ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Грех уныния

Сергей Худиев :: 07 ноября 2008

Бывают частные грехи, а бывают грехи общественные, грехи, укорененные в том, как люди себя ведут, как реагируют на трудности и конфликты, как строят отношения друг с другом. Один из очевидных грехов нашей общественной жизни – грех уныния. Это отказ людей верить в то, что от их действий действительно зависит многое, что они могут и должны повлиять на положение дел. Это уныние проявляется многообразно – но прежде всего, в отказе ответственности. Раз ничего изменить нельзя, то не будем и пытаться; а будем ворчать и злиться. Есть известная молитва о душевном покое: "Боже, дай разум и душевный покой, принять то, что не в силах изменить; мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого." У нас очень часто люди, с одной стороны, полагают, что ничего изменить нельзя, с другой – полны раздражения, гнева и горечи по этому поводу. Это проявляется в самых разных ситуациях – например, во время войны в Южной Осетии неумение представить свою точку зрения в западных СМИ было связано с убеждением, что представители западных СМИ все люди непримиримо враждебные и предвзятые, от которых не следует ожидать ничего, кроме враждебной пропаганды. Однако через какое-то время ВВС опубликовала репортаж своего корреспондента из Южной Осетии Тима Хьюэлла, где преступления режима Саакашвили были освещены вполне объективно. Под влиянием этого репортажа даже такой известный сторонник Саакашвили как министр иностранных дел Великобритании Дэвид Миллибенд, назвал его действия "безответственными". Если бы российская сторона проявляла больше открытости и готовности к сотрудничеству с западными СМИ, общая картина могла бы быть более объективной. Увы, свойственное нашему образу мыслей уныние и неверие в то, что мы можем в чем-то убедить людей, склонить их на нашу сторону или хотя бы повлиять на их позицию, помешало это сделать.Как сказал сам Хьюэлл, "Изначально не было доступа, это привело к тому, что отчасти, у западных зрителей получалась такая односторонняя, частичная картина. Поскольку действительно, не по нашей воле, а в силу обстоятельств, освещение событий велось в основном с грузинской стороны"

Это уныние, уверенность в том, что мы имеем дело с людьми непреодолимо дурными и враждебными, с которыми бесполезно разговаривать, приносит еще больше бед, когда мы пытаемся строить отношения не с иностранцами, а с согражданами. Это касается, прежде всего, отношений с властью. Беда – и очень серьезная беда – в том, что у нас отсутствует критика власти. Нет, ругани по адресу власти у нас полно. Достаточно заглянуть в интернет, и Вы обнаружите массу народа самых разных политических воззрений, которые считают самоочевидным, что нами правят люди в высшей степени дурные, законопреступные, чуждые всякой правде, состраданию и долгу. Но это не критика – критика (или, вспомним русское слово – обличение) отличается от ругани тем, что она имеет цель. Она ищет исправить свой предмет, а не уничтожить его. Чтобы критиковать, надо поверить, что власть состоит из людей, с которыми можно разговаривать. Мы можем выслушать их высказать наши мысли им, мы можем спорить, мы можем беседовать как разумные люди, мы можем склонить других людей изменить их позицию или, если их доводы окажутся убедительными, поправить собственную. Мы можем сотрудничать и действовать вместе. Я уже слышу "нечего и пытаться" "ничего не выйдет". Да, эти слова постоянно висят в нашем воздухе и отравляют наше дыхание. Но мы обязаны – я сознательно употребляю слово "обязаны" – отвергнуть.

Человек, который пытается, может потерпеть неудачу; человек, который не пытается, уже ее потерпел. Человек, который верит, что "ничего не выйдет" получит по своей вере. Он будет жалким неудачником; общество, в котором такое убеждение распространено, в целом обречено на жалкую неудачу. Человек обязан пытаться; он несет за это ответственность перед Богом.

Некоторые отзывы на послание выдержаны в духе того же уныния – власть ничего хорошего замышлять не может, таков символ веры русского интеллигента. Некоторые – в духе преувеличенного восхваления. Я думаю, что то и другое неверно и что президент хотел бы другого – диалога, открытого обсуждения того, что мы хотели бы для нашей страны.

В своем послании президент говорит о ценностях:

"Теперь, собственно, о ценностях. Они хорошо известны.

Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации – в системе международных отношений.

Это свобода – личная, индивидуальная свобода.

Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.

Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. И признание независимости Южной Осетии и Абхазии – это, кстати, пример такой защиты.

Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.

Патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще – таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией."

Разговор о ценностях общества – это не набор лозунгов, не риторическое украшение. Некоторые люди верят в то, что поведение людей диктуется экономикой, что свободный рынок решает все проблемы, а вера, традиции, культура – то, без чего вполне можно обойтись, некая необязательная или даже нежелательная надстройка. Такой подход раз за разом доказывает свою несостоятельность. Общество не может существовать без ценностей; именно они являются несущей конструкцией, каркасом, на котором держится все остальное. Проблемы, разрушающие ту же экономику – да и общество в целом – это не экономические, это ценностные проблемы. Правовой нигилизм и коррупция, упомянутые президентом, депопуляция и преступность связаны именно с утратой ценностных ориентиров. Ценности, то, во что люди верят, то, что они считают важным, то, что определяет их поведение – необходимый фундамент общества, и было бы крайне нереалистично думать, что без них можно обойтись. Нельзя построить дом из сухого песка; нельзя построить общество из людей, у которых нет ценностей.

А ценности общества невозможно насадить, к ним можно только вернуться. Давайте назовем вещи своими именами – мы христианская, православная страна. Наша культура и наши ценности – это христианская культура и христианские ценности. Разумеется, люди, которые не считают Православие своим – равноправные граждане нашей страны; точно также, как люди, родной язык которых – не русский, равноправные граждане. Но язык нашего общества – русский. Вера, сформировавшая нашу культуру – Православие. Если мы хотим найти основания ценностей нашего общества, то они именно там.

Мы, как верующие граждане, не должны стыдиться или бояться сказать, что люди более всего нуждаются в установлении правильной системы координат – над нами есть Бог, Законодатель и Судия, тот, перед Кем мы несем ответственность, Тот, кто дает нам надежду. Наша страна пережила великие бедствия, отвернувшись от Христа, и нам пора вспомнить слова Пророка: "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдем". (Иер.6:16)".

Вера не есть способ бегства от реальности – иначе это не истинная вера. Вера – это способ жить в реальности, исполняя каждый то служение, которое возложено на него Богом. Промысел Божий поместил каждого из нас в определённое место и определённое время с определенной целью. Говорить, что "мы ничего не можем сделать" значит дезертировать и уклоняться от нашего долга. Мы можем.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама