Вы никогда не обращали внимания на то, что чем легче человек прощает себе свои промахи и проступки, тем жестче он ругает других: ничтоже сумняшеся "классифицирует" ближних, относя их к разным неблагочестивым категориям?
Когда-то Паскаль гениально заметил по этому поводу в "Мыслях": "Есть только два типа людей: праведники, которые считают себя грешниками, и грешники, которые считают себя праведниками". Мне кажется, что вторые в списке Паскаля нарушают два фундаментальных принципа христианской аскетики, которые в идеале всегда должны идти рука об руку. Первый ненависть ко греху. Второй необходимость растождествления человека и его поступка.
Ненависть ко греху есть неизбежное условие для изменения человека если мы не будем испытывать неприязни и ненависти к тем неблаговидным, а то и просто гадким поступкам, которые всем нам доводилось совершать, то вряд ли мы когда-нибудь сможем избавиться от этого зла. Неприятие греха есть одно из условий покаяния как известно, этим словом на русский язык переводится греческое метанойя, что дословно обозначает "перемена ума". Вот эта самая перемена ума, как свидетельствует опыт христианских подвижников, никогда не произойдет в человеке, если в нем не будет ненависти ко греху.
Почему при этом еще так важен принцип растождествления человека и поступка? Ненависть ко греху своему или другого человека не должна распространяться на самого человека, на личность, которую создал и любит Бог. Важнейшее уточнение: никто из нас не сводим ни к одному из наших поступков, ни даже к их полной совокупности. Человек всегда глубже и сложнее, чем то, что он делает. Кстати сказать, это касается любых поступков, а не только отрицательных понимание этой разницы позволяет относиться к себе спокойнее и скромнее. Восторженная радость типа "Ай да Пушкин!..", конечно, хороша, но иногда поступок может быть и больше человека.
Собственно, эти два принципа и должны быть основанием таинства покаяния, или исповеди. Что происходит (или должно происходить) в этом таинстве? Человек исповедует перед Богом, что осознает греховность своих поступков (а также слов и мыслей), что он ненавидит эти поступки и просит Бога, с учетом, так сказать, обстоятельств, не ставить знак равенства между ним, человеком, и его поступками. При условии такого обращения Господь всегда говорит "да". Ведь почему православные христиане уверены, что они получают прощение (вопрос, который часто возникает у человека, начинающего знакомиться с Православием)? Именно потому, что Бог никогда не отождествляет человека с его поступком. Знак равенства между собой и своим грехом может поставить только сам человек точнее, тот, кто на самом деле не желает от греха отказаться.
Это очевидное для многих неочевидно. Часто можно услышать: "Как ты можешь общаться с человеком, который то-то и то-то совершил?!". Мы сплошь и рядом не проводим этого растождествления и ставим на человеке крест, смешиваем человека и его поступок, что лишь увеличивает всеобщую взаимную неприязнь. Но Бог, в отличие от нас, так осуждающих ближних, всегда при условии упомянутого искреннего обращения человека и поступок разводит.
Ярчайшим примером этого является спасение разбойника на кресте, первого человека, которому в Евангельской истории были сказаны слова "ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43). К этому эпизоду очень часто обращаются, но, вероятно, из-за этой частоты нередко перестают задумываться: а в чем собственно его смысл? Ведь речь идет о разбойнике человеке, совершившем за свою жизнь огромное количество плохих, ужасных поступков, грехов. И, может быть, кроме вопля: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк 23:42), ничего хорошего в жизни он не совершил. Почему же разбойник получает прощение? Потому что он действительно покаялся отказался от своей греховной жизни, совершил "перемену ума", пытаясь хотя бы перед самой смертью порвать со своими поступками. Он не притворяется и не играет потому что на кресте нельзя ни притворяться, ни играть. Он искренне ненавидит свои грехи, он не хочет быть таким, каким был раньше иначе он не посмел бы обращаться ко Христу с просьбой вспомнить его. Таким и должно быть покаяние, приносимое нами Богу в таинстве.
Конечно, то, что более-менее понятно на бумаге, не так легко воплотить в жизни. Тем более, что очень просто попасться в ловушку: человек легко растождествляет себя и свой поступок, не испытывая при этом никакой ненависти к совершенному греху. То есть мы попросту прощаем себя сами, без покаяния. Но поэтому и нужна исповедь, что мы сами себя не можем простить только обмануть.
Источник: Фома