского собора. По окончании строительных работ в 1733 г., в день праздника свв. Апостолов Петра и Павла, состоялась торжественная церемония освящения собора.
Из истории строительства собор во имя свв. апостолов Петра и Павла
Увенчанный фигурой ангела, горящий золотом высокий шпиль собора — один из символов Санкт-Петербурга. Его видно издали и со многих улиц. От стоящего на невском островке собора пошло и название возникшей одновременно с ним крепости.
Первая деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге была заложена 29 июня 1703 г., тогда же, когда и крепость, и, вероятнее всего, по проекту самого Петра Великого. Снаружи она была расписана «под каменный вид желтым мрамором» и имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. Освятил ее 1 апреля 1704 г. при пушечном салюте митрополит Новгородский Иов.
Этот скромный храм простоял недолго. 8 июня 1712 г. Петр I рядом с ним положил основание каменному собору в стиле барокко, автором которого был итальянец Доменико Трезини. Прежде всего, возведена была многоярусная колокольня со шпилем, обитым золоченой медью и увенчанным фигурой ангела. Пять лет спустя первоначальную деревянную церковь разобрали и перенесли в солдатскую слободу, где, собрав вновь, освятили уже под названием Матфиевской. К 1728 г. новый Петропавловский собор вчерне был готов, но его отделка затянулась и завершилась лишь к 26 июня 1733 г., когда храм был освящен архиепископом Феофаном (Прокоповичем) в присутствии императрицы Анны Иоанновны Синода и Императорского Двора.
Собор – усыпальница российских императоров – в плане имеет вид вытянутого прямоугольника и является сооружением “зального” типа, нетрадиционного для древнерусского культового зодчества. Интерьер храма так же необычен, как и его внешний облик. Внутреннее пространство собора разделено на три нефа мощными пилонами, обработанными пилястрами коринфского ордера. Крестовые своды, перекрывающие помещение, декорированы филенками и орнаментальной росписью.
Главным украшением Петропавловского собора являются резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I. Иконостас, дошедший до нашего времени, вырезали в Москве резчики Т.Иванов и И.Телега под руководством И.П.Зарудного. В соборе он был собран и покрыт червонным золотом. Иконы для него написал московский мастер М.А.Меркурьев с помощниками, живописные панно на стенах исполнили петербургские мастера Г.Гзель, Д.Соловьев, А.Захаров, А.Матвеев и др. Часть из этих работ сохранилась в позднейших повторениях.
Незадолго до освящения собора у одного из пилонов перед алтарем была установлена кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Симметрично кафедре, у противоположного пилона, находится Царское место — невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения в соборе стоял император. По традиции императоры приходили сюда после совершаемой в Москве коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы — попрощаться с могилами своих родителей и предков.
В 1720 г. на колокольне собора, служившей городской часовой башней, были впервые установлены «зело прехитрые» куранты, приобретенные Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму — 45 тысяч рублей. Часы, которые приводились в движение «большою железною машиною с медным валом», отбивали каждые полчаса, а по утрам специальный «колокольный игратель» исполнял на карильоне различные мелодии.
Петровские куранты погибли во время пожара в 1756 г., и только спустя двадцать лет вновь зазвучал бой соборных часов. Их изготовил и в 1761 г. привез в Петербург известный на всю Европу голландский мастер Б. Оорт Красе. Однако русская сторона не спешила расплатиться со знаменитым специалистом за его труды. В итоге Оорт Красе разорился и умер от нервного истощения, а куранты были установлены на колокольню лишь в 1776 году под наблюдением венского часового мастера И. Редигера.
"Седмица", 11 июля 2003 г.
[вся статья]